Социально-психологическая динамика межэтнических конфликтов
В.А.Соснин
Кризисная ситуация, возникшая в результате развала союзного
государства и разрыва социально-экономических связей на всех
уровнях, привела к девальвации идеологических, политических и
экономических регуляторов, интегрирующих
национально-террито-риальные, профессиональные и иные групповые
образования государства, к колоссальному ослаблению центральной
власти, к ее неспособности выполнять положения федеральной
конституции и основных федеральных законов. Эти объективные условия
до предела обострили социальные противоречия и напряженность между
бывшими республиками - в первую очередь, в сфере распределения
ресурсов, - привели к политизации социальных требований о пересмотре
существующего порядка на основе национально окрашен-ного понимания
справедливости и правды.
В силу известных традиций политической культуры в России до
настоящего времени:
- сохраняется авторитарно-вождистский тип федераль-ности при
сохранении некоторых элементов парламент-ского фасада;
- отсутствует стратегическая ориентация на предупреждение и
урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов на основе
перспективного формирования экономических, правовых, политических и
социально-психологических условий, обеспечивающих интеграционное
развитие этих процессов;
- остается ориентация на тактические сиюминутные цели при
урегулировании возникающих конфликтов, на декларативное
невмешательство при сильном влиянии на принятие политических решений
текущих условий политической борьбы в высших эшелонах власти;
- остается ориентация стратегического "запазды-вания"
реакции на "горячие" ситуации с преимущест-венной опорой
на военно-политические методы их разрешения.
В силу действия этих системных причин политика федеральной власти
продолжает оставаться дестабили-зирующим фактором межнациональных
отношений. Центр до настоящего времени не смог предоставить
стабилизи-рующей, интеграционной политики
национально-территориальным образованиям, автономиям и респуб-ликам
России, оставляя им в той или иной мере проблему самостоятельного
выживания.
Вместе с тем любые межнациональные противоречия, имея в своей основе
реальные социально-экономические и идейно-политические корни, при их
обострении до конфликта приобретают исключительно важное
психологическое измерение, причем, в определенной мере, независимое
и доминирующее. С психологической точки зрения, поведение людей,
включенных в различные группы и системы отношений, регулируется
принципами этих отношений на основе идентификации групп с этими
отношениями: идейно-политическими, экономическими,
профессиональными, национально-этническими.
Для нашего многонационального государства, каким являлся бывший
СССР, такими принципами, регулирующими взаимодействие людей, их
объединение в группы, а также их взаимоотношения, являлись следующие
ценностные идеалы:
- принцип интернационализма (глобальная идейно-политическая
идентификация, объединяющая различные группы общества на основе
братской взаимопомощи и солидарности трудового населения);
- принцип социалистического разделения и кооперации труда
(социально-экономическая идентифи-кация, объединяющая людей на
основе идеи о "единой семье народов");
- постулат о единой общности "советский народ"
(идеологическая идентификация на основе своеобразного
"имперского единства" народов, входящих в единое
государство - Советский Союз);
- принцип развития, процветания и взаимообогащения национальных
культур.
Исторический опыт свидетельствует, что при сильной исполнительной
центральной власти в многонациональном государстве, при политической
и социально-экономической стабильности в обществе, при принимаемых
мерах по улучшению материального положения и сохранению
этнокультурной самобытности главными регуляторами отношений людей и
групп в обществе являются вышеупомянутые идейные, идеологические и
экономические системы регуляции взаимоотношений. Сфера же
межнациональных отношений как бы отходит на второй план. Другими
словами, уровень напряженности межнациональных отношений находится
на низком уровне. И человек в своем субъективном мире как бы
"странствует", перемещается в этих системах отношений и
идентификаций, меняя свою ведущую идентификацию и, соответственно,
главный регулятор межгрупповых отношений в зависимости от жизненной
ситуации своего существования и от удовлетворения или
неудовлетворения базовых социаль-ных потребностей.
При всех деформациях и недостатках эти принципы регуляции отношений
между группами в обществе (как глобальные идентификации,
объединяющие различные группы в определенное единство) являлись,
по-видимому, решающими для снятия остроты национальных проблем. И
тот же исторический опыт показывает, что обострение национальных
противоречий есть, как правило, следствие тупиковой ситуации в
социально-экономической сфере в целом, во-первых, и, во-вторых, -
есть результат краха регуляции межнациональных отношений другими
интегрирующими общество факторами.
Бывший Советский Союз и Россия все перечисленные принципы регуляции
утратили. Вернее, идеологические иллюзии советского периода утратили
свое регулирующее значение, а новые интеграционные идейные ценности
пока не возникли. В таких глобальных кризисных ситуациях, когда от
огромного числа людей и групповых образований требуется кардинальный
пересмотр своего поведения, в обществе, как правило, возникает
определенное психологическое состояние. Оно характеризуется
чувствами фрустрации, растерянности и дискомфорта, утраты
интегрирующей идентификации, потери надежды и жизненной перспективы,
обреченности и потери смысла жизни.
В таких ситуациях у отдельного человека и групповых образований в
обществе существуют две основные стратегии поведения по улучшению
своего положения:
- индивидуальная стратегия, предполагающая решение проблем
индивидуальными усилиями;
- коллективная или групповая стратегия, выбираемая тогда, когда
индивидуальные решения по тем или иным причинам (субъективным или
объективным) невозможны, и поправить свое положение можно только
вместе с другими людьми, находящимися в такой же ситуации.
Поэтому в соответствии с социально-психологическими закономерностями
на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе
выдвигается этнический фактор, как более древний, выполнявший в
процессе филогенеза функцию группового выживания. В традиционной
терминологии эта смена регуляции обычно именуется ослаблением
интернационализма при одновременном росте националистических
тенденций.
Как действует этот социально-психологический механизм? Когда
появляется угроза существованию группы как целостного и
самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне
социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация
по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы
социально-психоло-гической защиты в виде процессов внутригрупповой
сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства
"мы" и внешнегрупповой дискриминации и обособления от
"них", "чужих". Эти процедуры ведут к отдалению
и искажению образов внешних групп, которые с эскалацией конфликта
приобретают хорошо изученные в социальной психологии особенности и
черты.
Этот вид взаимоотношений исторически предшествует всем другим видам
и наиболее глубоко связан с предысторией человечества, с теми
психологическими закономерностями организации социального действия,
которые зародились в глубинах антропогенеза. Эти закономерности
развиваются и функционируют через противопоставление
"мы-они" по признаку принад-лежности к племени, к
этнической группе с тенденцией к этноцентризму, недооценке и
принижению качеств "чужих" групп и переоценке, возвышению
характеристик своей группы вместе с дегуманизацией
(экскатегоризацией) "чужой" группы в условиях конфликта.
Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:
- предпочтения своих соплеменников "чужим", пришлым,
некоренным и усиления чувства национальной солидарности;
- защиты территории проживания и возрождения чувства
территориальности для титульной нации, этнической группы;
- требований о перераспределении дохода;
- игнорирования законных потребностей других групп населения на
данной территории, признаваемых "чужими".
Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового
массового действия - наглядностью и самоочевидностью общности (по
языку, культуре, внешности, истории и т.д.) по сравнению с
"чужими". Индикатором состояния межнациональных отноше-ний
и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как
разновидность социального стереотипа. Функционируя внутри группы и
будучи включенным в динамику межгрупповых отношений, стереотип
выполняет регуляторно-интеграционную функцию для субъектов
социального действия при разрешении социального противоречия. Именно
эти свойства социального стереотипа, этнического в особенности,
делают его эффективным регулятором любых социальных отношений, когда
эти отношения в условиях обострения противоречий редуцируются к
межэтническим.
При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического
стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и
психологически возвращает социальные отношения в историческое
прошлое, когда групповой эгоизм глушил ростки будущей
общечеловеческой зависимости самым простым и древним образом - путем
уничтожения, подавления инакообразия в поведении, ценностях, мыслях.
Это "возвращение в прошлое" позволяет этническому
стереотипу в то же время выполнять функцию психологической
компенсации в результате дисфункций идеологических, политических,
экономических и иных регуляторов интеграции при межгрупповых
взаимо-действиях.
Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те
же блага и территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в
условиях социального противостояния и девальвации общих целей и
ценностей национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими
социально-психологическими регуляторами массового социального
действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку
неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте,
который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых
социально-психологических потребностей обеих групп.
При этом в процессе эскалации конфликта объективно и неизменно
начинают действовать следующие социально-психологические
закономерности:
- уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение объема
дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление
тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и
противостояния широких масс населения;
- искаженное восприятие информации друг о друге;
- формирование установки враждебности и подозри-тельности,
закрепление образа "коварного врага" и его дегуманизация,
т.е. исключение из рода человеческого, что психологически
оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к
"нелюдям" при достижении своих целей;
- формирование ориентации на победу в конфликте силовыми методами за
счет поражения или уничтожения другой стороны.
Приведенные выше социально-психологические объяснения динамики
межнациональных отношений в моменты обострения
социально-экономических и политических противоречий могут
натолкнуться на банальный вывод - так всегда было, так всегда и
будет. Но этот вывод неточен и фактически, и исторически. История
свидетельствует не только о конфликтности и противостоянии
этнических общностей, но и об их сотрудничестве и кооперации, об
исчезновении этнических барьеров при появлении общих целей или
угрозы общему существованию.
Вместе с тем, парадокс сегодняшней ситуации в стране заключается в
том, что системные причины и факторы кризиса, во-первых, лежат во
многом вне сферы возможностей федеральной власти России; во-вторых,
они не рассматриваются на уровне стратегического планирования.
Данная информационная система создана и поддерживается Национальной
Службой Новостей (НСН).
Ваши комментарии будут с интересом встречены по адресу
webmaster@nns.ru.
© 1996, Национальная служба новостей
Переход в начало сайта
|