Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Споёмте перед стартом,
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся
Наши следы.
Когда-нибудь с годами
Припомним мы с друзьями,
Как по дорогам звёздным
Вели мы первый путь,
Как первыми сумели
Достичь заветной цели
И на родную Землю
Со стороны взглянуть.
Давно нас ожидают
Далёкие планеты,
Холодные планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна планета
Не ждёт нас так, как эта,
Планета дорогая
По имени Земля.
|
Родился 26 сентября 1932 в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан) в семье учительницы и журналиста,
после ареста которого в 1937 семья переехала в Запорожье. Мальчиком был колхозным пастухом; окончив
ремесленное училище, работал на стройке, служил в армии. После безуспешных попыток поступить в
Литературный институт им. А.М.Горького поступил в Московский педагогический институт, откуда со 2-го
курса по комсомольской путевке отправился в казахские степи осваивать целину.
Еще в начале 1950-х годов, служа в армии, начал писать стихи. С текстом Песни космонавтов («Я знаю,
друзья, караваны ракет...», 1960) к Войновичу пришла известность, подкрепленная публикацией повестей
Мы здесь живем (1961), Два товарища (1967; инсценирована автором), рассказов Хочу быть честным
(авторское название – Кем я мог бы стать; инсценирована Войновичем), пьесой Кот домашний средней
пушистости (1990; совм. с Г.И.Гориным, экранизирована под названием Шапка).
Активная правозащитная деятельность Войновича (письма в защиту А.Синявского, Ю.Даниэля, Ю.Галанскова,
позднее – А.Солженицына, А.Сахарова) сочеталась с работой над документальными повестями –
исторической, о Вере Фигнер (Степень доверия, 1973), и о собственной злободневной борьбе с
номенклатурной бюрократией за право купить кооперативную квартиру (Иванькиада, или Рассказ о вселении
писателя Войновича в новую квартиру, 1976; в России опубл. в 1988).
В 1974 Войнович был исключен из Союза писателей СССР, печатался в «самиздате» и за рубежом, где
впервые опубликовал и самое знаменитое свое произведение – роман Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина (1969–1975) с его продолжением – романом Претендент на престол (1979),
романы-«анекдоты», в которых на примере нелепых, смешных и печальных историй, происходящих с рядовым
солдатиком Иваном Чонкиным, ассоциирующимся с образом «бравого солдата Швейка» из романа Я.Гашека, в
гротескно-сатирической манере показаны истинная нелепость современного бытия – подавление «высшей» и
не всегда понятной «низам» государственной необходимостью простых и естественных человеческих желаний
и судеб, а также повесть Путем взаимной переписки (1973–1979).
В 1980 Войнович выехал за границу по приглашению Баварской Академии искусств, с 1981 лишен советского
гражданства, живет в Мюнхене. С начала 1990-х годов часто приезжает на родину, активно выступает как
публицист (книга Антисоветский Советский Союз, 1985), проявляя и в этом жанре политический заостренный
парадоксализм своего мышления. Эта черта, равно как и тяготение художественной манеры Войновича к
«коллажности» и продуктивному эклектизму, отразилась и в романе-антиутопии Москва 2042 (1987),
показавшем доведенную до абсурда воображаемую советскую действительность 21-го века и продолжающем
начатую Войновичем в «не очень достоверном рассказе об одной исторической вечеринке» Войнович в кругу
друзей (1967) тему осмеяния коммунистических вождей («товарища Кобы» – И.В.Сталина, Леонтия Ария –
Лаврентия Берия, Лазера Казановича – Лазаря Кагановича, Опанаса Марзояна – Анастаса Микояна и др.) и в
опубликованных в конце 1990-х годов романе Замысел и повести Дело № 34840, где в характерном для
писателя смешении эссеизма и биографического документализма передается история покушения на Войновича
сотрудников КГБ.
Неоднозначно воспринимаемые читателями и критикой и порою обвиняемые в «антипатриотическом» нигилизме
произведения Войновича, продолжающие сатирические традиции отечественной литературы (Н.В.Гоголь, М.Е.
Салтыков-Щедрин, М.А.Булгаков) и одновременно впитавшие достижения современной мировой антиутопии,
гротескной социально-обличительной прозы (О.Хаксли, Дж.Оруэлл), являют собой характерный для 20 в.
пример успешной философско-политической актуализации беллетристики
|