П.Кеннеди |
Ценностные ориентиры человека
Ценностные ориентиры
- система координат на основе достоинства человека! |
Гаагский Призыв к Миру Б.Майоров - Проблемы глобализации |
Жизнь на Земле появилась на тонкой плёнке её поверхности ~3,5 млрд. лет тому назад.
Первые понятия о нравстенности на коре головного мозга человека, вероятно, появилась ~10 тысяч лет тому назад, что позволило через тысячи лет создать первые цивилизации.
Они возникли около 5-6 тысяч лет назад в регионах, где существовали благоприятные условия для земледелия, водоснабжения и социальной организации. Вот некоторые из них:
1. Шумерская цивилизация (Месопотамия): около 4000–2000 гг. до н.э. Расположение: Междуречье (современные территории Ирака).
Достижения: создание первых городов (Урук, Ур), изобретение клинописи, ирригационные системы, зиккураты. Шумеры заложили основы городской жизни, письменности и права.
2. Древний Египет: около 3100–30 гг. до н.э.
Расположение: долина реки Нил. Достижения: строительство пирамид, разработка иероглифов, развитие медицины, инженерии, сельского хозяйства. Основу цивилизации составляло умение использовать разливы Нила для выращивания культур.
3. Хараппская цивилизация (Индская долина): около 2600–1900 гг. до н.э. Расположение: территории современных Индии и Пакистана. Достижения: планировка городов (Мохенджо-Даро, Хараппа), канализация, торговля, система весов и мер.
Это была одна из самых развитых и мирных древних цивилизаций.
4. Древний Китай: около 2000 гг. до н.э. Расположение: бассейны рек Хуанхэ и Янцзы.
Достижения: развитие шелководства, бронзовое производство, иероглифическая письменность, первые империи.
Цивилизация известна своими устойчивыми традициями и ранними философскими системами (конфуцианство, даосизм).
5. Ольмеки (Мезоамерика): около 1500–400 гг. до н.э.
Расположение: территории современных Мексики и Центральной Америки.
Достижения: каменные головы, культ ягуара, календари, письменность.
Ольмеки стали "материнской" культурой для всех последующих мезоамериканских цивилизаций.
Эти цивилизации стали основой для последующего развития человечества, заложив культурные, научные и социальные традиции, многие из которых влияют на нашу жизнь до сих пор.
В эпоху Просвещения (Декарт, начало XVIIв. - Вольтер, конец XVIIIв.) появились идеи о Естественном праве человека в гелиоцентрическом мироздании. В XIX веке Ч.Дарвин по существу обосновал Достоинство человека, его основное свойство, сформировавшееся естественным отбором человекообразных в течение многих миллионов лет.
Ранее веками обсуждались Божественный образ человека и любовь к ближнему в созданном Богом геоцентрическом мире. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США, Декларация прав человека и гражданина во Франции.
Первая и Вторая мировые войны выявили необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.
Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор по правам человека стал необходим.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III)
от 10 декабря 1948г.
Статья 1.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
...
7 декабря 2000 года Европейский парламент торжественно провозглашает Хартию основных прав Европейского Союза.
Сегодня, в начале XXI века, научному сообществу, каждому человеку необходимо участвовать в претворении деклараций в право, технологии и методики достойной жизнедеятельности каждого человека на Земле, обеспечить устойчивое развитие и плавный переход населения авторитарных государств к самоуправлению народов.
Френсис Фукуяма сказал: "То, чему мы, вероятно, свидетели, – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления."
Автор и редактор сайта, в развитие социально-исторического процесса и современных идей Ф.Фукуямы и С.Хантингтона, предлагает понятную каждому человеку личностную систему ценностных координат на основе достоинства человека, как общий инструмент для формирования нации и личного счастья.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или
унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не
может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или
иным опытам.
Комментарий к ст. 21
Достоинство личности, как отмечается в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.
Достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод (Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. N 11-П//СЗ РФ. 2000. N 27. ст. 2882) и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека – значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N 19. ст. 1764).
Борис И. Майоров - редактор сайта и автор проекта полагает, что в современную эпоху глобализации начинается массовый уход населения большинства стран от химер и идеологий.
Каждый народ начинает приобретать научно обоснованные, принимаемые ООН,
ценностные ориентиры на основе понятия "Достоинство человека",
которое в XXI веке или в последующие века станет аксиомой общественного
сознания, началом расчётов устойчивого развития цивилизации и человека,
основной ценности сообществ во всех смыслах.
Подобно системе координат Декарта (x,y,z - знает каждый) и
гелиоцентрической системе Галилея, обеспечившей развитие современной науки
и технологий, сегодня для модернизации и жизни после модерна (капитализма)
нужна понятная каждому современному человеку система социальных измерений.
Предстоит в традициях закрепить и законодательно оформить конкретно для
каждой местности и количественные составляющие ценностных ориентиров,
вплоть до страховой стоимости жизни каждого человека. На данный момент,
конец 2010 год, общепринятой научной системы социальных измерений не
существует. Надеюсь, что Достоинство каждого, Солнце над головой и
рассчитанные для каждого человека ценности в ближайшие годы станут основой
социальных отношений, а мои эскизы в этой области будут полезны моим
последователям.
Надо уходить от волюнтаризма в государственном строительстве и социального
экспромта населения и местных администраций с действиями на площадях и
улицах любых поселений.
Уже сегодня нужны анализ и выводы из трагических ошибок фашизма,
заблуждений коммунизма и запредельного либерального роста отдельных стран
за счёт окружающей среды и утопических представлений о самом человеке за
последние тысячелетия.
Технологии устойчивого развития ценностно-ориентированных сообществ
позволят человечеству избежать войн и продлить жизненный цикл сообществ и
всей цивилизации реального человека до вымирания всего разумного и живого
в неотвратимой
биологической смерти планеты Земля и последующей гибели этого варианта
Вселенной.
17.01.2025 ответ ИИ на мой вопрос:
Каковы объективные и субъективные мировые тенденции на начало 2025 года?
ChatGPT сказал:
Мировые тенденции можно разделить на объективные и субъективные, исходя из их природы, масштабов и факторов влияния. Вот краткий обзор:
Объективные мировые тенденции
Это процессы и изменения, которые происходят независимо от воли и желания отдельных людей или групп. Они часто связаны с естественными, технологическими и экономическими законами.
Глобализация
Усиление взаимосвязанности экономик, культур и технологий.
Развитие транснациональных корпораций и международной торговли.
Демографические изменения
Старение населения в развитых странах.
Рост численности населения в развивающихся регионах.
Урбанизация и сокращение сельского населения.
Технологический прогресс
Развитие искусственного интеллекта, робототехники и квантовых технологий.
Расширение интернета вещей и цифровизация повседневной жизни.
Изменение климата
Повышение глобальной температуры.
Учащение природных катаклизмов.
Снижение биоразнообразия.
Энергетический переход
Переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии.
Развитие технологий хранения и передачи энергии.
Субъективные мировые тенденции
Это явления, которые формируются под влиянием человеческого восприятия, ценностей и культурных особенностей.
Изменение общественных ценностей
Рост значимости инклюзивности, толерантности и равенства.
Фокус на личной реализации и ментальном здоровье.
Политические и социальные движения
Усиление борьбы за права человека и экологию.
Поляризация мнений и усиление протестных движений.
Влияние медиа и цифровых платформ
Формирование информационных пузырей.
Увеличение роли социальных сетей в политике и культуре.
Рост индивидуализма
Ориентация на личные цели, карьеру и самореализацию.
Снижение роли традиционных институтов, таких как семья и религия.
Потребительские тренды
Спрос на экологически чистые и этичные продукты.
Увлечение минимализмом и отказ от чрезмерного потребления.
Взаимосвязь объективного и субъективного
Объективные тенденции, такие как технологический прогресс или изменение климата, часто формируют основу для субъективных изменений, включая восприятие и поведение общества. В свою очередь, субъективные тенденции могут ускорять или тормозить объективные процессы (например, экологические движения влияют на темпы перехода к чистой энергии).