АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА Проблемы качества оружия и безопасность военной службы В мирное время в Российской Федерации сохраняется чрезвычайно высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих и высокая опасность для населения аварии и катастроф с вооружением и военной техникой (ВВТ). Взрывы боевых ракет, участившиеся катастрофы и аварии пилотируемых летательных аппаратов, подводных лодок и надводных кораблей, пожары на арсеналах, базах хранения оружия и боеприпасов, взрывы танков вместе с боекомплектами прямо в парках и тому подобные происшествия уносят тысячи жизней граждан Российской Федерации, приводят к нанесению травм, контузий, увечий и других нарушений и ущерба здоровью военнослужащих. . Помимо снижения обороноспособности страны и боеготовности войск, наносится большой материальный, экономический и экологический ущерб, оказывается негативное воздействие на морально-психологическое состояние военнослужащих и общества. Чрезвычайную опасность представляют происшествия, связанные с носителями атомной энергии, ядерного и химического оружия. Эта опасность усиливается в связи с ориентацией на мобильные океанские и мобильные наземные комплексы ракетно-ядерного оружия взамен стационарных подземных, более надежных и локально ограниченных. Прошло семь лет со дня потопления АПЛ "Комсомолец" с гибелью 42-х подводников. Причины этой катастрофы не выявлены, виновники не наказаны. Следствие до настоящего времени не завершено, хотя и было (под давлением общественности!) возобновлено. Чрезвычайно высока опасность для населения, проживающего вблизи военных объектов, аварий и катастроф с ВВТ. Катастрофы военной техники в больших городах, подобные происшедшим в 1988-1995 гг. в городах Арзамас, Екатеринбург, Владивосток, Шкотово, Северодвинск и др.) не исключены. Сохраняется высочайшая вероятность катастроф, подобных затоплению пяти атомных подводных лодок (в США за последние 26 лет не затонула ни одна АПЛ). Подобные катастрофы могут повториться, поскольку в их основе лежат неустраненные одни и те же повторяющиеся причины и предпосылки конструктивно-производственного характера. Попутно следует отметить еще один важный аспект рассматриваемой проблемы. При относительно высоких тактико-технических характеристиках нашего оружия по боевым параметрам (дальностям, высотам, глубинам действия, мощностям, убойной силе и т.п.) эргономические характеристики, комфортность эксплуатации боевых и технических обеспечивающих средств, удобство работы экипажей, расчетов, обитаемость их кабин и отсеков находятся на крайне низком уровне. Что необходимо предпринять: 1. Совету безопасности РФ совместно с Государственно-правовым управлением подготовить комплект нормативных документов для практической реализации прав по защите жизни и здоровья граждан, проходящих военную службу в мирное время, гарантированных Конституцией РФ. 2. Рассмотреть возможность и целесообразность создания Государственного Центра безопасности военной службы, независимого от военных ведомств, разработчиков и изготовителей оружия, по типу имеющихся и эффективно работающих в западных странах (например, Военно-морского центра США). 3. Поручить Министерству обороны РФ, Министерству науки и РАН в рамках "Программы...ГНТП-16" разработать в Совет безопасности РФ программу повышения безопасности военной деятельности. 4. Поручить Министерству юстиции РФ совместно с Прокуратурой РФ и Государственно-правовым управлением подготовить предложения по корректировке законов, направленные на повышение качества, надежности и безопасности ВВТ. 5. Предусмотреть решающую роль полигонов и научно-исследовательских институтов Министерства обороны РФ в сертификации военной техники и вооружения. 6. Внести изменения в "Положение о военных представительствах Министерства обороны РФ", предусмотрев материальную независимость военных приемок от подконтрольных предприятий по всем видам довольствия, 7. Незамедлительно отменить постановления и решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которыми допускается сдача (прием) в эксплуатацию ВВТ, не соответствующих стандартам, особенно в части надежности и характеристик безопасности, например, постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30.10.1987 г. 1241-302. постановления СМ СССР от 05.07.1977 г. 608, от 01.02.1991 г. 72, приказ Министра обороны СССР от 14.12.1987 г. 00138. Эксплуатацию кораблей, установок и других объектов, принятых с отступлениями от требований тактико-технических заданий и стандартов по характеристикам безопасности, приостановить до внедрения необходимых мер, снижающих возможность появления аварий и катастроф. 8. Генеральной Прокуратуре РФ завершить расследование катастрофы атомной подводной лодки "Комсомолец" и в кратчайший срок передать дело в Суд . 9. Пересмотреть дела по другим катастрофам и выплатить компенсации пострадавшим от них, не дожидаясь, когда это потребует оппозиция, пытаясь нажить политический капитал. 10. Незамедлительно перепроверить аварийно-спасательные устройства; корабли, суда, самолеты, ракетные установки и т.п., на которых такие устройства имеют конструктивные недостатки или не испытаны, вывести из эксплуатации до внедрения необходимых мер, снижающих риск возникновения аварий и катастроф. 11. Вывести руководителей военных представительств Министерства обороны РФ из подчинения Заказывающих управлений Министерства обороны РФ, а Председателя Постоянной комиссии государственной приемки кораблей - из подчинения Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации, сделав их полностью независимыми. 12. Поручить разработать изменения и дополнения в Уставы Вооруженных Сил РФ и в Корабельный устав и в действующие законы в части ответственности за не обеспечение безопасности личного состава. 13. Предусматривать в ТТТ, ТТЗ, ТЗ на разрабатываемое оружие отдельными разделами записывать параметры безопасности эксплуатации. 14. "Основные условия поставки кораблей и судов для Министерства обороны СССР" незамедлительно отменить. 15. Установить независимый от Минобороны РФ надзор за ядерной и радиационной безопасностью в Вооруженных Силах РФ. 16. Провести экспертизу имеющегося на вооружении и разрабатываемого оружия на безопасность использования, удобство эксплуатации и применения, выполнение эргономических, медико-санитарных требований. Принять превентивные меры по исключению возможных аварий и катастроф. Указанную экспертизу проводить не только специалистами Министерства обороны РФ, Прокуратуры и представителями промышленности, причастными к разработке и изготовлению вооружения и военной техники, но и независимыми экспертами (не исключая иностранных), в том числе российских офицеров запаса, для чего создать специальную группу экспертов при Совете безопасности РФ. Предполагаемые затраты на проведение этих работ будут мизерными по сравнению с возможными потерями и ущербом, которые удастся предотвратить. Эти работы будут составной частью военной реформы и укрепления безопасности России. Полковник запаса А.Г.Кравцов 12.07.96г. |