В эпоху Просвещения (Декарт, начало XVIIв. - Вольтер, конец XVIIIв.)
появились идеи о Естественном
праве человека в
гелиоцентрическом мироздании. В
XIX веке Ч.Дарвин по существу
обосновал Достоинство человека,
его основное свойство,
сформировавшееся естественным
отбором человекообразных в
течение многих миллионов лет.
Ранее веками обсуждались
Божественный образ человека и
любовь к ближнему в созданном
Богом геоцентрическом мире.
На основе этих идей были созданы
и приняты Билль о правах в
Великобритании, Билль о правах в
США, Декларация прав человека и
гражданина во Франции.
Первая и Вторая мировые войны
выявили необходимость всеобщего
договора о правах человека. В 1941
году Франклин Рузвельт в своём
обращении «О положении страны»
призвал поддержать четыре
необходимые свободы: свободу слова,
свободу совести, свободу от нужды и
свободу от страха. Это дало новый
толчок развитию человеческих прав
как необходимому условию мира и
окончанию войны.
Когда общественности стало
известно о зверствах, которые
совершала нацистская Германия,
стало очевидно, что Устав ООН
недостаточно точно определяет
права человека. Всеобщий договор
по правам человека стал
необходим.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА
принята на третьей сессии
Генеральной Ассамблеи ООН
резолюцией 217 А (III) от 10
декабря 1948г.
Статья 1.
Все люди рождаются свободными и
равными в своем достоинстве и
правах. Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в
отношении друг друга в духе
братства.
...
7 декабря 2000 года Европейский
парламент торжественно
провозглашает Хартию основных
прав Европейского Союза.
Сегодня, в начале XXI века,
научному сообществу, каждому
человеку необходимо участвовать
в претворении деклараций в
право, технологии и методики
достойной жизнедеятельности
каждого человека на Земле,
обеспечить устойчивое развитие и
плавный переход населения
авторитарных государств к
самоуправлению народов.
Френсис Фукуяма сказал: "То,
чему мы, вероятно,
свидетели, – не просто конец
холодной войны или
очередного периода
послевоенной истории, но
конец истории как таковой,
завершение идеологической
эволюции человечества и
универсализации западной
либеральной демократии как
окончательной формы
правления."
Автор и редактор сайта, в
развитие социально-исторического
процесса и современных идей
Ф.Фукуямы и
С.Хантингтона, предлагает
понятную каждому человеку
личностную систему ценностных
координат на основе достоинства
человека, как общий инструмент
для формирования нации и личного
счастья.
Конституция
России
Мы, многонациональный народ
Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на
своей земле, утверждая права и
свободы человека, гражданский
мир и согласие, сохраняя
исторически сложившееся
государственное единство, исходя
из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения
народов, чтя память предков,
передавших нам любовь и уважение
к Отечеству, веру в добро и
справедливость, возрождая
суверенную государственность
России и утверждая незыблемость
ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие
и процветание России, исходя из
ответственности за свою Родину
перед нынешним и будущими
поколениями, сознавая себя
частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Статья 21 1. Достоинство личности
охраняется государством. Ничто
не может быть основанием для его
умаления.
2. Никто не должен подвергаться
пыткам, насилию, другому
жестокому или унижающему
человеческое достоинство
обращению или наказанию. Никто
не может быть без добровольного
согласия подвергнут медицинским,
научным или иным опытам.
Комментарий к
ст. 21
Достоинство личности, как отмечается
в Преамбуле Международного пакта о
гражданских и политических правах,
является свойством, присущим всем
членам человеческой семьи, из
которого вытекают все неотъемлемые
права и на котором основываются
свобода, справедливость и всеобщий
мир.
Достоинство – неотъемлемое
свойство человека как высшей
ценности, составляющее основу
признания и уважения всех его
прав и свобод (Постановление
Конституционного Суда от 27 июня
2000 г. N 11-П//СЗ РФ. 2000. N
27. ст. 2882) и принадлежащее
ему независимо от того, как он
сам и окружающие люди
воспринимают и оценивают его
личность. Поэтому, как бы ни
зарекомендовал себя человек,
какими бы качествами, в том
числе отрицательными, он ни
обладал, государство и его
органы обязаны в полной мере
обеспечивать ему условия для
реализации всех прав,
обеспечивающих человеческое
достоинство. Обеспечить
достоинство человека – значит
прежде всего относиться к нему
не как к объекту воздействия со
стороны государства, а как к
равноправному субъекту, который
может защищать свои права всеми
не запрещенными законом
способами (ч. 2 ст. 45
Конституции) и спорить с
государством в лице любых его
органов (Постановление
Конституционного Суда от 3 мая
1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N
19. ст. 1764).
Борис И. Майоров - редактор
сайта и автор проекта полагает,
что в современную эпоху
глобализации начинается массовый
уход населения большинства стран
от химер и идеологий. Каждый
народ начинает приобретать
научно обоснованные, принимаемые
ООН, ценностные ориентиры на
основе понятия "Достоинство
человека", которое в XXI веке
станет аксиомой общественного
сознания, началом расчётов
устойчивого развития цивилизации
и человека, основной ценности
сообществ во всех смыслах.
Подобно системе координат
Декарта (x,y,z - знает каждый) и
гелиоцентрической системе
Галилея, обеспечившей развитие
современной науки и технологий,
сегодня для модернизации и жизни
после модерна (капитализма)
нужна понятная каждому
современному человеку система
социальных измерений. Предстоит
в традициях закрепить и
законодательно оформить
конкретно для каждой местности и
количественные составляющие
ценностных ориентиров, вплоть до
страховой стоимости жизни
каждого человека. На данный
момент, конец 2010 год,
общепринятой научной системы
социальных измерений не
существует. Надеюсь, что
Достоинство каждого, Солнце над
головой и рассчитанные для
каждого человека ценности в
ближайшие годы станут основой
социальных отношений, а мои
эскизы в этой области будут
полезны моим последователям.
Надо уходить от волюнтаризма в
государственном строительстве и
социального экспромта населения
и местных администраций с
действиями на площадях и улицах
любых поселений.
Уже сегодня нужны анализ и
выводы из трагических ошибок
фашизма, заблуждений коммунизма
и запредельного либерального
роста отдельных стран за счёт
окружающей среды и утопических
представлений о самом человеке
за последние тысячелетия.
Технологии устойчивого развития
ценностно-ориентированных
сообществ позволят человечеству
избежать войн и продлить
жизненный цикл сообществ и всей
цивилизации реального человека
до вымирания всего разумного и
живого в неотвратимой
биологической смерти планеты
Земля и последующей гибели этого
варианта Вселенной.