История человека, всего человечества - это поиск ориентиров для устойчивой жизни, обоснование ценностей, жизнь в системе общепринятых относительных и абсолютных ориентиров своего социального времени. При этом сообщество, отдельный человек в различные периоды своей жизни может жить по одному ориентиру (например, родительский дом, дружба, любовь, работа, карьера по вертикали в условиях командно-административной системы и т.д.), ценности или не осознавать ничего в качестве ценного, находясь на учёбе, в поиске или депрессии. Родители, элиты или вожди могут ориентировать или дезориентировать человека или население силой, деньгами и мудростью в различных пропорциях, предоставить элементы самоуправления или оставить человека, население для самоорганизации или авантюристам, которым обманом жить с руки.
От сообщества каннибалов, которые как-то уживались вместе, до
современных развитых демократий с понятиями и практикой уважения
достоинства человека путь большой.
После крушения империй и трансформации авторитарных режимов ХХ века,
завершения "холодной войны", научно-технической революции и эпохи
либеральной экономики развитых стран оттаяли миллиарды людей, массы
освободились для жизнедеятельности в новых условиях наступившего
постмодерна. Для сообществ постлиберализма (устойчивого, не
интенсивного развития за счёт переработки сырья, а через инновации и
активизацию каждого человека) понадобились новое основание и ориентиры
построения личного и общественного счастья. В очередной раз в
социальной истории, но впервые в глобальном масштабе началась замена
божества, начальника, вождя, переоценка морального авторитета,
авторитета грубой силы, неправедных денег или сомнительного знания,
идеологии и иных отживших социальных традиций.
В юности, во время сплошной пропаганды, советский народ мне
представлялся вполне приличной общностью современных людей, которой не
хватает чуточку свободы действия. Однако я ошибался. Советский народ
оказался законсервированным, замороженным сообществом в режимах
абсолютной монархии и диктатуры большевиков; не каннибалами, но и не
светским обществом. Вероятно, массовые разборки по понятиям, в том
числе отдельные случаи каннибализма в России возможны ещё 100 лет.
Видимо, следует показывать нашей молодёжи правильную картину жизни
населения, чтобы не впадать в шок от съеденного в прямом или переносном
смысле соседа.
В России, в самой богатой ресурсами стране мира, после обвала,
разморозки и разконсервации советского социума наступил переходный
период. Здравомыслящие лица уточнили суверенитет России в Конституции
1993 года, создали проект будущего, но не научили использовать и люди
остались дезориентированными с элементами рухнувшей
командно-административной системы, ростками демократии, нового
криминала, новой этики и других всевозможных факторов современной
цивилизации. Дезориентированные люди стали искать и строить личное и
общественное счастье, получив на руки, кроме низкой зарплаты,
обезличенные эквиваленты собственности - ваучеры, которые были
выброшены неподготовленным населением на ветер. По данным ООН индекс
развития человеческого потенциала (ИРЧП)
на сегодня колеблется у России в районе 65 из 169 стран. Т.е. граждане
России остаются нищими в окружении своих богатств (не смогли, не успели
в ХХ веке на основе номенклатуры или либерализации развить свою
экономику). Усугубляя материальную скудость общества, неконтролируемые
СМИ по инерции продолжают навязывать населению смутную экономическую и
политическую среду, продолжают сознательно, а чаще бессознательно
манипулировать сознанием и чувствами населения, формируют понятие
культуры на базе песен и плясок на сцене и льду, другие ложные
ориентиры человеку, чья жизнь продолжает оцениваться меньше содержимого
его небольшого кошелька.
Крушения традиционного уклада (какой-либо ориентации в жизни) были и в
прошлом, но не в глобальном масштабе.
Предполагаю, что сложность ситуации обусловлена невозможностью
повторения социальной истории развитых стран развивающимися.
Современные вызовы - задачи устойчивого развития России и всех стран
(без стихийного развития экономики денег, без рывков и резких
торможений, без войн и революций) предлагаю начать решать уже сейчас
цифровыми, экспертными методами на суперкомпьютерах в связанных
системах координат жизнедеятельности, культуры сообщества и человека,
объединяющей в себя: гелиоцентрическую, геоцентрическую,
общественно-экономическую (государственную, гражданскую, частную),
личностную ценностную систему с опорой на собсвенное достоинство,
конкретную по каждой ценности и т.д. В XXI веке системы координат
социального управления надо технологически оцифровать, формализовать и
предложить для всех и каждого человека методики решения большинства
жизненных ситуаций, множество удобных транспарентных ценностных
ориентиров с необходимой детализацией по каждой ценности и их понятную
взаимозависимость на основе достоинства человека. Сегодня человеку и
сообществу уже некогда читать большую литературу и искать там
ценностные ориентиры для своей жизни, человеку мало и демократии, и
основной её ценности - свободы. Для модернизации общества нужно
учитывать и применять все права, свободы и законные интересы на основе
достоинства человека, которое станет прочной основой всех сфер
социального взаимодействия, вертикальных и особенно горизонтальных
отношений в обществе, которые не развивались со времён холопства на
Руси до сегодняшних дней, в них не было нужды. Всевозможные табели о
рангах, сохранившиеся в России с петровских времён, надо менять на
этические кодексы и правила, исходя из социально-экономических условий
сообщества или группы лиц. Предполагаю, что в основе всей жизни
общества будет принято не верховенство ПРАВА, а верховенство
ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА. Будет создан обновлённый календарь России и для
многочисленных народностей отдельно. Население расстанется со многими
заблуждениями культуры прошлого и приобретёт современные ориентиры.
Личностная система координат на основе достоинства человека, а в
недалёком будущем и с учётом генома каждого человека, должна всюду
внедряться в общественное сознание и в ближайшее время стать основой
социальной методологии, методов и математического моделирования
состояния и движения социальной материи. При этом успех будет зависеть
от пропорций и уровня силового, монетарного и образовательного
регулирования общественных отношений. При этом осознанное каждым
достоинство человека является движущим фактором самоуправления.
Чтобы Европа и Россия не погрузились в хаос от стихийного и свободного
деления собственности бывшего СССР и второго переселения народов,
которое мы наблюдаем в наше время, надо формализовать и технологически
увязать национальные ресурсы в этих системах координат для реализации
ценностной экономики, подлинной культуры человека и социальной
политики, чтобы процесс государственного управления и взаимодействия
людей был математически прозрачен, обоснован и предсказуем. Работы по
оцифровке Земли успешно ведутся компанией
Google, впечатляющий опыт по оцифровке тела человека
представлен в технологии Google Body Browser.
Все дальнейшие успехи будут связаны с формализацией сообществ планеты в
транснациональном проекте (часть такого проекта можно реализовать в
Сколково, чтобы компенсировать усугубляющееся преступностью и
коррупцией отставание в демократизации общества, которая была отложена
в условиях надвигающегося 90-х годах экономического коллапса России).
Однако время подсказывает необходимость создания и внедрения в России и
постдемократических общественных отношений.
При этом уже сейчас надо обеспечивать минимальный уровень образования
для понимания каждым человеком разницы между отдельными системами
координат и временем: астрономическим, геоцентрическим, местным,
социальным, личным. Например, человек в детстве, юности и зрелости
проживает в различном личном времени.
Сообщества нашей планеты живут в своём социальном времени, а
Земля - Солнце имеют своё астрономическое время и календарь. От
периодической активности Солнца зависят не только поперечные годичные
кольца на срезе деревьев, но и качество поколения. Права, свободу и
законные интересы завоевывает себе каждое поколение, но на ином уровне.
Нельзя допустить, чтобы одно поколение создало ракеты, а другое
поколение по неосторожности, по коллективному или персональному
убеждению национального лидера его применило. Нельзя допустить и
появление третьих стран с ядерными арсеналами и ведущих свою холодную
войну или запуск своего спутника: например, вождём-меломаном за счёт
продажи лесов племени вокруг Амазонки для трансляции песен о вожде.
Полагаю, что нынешнее лидерство продуктивно, если основывается на
незыблемости достоинства человека: открыто, распределено, всеобще и
динамично; не подавляет активность и способствует ценностной ориентации
человека для устойчивого развития.
Сегодня скорость социальных процессов ниже скорости изменения среды.
Современная цивилизация нуждается в постоянном и популярном внимании к
ценностным ориентирам человека, в том числе пора бы ввести и единый
календарь для жителей Земли.
Например, никто не считал, но возможно, для устойчивого развития
Кавказа там не следует расширять промышленность и демографические
показатели, а как в Китае, ввести понятные каждому ограничения и
предоставить рабочие места для молодёжи густонаселённых регионов в
развивающихся районах России и остального мира. Впрочем, местное
самоуправление в развивающихся районах надо вводить незамедлительно.
Для меня и вектор развития Москвы - большой вопрос. Москва -
континентальный мегаполис. Наша столица не продувается океанскими
ветрами как Нью-Йорк и поэтому нравственность, социальные законы,
этические кодексы социальных групп и корпораций, традиции москвичей в
условиях отделения религии от государства должны стать более надёжными.
Важное значение сегодня имеют принципы открытостиь и адекватности
бюджетного и силового регулирования в Москве, генерирующие через каналы
СМИ подобные действия по всей России.
Если предположить, что современная Россия отстаёт от развитых стран
Европы на 100 лет, то наше общество сегодня, в 2010 году, входит в
полосу привлекательности порядка (банального итальянского или хуже,
германского фашизма). Народ остаётся нищим, неадекватным своему
национальному богатству и согласно социальной инерции, не имея понятия
собственного достоинства, продолжает нуждаться в начальнике и вожде.
Следовательно, научным и политическим лидерам, экономической элите,
всем здравомыслящим людям надо умело и осторожно применять меры
социального управления в этот период нашего развития, предлагать нужные
центры концентрации социальной инициативы, постоянно заботиться о
повышении материального уровня и социальной культуры, прививать
населению самостоятельность и толерантность, понятие личного суверинета
и устойчивой жизнедеятельности в условиях сегодняшнего капитала и после
капитализма, уже пришедшего в развитые страны. Например, не хватает
денег: счастье можно увеличить за счёт любви, знаний, работы или другой
ценности (см.рисунок), не забывая, что для мужчины главный фактор -
женщина и наоборот для женщины - мужчина. Переход населения к
ценностным ориентирам в скором времени может начаться через отказ
молодёжи от пива и сигарет, а взрослое население в широких
горизонтальных отношениях начнёт применять закон в отношениях друг с
другом в быту и на работе, создавая экономику ценностей. При этом
общество с укоренённым достоинством человека в менталитете
народа удобнее складывать через личный состав Армии (ранее там ковали
кадры для диктатуры пролетариата и командно-административной системы,
да и теперь там вертикальные отношения преобладают), которая может
выступить в качестве генератора граждан с защищённым достоинством для
нового общества. При этом разрыв между людьми в силе, деньгах и знаниях
будет постоянно сглаживаться законодательными и этическими нормами.
Полагаю правильным будет ввести в закон о партиях не только
количественные показатели, но и необходимость наличия
научно-аналитического центра социального управления.
Автор полагает, что в современную эпоху
глобализации, всеобщего понимания ограниченности энергетических
ресурсов, начинается массовый уход населения всех стран от химер и
идеологий. Вслед за научно-технической революцией человечество
переживёт научно-гуманитарную. Каждый народ приобретёт обоснованные
ценностные ориентиры на основе понятия "Достоинство человека", которое
в XXI веке станет аксиомой общественного сознания, константой в
инструментах электронной демократии, базисом для расчётов устойчивого
развития человека, сообщества каждой местности. Подобно системе
координат Декарта (x,y,z - знает каждый), обеспечившей развитие
соременной науки и технолий, сегодня для модернизации и более
счастливой жизни после модерна (капитализма) нужна развитая
гуманитарная наука и понятная каждому система социальных измерений. При
этом общепринятые три ориентира (канала)социального управления по силе
(политика), деньгам (экономика) и знаниям (наука) надо дополнить друими
эквивалентными, транспарентными, понятными и удобными для населения
системами ценностных ориентиров (системами
координат). У каждого человека с детства надо
воспитывать уважение к себе и другим, ценностную ориентацию:
гражданское участие в политике, экономике и самообразовании по
этическим правилам, адаптированным для каждого возраста.
Дальнейшее развитие и модернизацию страны смогут осуществить только самодостаточные, ценностно ориентированные люди на основе всеми понимаемого, уважаемого и защищаемого достоинства человека, пользующегося всеми правами, свободами и законными интересами человека и гражданина для самосовершенствования и самоорганизации различных сообществ, общества и человечества. В этом ключ к благополучию настоящей и будущей России.
12.12.2010
|