Социально-психологическая динамика
межэтнических конфликтов
В.А.Соснин
Кризисная ситуация, возникшая в результате
развала союзного государства и разрыва
социально-экономических связей на всех уровнях,
привела к девальвации идеологических,
политических и экономических регуляторов,
интегрирующих национально-террито-риальные,
профессиональные и иные групповые образования
государства, к колоссальному ослаблению
центральной власти, к ее неспособности выполнять
положения федеральной конституции и основных
федеральных законов. Эти объективные условия до
предела обострили социальные противоречия и
напряженность между бывшими республиками - в
первую очередь, в сфере распределения ресурсов, -
привели к политизации социальных требований о
пересмотре существующего порядка на основе
национально окрашен-ного понимания
справедливости и правды.
В силу известных традиций политической культуры
в России до настоящего времени:
- сохраняется авторитарно-вождистский тип
федераль-ности при сохранении некоторых
элементов парламент-ского фасада;
- отсутствует стратегическая ориентация на
предупреждение и урегулирование
межнациональных противоречий и конфликтов на
основе перспективного формирования
экономических, правовых, политических и
социально-психологических условий,
обеспечивающих интеграционное развитие этих
процессов;
- остается ориентация на тактические сиюминутные
цели при урегулировании возникающих конфликтов,
на декларативное невмешательство при сильном
влиянии на принятие политических решений
текущих условий политической борьбы в высших
эшелонах власти;
- остается ориентация стратегического
"запазды-вания" реакции на "горячие"
ситуации с преимущест-венной опорой на
военно-политические методы их разрешения.
В силу действия этих системных причин политика
федеральной власти продолжает оставаться
дестабили-зирующим фактором межнациональных
отношений. Центр до настоящего времени не смог
предоставить стабилизи-рующей, интеграционной
политики национально-территориальным
образованиям, автономиям и респуб-ликам России,
оставляя им в той или иной мере проблему
самостоятельного выживания.
Вместе с тем любые межнациональные противоречия,
имея в своей основе реальные
социально-экономические и идейно-политические
корни, при их обострении до конфликта
приобретают исключительно важное
психологическое измерение, причем, в
определенной мере, независимое и доминирующее. С
психологической точки зрения, поведение людей,
включенных в различные группы и системы
отношений, регулируется принципами этих
отношений на основе идентификации групп с этими
отношениями: идейно-политическими,
экономическими, профессиональными,
национально-этническими.
Для нашего многонационального государства,
каким являлся бывший СССР, такими принципами,
регулирующими взаимодействие людей, их
объединение в группы, а также их взаимоотношения,
являлись следующие ценностные идеалы:
- принцип интернационализма (глобальная
идейно-политическая идентификация, объединяющая
различные группы общества на основе братской
взаимопомощи и солидарности трудового
населения);
- принцип социалистического разделения и
кооперации труда (социально-экономическая
идентифи-кация, объединяющая людей на основе
идеи о "единой семье народов");
- постулат о единой общности "советский
народ" (идеологическая идентификация на
основе своеобразного "имперского единства"
народов, входящих в единое государство -
Советский Союз);
- принцип развития, процветания и
взаимообогащения национальных культур.
Исторический опыт свидетельствует, что при
сильной исполнительной центральной власти в
многонациональном государстве, при политической
и социально-экономической стабильности в
обществе, при принимаемых мерах по улучшению
материального положения и сохранению
этнокультурной самобытности главными
регуляторами отношений людей и групп в обществе
являются вышеупомянутые идейные, идеологические
и экономические системы регуляции
взаимоотношений. Сфера же межнациональных
отношений как бы отходит на второй план. Другими
словами, уровень напряженности межнациональных
отношений находится на низком уровне. И человек в
своем субъективном мире как бы
"странствует", перемещается в этих системах
отношений и идентификаций, меняя свою ведущую
идентификацию и, соответственно, главный
регулятор межгрупповых отношений в зависимости
от жизненной ситуации своего существования и от
удовлетворения или неудовлетворения базовых
социаль-ных потребностей.
При всех деформациях и недостатках эти принципы
регуляции отношений между группами в обществе
(как глобальные идентификации, объединяющие
различные группы в определенное единство)
являлись, по-видимому, решающими для снятия
остроты национальных проблем. И тот же
исторический опыт показывает, что обострение
национальных противоречий есть, как правило,
следствие тупиковой ситуации в
социально-экономической сфере в целом, во-первых,
и, во-вторых, - есть результат краха регуляции
межнациональных отношений другими
интегрирующими общество факторами.
Бывший Советский Союз и Россия все перечисленные
принципы регуляции утратили. Вернее,
идеологические иллюзии советского периода
утратили свое регулирующее значение, а новые
интеграционные идейные ценности пока не
возникли. В таких глобальных кризисных
ситуациях, когда от огромного числа людей и
групповых образований требуется кардинальный
пересмотр своего поведения, в обществе, как
правило, возникает определенное психологическое
состояние. Оно характеризуется чувствами
фрустрации, растерянности и дискомфорта, утраты
интегрирующей идентификации, потери надежды и
жизненной перспективы, обреченности и потери
смысла жизни.
В таких ситуациях у отдельного человека и
групповых образований в обществе существуют две
основные стратегии поведения по улучшению
своего положения:
- индивидуальная стратегия, предполагающая
решение проблем индивидуальными усилиями;
- коллективная или групповая стратегия,
выбираемая тогда, когда индивидуальные решения
по тем или иным причинам (субъективным или
объективным) невозможны, и поправить свое
положение можно только вместе с другими людьми,
находящимися в такой же ситуации.
Поэтому в соответствии с
социально-психологическими закономерностями на
первый план в регуляции межгрупповых отношений в
обществе выдвигается этнический фактор, как
более древний, выполнявший в процессе филогенеза
функцию группового выживания. В традиционной
терминологии эта смена регуляции обычно
именуется ослаблением интернационализма при
одновременном росте националистических
тенденций.
Как действует этот социально-психологический
механизм? Когда появляется угроза существованию
группы как целостного и самостоятельного
субъекта межгруппового взаимодействия, на
уровне социального восприятия ситуации
происходит социальная идентификация по признаку
происхождения, по признаку крови; включаются
механизмы социально-психоло-гической защиты в
виде процессов внутригрупповой сплоченности,
внутригруппового фаворитизма, усиления единства
"мы" и внешнегрупповой дискриминации и
обособления от "них", "чужих". Эти
процедуры ведут к отдалению и искажению образов
внешних групп, которые с эскалацией конфликта
приобретают хорошо изученные в социальной
психологии особенности и черты.
Этот вид взаимоотношений исторически
предшествует всем другим видам и наиболее
глубоко связан с предысторией человечества, с
теми психологическими закономерностями
организации социального действия, которые
зародились в глубинах антропогенеза. Эти
закономерности развиваются и функционируют
через противопоставление "мы-они" по
признаку принад-лежности к племени, к этнической
группе с тенденцией к этноцентризму, недооценке
и принижению качеств "чужих" групп и
переоценке, возвышению характеристик своей
группы вместе с дегуманизацией
(экскатегоризацией) "чужой" группы в
условиях конфликта.
Объединение группы по этническому признаку
происходит на основе:
- предпочтения своих соплеменников "чужим",
пришлым, некоренным и усиления чувства
национальной солидарности;
- защиты территории проживания и возрождения
чувства территориальности для титульной нации,
этнической группы;
- требований о перераспределении дохода;
- игнорирования законных потребностей других
групп населения на данной территории,
признаваемых "чужими".
Все эти признаки обладают одним преимуществом
для группового массового действия - наглядностью
и самоочевидностью общности (по языку, культуре,
внешности, истории и т.д.) по сравнению с
"чужими". Индикатором состояния
межнациональных отноше-ний и, соответственно, их
регулятором является этнический стереотип как
разновидность социального стереотипа.
Функционируя внутри группы и будучи включенным в
динамику межгрупповых отношений, стереотип
выполняет регуляторно-интеграционную функцию
для субъектов социального действия при
разрешении социального противоречия. Именно эти
свойства социального стереотипа, этнического в
особенности, делают его эффективным регулятором
любых социальных отношений, когда эти отношения
в условиях обострения противоречий редуцируются
к межэтническим.
При этом регуляция межгрупповых отношений с
помощью этнического стереотипа приобретает как
бы самостоятельное существование и
психологически возвращает социальные отношения
в историческое прошлое, когда групповой эгоизм
глушил ростки будущей общечеловеческой
зависимости самым простым и древним образом -
путем уничтожения, подавления инакообразия в
поведении, ценностях, мыслях.
Это "возвращение в прошлое" позволяет
этническому стереотипу в то же время выполнять
функцию психологической компенсации в
результате дисфункций идеологических,
политических, экономических и иных регуляторов
интеграции при межгрупповых взаимо-действиях.
Когда сталкиваются интересы двух групп и обе
группы претендуют на те же блага и территорию
(как, например, ингуши и североосетинцы), в
условиях социального противостояния и
девальвации общих целей и ценностей
национально-этнические цели и идеалы становятся
ведущими социально-психологическими
регуляторами массового социального действия.
Поэтому процесс поляризации по этническому
признаку неизбежно начинает выражаться в
противостоянии, в конфликте, который, в свою
очередь, блокирует удовлетворение базовых
социально-психологических потребностей обеих
групп.
При этом в процессе эскалации конфликта
объективно и неизменно начинают действовать
следующие социально-психологические
закономерности:
- уменьшение объема коммуникации между
сторонами, увеличение объема дезинформации,
ужесточение агрессивности терминологии,
усиление тенденции использовать СМИ как оружие в
эскалации психоза и противостояния широких масс
населения;
- искаженное восприятие информации друг о друге;
- формирование установки враждебности и
подозри-тельности, закрепление образа
"коварного врага" и его дегуманизация, т.е.
исключение из рода человеческого, что
психологически оправдывает любые зверства и
жестокости по отношению к "нелюдям" при
достижении своих целей;
- формирование ориентации на победу в конфликте
силовыми методами за счет поражения или
уничтожения другой стороны.
Приведенные выше социально-психологические
объяснения динамики межнациональных отношений в
моменты обострения социально-экономических и
политических противоречий могут натолкнуться на
банальный вывод - так всегда было, так всегда и
будет. Но этот вывод неточен и фактически, и
исторически. История свидетельствует не только о
конфликтности и противостоянии этнических
общностей, но и об их сотрудничестве и
кооперации, об исчезновении этнических барьеров
при появлении общих целей или угрозы общему
существованию.
Вместе с тем, парадокс сегодняшней ситуации в
стране заключается в том, что системные причины и
факторы кризиса, во-первых, лежат во многом вне
сферы возможностей федеральной власти России;
во-вторых, они не рассматриваются на уровне
стратегического планирования.
Данная информационная система создана и
поддерживается Национальной Службой Новостей (НСН).
Ваши комментарии будут с интересом встречены по
адресу webmaster@nns.ru.
© 1996, Национальная служба новостей
Переход в начало сайта
|