|
Анатолий Кравцов
независимый аналитик
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Проблемы качества оружия и безопасность военной службы
В мирное время в Российской Федерации сохраняется
чрезвычайно высокий уровень гибели и травматизма
военнослужащих и высокая опасность для населения аварии и
катастроф с вооружением и военной техникой (ВВТ). Взрывы
боевых ракет, участившиеся катастрофы и аварии пилотируемых
летательных аппаратов, подводных лодок и надводных кораблей,
пожары на арсеналах, базах хранения оружия и боеприпасов,
взрывы танков вместе с боекомплектами прямо в парках и тому
подобные происшествия уносят тысячи жизней граждан
Российской Федерации, приводят к нанесению травм, контузий,
увечий и других нарушений и ущерба здоровью военнослужащих.
.
Помимо снижения обороноспособности страны и боеготовности
войск, наносится большой материальный, экономический и
экологический ущерб, оказывается негативное воздействие на
морально-психологическое состояние военнослужащих и
общества. Чрезвычайную опасность представляют происшествия,
связанные с носителями атомной энергии, ядерного и
химического оружия. Эта опасность усиливается в связи с
ориентацией на мобильные океанские и мобильные наземные
комплексы ракетно-ядерного оружия взамен стационарных
подземных, более надежных и локально ограниченных.
Прошло семь лет со дня потопления АПЛ "Комсомолец"
с гибелью 42-х подводников. Причины этой катастрофы не
выявлены, виновники не наказаны. Следствие до настоящего
времени не завершено, хотя и было (под давлением
общественности!) возобновлено.
Чрезвычайно высока опасность для населения, проживающего
вблизи военных объектов, аварий и катастроф с ВВТ.
Катастрофы военной техники в больших городах, подобные
происшедшим в 1988-1995 гг. в городах Арзамас, Екатеринбург,
Владивосток, Шкотово, Северодвинск и др.) не исключены.
Сохраняется высочайшая вероятность катастроф, подобных
затоплению пяти атомных подводных лодок (в США за последние
26 лет не затонула ни одна АПЛ). Подобные катастрофы могут
повториться, поскольку в их основе лежат неустраненные одни
и те же повторяющиеся причины и предпосылки
конструктивно-производственного характера.
Попутно следует отметить еще один важный аспект
рассматриваемой проблемы. При относительно высоких
тактико-технических характеристиках нашего оружия по боевым
параметрам (дальностям, высотам, глубинам действия,
мощностям, убойной силе и т.п.) эргономические
характеристики, комфортность эксплуатации боевых и
технических обеспечивающих средств, удобство работы
экипажей, расчетов, обитаемость их кабин и отсеков находятся
на крайне низком уровне.
Что необходимо предпринять:
1. Совету безопасности РФ совместно с
Государственно-правовым управлением подготовить комплект
нормативных документов для практической реализации прав по
защите жизни и здоровья граждан, проходящих военную службу в
мирное время, гарантированных Конституцией РФ.
2. Рассмотреть возможность и целесообразность создания
Государственного Центра безопасности военной службы,
независимого от военных ведомств, разработчиков и
изготовителей оружия, по типу имеющихся и эффективно
работающих в западных странах (например, Военно-морского
центра США).
3. Поручить Министерству обороны РФ, Министерству науки и
РАН в рамках "Программы...ГНТП-16" разработать в
Совет безопасности РФ программу повышения безопасности
военной деятельности.
4. Поручить Министерству юстиции РФ совместно с Прокуратурой
РФ и Государственно-правовым управлением подготовить
предложения по корректировке законов, направленные на
повышение качества, надежности и безопасности ВВТ.
5. Предусмотреть решающую роль полигонов и
научно-исследовательских институтов Министерства обороны РФ
в сертификации военной техники и вооружения.
6. Внести изменения в "Положение о военных
представительствах Министерства обороны РФ",
предусмотрев материальную независимость военных приемок от
подконтрольных предприятий по всем видам довольствия,
7. Незамедлительно отменить постановления и решения ЦК КПСС
и Совета Министров СССР, которыми допускается сдача (прием)
в эксплуатацию ВВТ, не соответствующих стандартам, особенно
в части надежности и характеристик безопасности, например,
постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30.10.1987 г. 1241-302.
постановления СМ СССР от 05.07.1977 г. 608, от 01.02.1991 г.
72, приказ Министра обороны СССР от 14.12.1987 г. 00138.
Эксплуатацию кораблей, установок и других объектов, принятых
с отступлениями от требований тактико-технических заданий и
стандартов по характеристикам безопасности, приостановить до
внедрения необходимых мер, снижающих возможность появления
аварий и катастроф.
8. Генеральной Прокуратуре РФ завершить расследование
катастрофы атомной подводной лодки "Комсомолец" и
в кратчайший срок передать дело в Суд .
9. Пересмотреть дела по другим катастрофам и выплатить
компенсации пострадавшим от них, не дожидаясь, когда это
потребует оппозиция, пытаясь нажить политический капитал.
10. Незамедлительно перепроверить аварийно-спасательные
устройства; корабли, суда, самолеты, ракетные установки и
т.п., на которых такие устройства имеют конструктивные
недостатки или не испытаны, вывести из эксплуатации до
внедрения необходимых мер, снижающих риск возникновения
аварий и катастроф.
11. Вывести руководителей военных представительств
Министерства обороны РФ из подчинения Заказывающих
управлений Министерства обороны РФ, а Председателя
Постоянной комиссии государственной приемки кораблей - из
подчинения Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской
Федерации, сделав их полностью независимыми.
12. Поручить разработать изменения и дополнения в Уставы
Вооруженных Сил РФ и в Корабельный устав и в действующие
законы в части ответственности за не обеспечение
безопасности личного состава.
13. Предусматривать в ТТТ, ТТЗ, ТЗ на разрабатываемое оружие
отдельными разделами записывать параметры безопасности
эксплуатации.
14. "Основные условия поставки кораблей и судов для
Министерства обороны СССР" незамедлительно отменить.
15. Установить независимый от Минобороны РФ надзор за
ядерной и радиационной безопасностью в Вооруженных Силах РФ.
16. Провести экспертизу имеющегося на вооружении и
разрабатываемого оружия на безопасность использования,
удобство эксплуатации и применения, выполнение
эргономических, медико-санитарных требований. Принять
превентивные меры по исключению возможных аварий и
катастроф.
Указанную экспертизу проводить не только специалистами
Министерства обороны РФ, Прокуратуры и представителями
промышленности, причастными к разработке и изготовлению
вооружения и военной техники, но и независимыми экспертами
(не исключая иностранных), в том числе российских офицеров
запаса, для чего создать специальную группу экспертов при
Совете безопасности РФ.
Предполагаемые затраты на проведение этих работ будут
мизерными по сравнению с возможными потерями и ущербом,
которые удастся предотвратить. Эти работы будут составной
частью военной реформы и укрепления безопасности России.
Полковник запаса А.Г.Кравцов
12.07.96г.
|