Анатолий Кравцов
независимый аналитик
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Проблемы качества оружия и безопасность военной службы
В мирное время в Российской Федерации сохраняется чрезвычайно высокий уровень гибели и
травматизма военнослужащих и высокая опасность для населения аварии и катастроф с вооружением
и военной техникой (ВВТ). Взрывы боевых ракет, участившиеся катастрофы и аварии пилотируемых
летательных аппаратов, подводных лодок и надводных кораблей, пожары на арсеналах, базах
хранения оружия и боеприпасов, взрывы танков вместе с боекомплектами прямо в парках и тому
подобные происшествия уносят тысячи жизней граждан Российской Федерации, приводят к нанесению
травм, контузий, увечий и других нарушений и ущерба здоровью военнослужащих. .
Помимо снижения обороноспособности страны и боеготовности войск, наносится большой
материальный, экономический и экологический ущерб, оказывается негативное воздействие на
морально-психологическое состояние военнослужащих и общества. Чрезвычайную опасность
представляют происшествия, связанные с носителями атомной энергии, ядерного и химического
оружия. Эта опасность усиливается в связи с ориентацией на мобильные океанские и мобильные
наземные комплексы ракетно-ядерного оружия взамен стационарных подземных, более надежных и
локально ограниченных.
Прошло семь лет со дня потопления АПЛ "Комсомолец" с гибелью 42-х подводников.
Причины этой катастрофы не выявлены, виновники не наказаны. Следствие до настоящего времени
не завершено, хотя и было (под давлением общественности!) возобновлено.
Чрезвычайно высока опасность для населения, проживающего вблизи военных объектов, аварий и
катастроф с ВВТ. Катастрофы военной техники в больших городах, подобные происшедшим в
1988-1995 гг. в городах Арзамас, Екатеринбург, Владивосток, Шкотово, Северодвинск и др.) не
исключены. Сохраняется высочайшая вероятность катастроф, подобных затоплению пяти атомных
подводных лодок (в США за последние 26 лет не затонула ни одна АПЛ). Подобные катастрофы
могут повториться, поскольку в их основе лежат неустраненные одни и те же повторяющиеся
причины и предпосылки конструктивно-производственного характера.
Попутно следует отметить еще один важный аспект рассматриваемой проблемы. При относительно
высоких тактико-технических характеристиках нашего оружия по боевым параметрам (дальностям,
высотам, глубинам действия, мощностям, убойной силе и т.п.) эргономические характеристики,
комфортность эксплуатации боевых и технических обеспечивающих средств, удобство работы
экипажей, расчетов, обитаемость их кабин и отсеков находятся на крайне низком уровне.
Что необходимо предпринять:
1. Совету безопасности РФ совместно с Государственно-правовым управлением подготовить
комплект нормативных документов для практической реализации прав по защите жизни и здоровья
граждан, проходящих военную службу в мирное время, гарантированных Конституцией РФ.
2. Рассмотреть возможность и целесообразность создания Государственного Центра безопасности
военной службы, независимого от военных ведомств, разработчиков и изготовителей оружия, по
типу имеющихся и эффективно работающих в западных странах (например, Военно-морского центра
США).
3. Поручить Министерству обороны РФ, Министерству науки и РАН в рамках
"Программы...ГНТП-16" разработать в Совет безопасности РФ программу повышения
безопасности военной деятельности.
4. Поручить Министерству юстиции РФ совместно с Прокуратурой РФ и Государственно-правовым
управлением подготовить предложения по корректировке законов, направленные на повышение
качества, надежности и безопасности ВВТ.
5. Предусмотреть решающую роль полигонов и научно-исследовательских институтов Министерства
обороны РФ в сертификации военной техники и вооружения.
6. Внести изменения в "Положение о военных представительствах Министерства обороны
РФ", предусмотрев материальную независимость военных приемок от подконтрольных
предприятий по всем видам довольствия,
7. Незамедлительно отменить постановления и решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР,
которыми допускается сдача (прием) в эксплуатацию ВВТ, не соответствующих стандартам,
особенно в части надежности и характеристик безопасности, например, постановление ЦК КПСС и
СМ СССР от 30.10.1987 г. 1241-302. постановления СМ СССР от 05.07.1977 г. 608, от 01.02.1991
г. 72, приказ Министра обороны СССР от 14.12.1987 г. 00138. Эксплуатацию кораблей, установок
и других объектов, принятых с отступлениями от требований тактико-технических заданий и
стандартов по характеристикам безопасности, приостановить до внедрения необходимых мер,
снижающих возможность появления аварий и катастроф.
8. Генеральной Прокуратуре РФ завершить расследование катастрофы атомной подводной лодки
"Комсомолец" и в кратчайший срок передать дело в Суд .
9. Пересмотреть дела по другим катастрофам и выплатить компенсации пострадавшим от них, не
дожидаясь, когда это потребует оппозиция, пытаясь нажить политический капитал.
10. Незамедлительно перепроверить аварийно-спасательные устройства; корабли, суда, самолеты,
ракетные установки и т.п., на которых такие устройства имеют конструктивные недостатки или не
испытаны, вывести из эксплуатации до внедрения необходимых мер, снижающих риск возникновения
аварий и катастроф.
11. Вывести руководителей военных представительств Министерства обороны РФ из подчинения
Заказывающих управлений Министерства обороны РФ, а Председателя Постоянной комиссии
государственной приемки кораблей - из подчинения Главнокомандующему Вооруженными Силами
Российской Федерации, сделав их полностью независимыми.
12. Поручить разработать изменения и дополнения в Уставы Вооруженных Сил РФ и в Корабельный
устав и в действующие законы в части ответственности за не обеспечение безопасности личного
состава.
13. Предусматривать в ТТТ, ТТЗ, ТЗ на разрабатываемое оружие отдельными разделами записывать
параметры безопасности эксплуатации.
14. "Основные условия поставки кораблей и судов для Министерства обороны СССР"
незамедлительно отменить.
15. Установить независимый от Минобороны РФ надзор за ядерной и радиационной безопасностью в
Вооруженных Силах РФ.
16. Провести экспертизу имеющегося на вооружении и разрабатываемого оружия на безопасность
использования, удобство эксплуатации и применения, выполнение эргономических,
медико-санитарных требований. Принять превентивные меры по исключению возможных аварий и
катастроф.
Указанную экспертизу проводить не только специалистами Министерства обороны РФ, Прокуратуры
и представителями промышленности, причастными к разработке и изготовлению вооружения и
военной техники, но и независимыми экспертами (не исключая иностранных), в том числе
российских офицеров запаса, для чего создать специальную группу экспертов при Совете
безопасности РФ.
Предполагаемые затраты на проведение этих работ будут мизерными по сравнению с возможными
потерями и ущербом, которые удастся предотвратить. Эти работы будут составной частью военной
реформы и укрепления безопасности России.
Полковник запаса А.Г.Кравцов
12.07.96г.
|