ПРЕСС-РЕЛИЗ

По итогам Конференции “Армия России. Вчера, сегодня, завтра?..”

Конференция, организованная Ассоциацией “Гражданский мир” совместно с Академией военных наук, Центром “За военную реформу” и Комитетом общественных и межрегиональных связей Мэрии Москвы, состоялась 13-14 февраля 1998 года в Москве.

Конференция ставила своей задачей анализ положения дел в современной российской армии и учет исторического опыта с целью оценки предлагаемых вариантов и по возможности выработки оптимальных подходов проведения военной реформы в России.

Необходимость реформы ВС и в более широком смысле военной реформы в государстве российском ни у кого из участников конференции не вызывала сомнения, слишком уж вопиющи накопившиеся здесь проблемы.

Это, например, совершенно патологическое для армии соотношение офицерского и рядового состава ( 1:1, при том, что две трети офицерского корпуса — старшие офицеры ), в разы отличающееся от нормального, так, в США оно составляет 1:6, при численности офицерского корпуса в 250 тыс. человек. Чрезмерная раздутость — 900 тыс. человек — современного офицерского корпуса в ВС России (почти на порядок, кстати, превышающего численность офицеров в сопоставимой по численности населения царской России начала века) неизбежно порождает недокомплект рядового (и даже младшего офицерского) состава, со всей очевидностью свидетельствуя в пользу радикального сокращения своей численности.

Сложность этой задачи, особенно в условиях настоящего плачевного состояния российского бюджета, свидетельствует, однако, о принципиальной возможности для России содержать профессиональную (меньшей, конечно, чем ныне численности) армию.

Переход к профессиональной армии (каковой и была русская армия на протяжении почти всей своей истории) поможет не только резко повысить ее боеготовность, но и преодолеть такое позорное, дискредитирующее армию как государственный институт, явление как неуставные отношения, пресловутую “дедовщину”. Разумеется, для этого переход к профессиональной армии должен осуществляться с исправлением ошибок нынешней контрактной системы, особенно важно исключить объединение в одной части контрактников и проходящих службу по призыву.

Следует отметить, что идея перехода к полностью профессиональной армии встретила поддержку далеко не у всех участников Конференции. Ее оппоненты указывали, наряду с возрастанием в этом случае финансовых расходов на содержание личного состава, также и на, возникающую в связи с этим, проблему качественной подготовки боеготового резерва, который совсем не помешает России, учитывая ее геополитическое положение.

Своеобразным ответом на эти опасения послужили выступления на Конференции, посвященные проблемам ядерных вооружений, способных обеспечить стратегическое сдерживание потенциального противника, а также вопросам высокоточного и информационного оружия, не только требующих высокопрофессиональной воинской подготовки, но и предвещающих войны нового (в техногенном смысле) поколения. Очевидно, армия должна быть готова к войнам будущего, а не прошлого.

На Конференции было подчеркнуто, что оптимизация структуры и системы управления как внутри ВС РФ, так и совместно с другими силовыми ведомствами России имеет чрезвычайно большое значение в современных условиях и с точки зрения создания единого оборонного пространства, и с позиции необходимости экономии финансовых и материально-технических ресурсов.

Высказанное предложение о необходимости с этой целью состыковки военных, пограничных и округов МВД и координации деятельности всех силовых структур в интересах обороны страны (особенно их учебных, медицинских и других обеспечивающих подразделений) под эгидой МО России, было подкреплено исторической ссылкой на то, что собственно возникновение системы округов в России (в ходе военной реформы 60-х годов ХIХ века) было связано с необходимостью единого тылового обеспечения.

Вместе с тем, представители ФПС РФ высказали сомнения в эффективности подобных мер при существующей обстановке, опасаясь что, пронизавшая структуры МО РФ, коррупция лишь заразит и подорвет, излечившееся, по их мнению, от этой болезни (и потому гораздо более эффективно использующее, выделяемые государством средства) пограничное ведомство.

Чрезвычайно важной представляется участникам Конференции проблема защиты прав человека в армии. Есть основания полагать, что приобретающие все более массовый размах неуставные отношения в армии еще в советское время сложились в реально действующую систему, на которой основывается поддержание дисциплины в большинстве воинских формирований РФ.

Об этом свидетельствует отсутствие (де-факто) института младших командиров и существование прямой зависимости карьеры офицера от количества зафиксированных правонарушений среди его подчиненных, что слишком часто порождает нежелание, да и невозможность поддержания дисциплины предусмотренными Уставом методами. Командирам, в итоге, приходится полагаться на неуставные средства, которые, обеспечивая в общем-то дисциплину, несут с собой страшные издержки в виде “дедовщины”. Отсутствие в армии институтов гражданского (и даже вневедомственного) контроля тем более усугубляет ситуацию.

Принятие соответствующих (относительно института младших командиров и карьеры офицеров) мер, устраняющих первопричины неуставных отношений, должно быть в экстренном порядке дополнено созданием независимого от МО ведомства военной полиции и прокуратуры и системы парламентских уполномоченных по правам человека во всех силовых структурах. На взгляд участников Конференции это может переломить просто угрожающе ухудшающуюся ситуацию с обеспечением здесь прав человека, что в свою очередь ставит под вопрос всю призывную систему в России ( особенно в случае принятия, являющегося атрибутом демократического государства, закона об альтернативной службе).

Относящаяся также к проблеме обеспечения прав человека тема свободы совести в армии была затронута на Конференции в основном в плане постановки вопросов. Таких, например, как отказ от воинской службы по убеждениям совести, отправление религиозных обрядов в период прохождения службы в армии, опасность и вероятность межконфессиональных конфликтов в ВС России, воспитательная функция института священнослужителей в армии.

Была отмечена необходимость принятия (в развитие соответствующих положений Конституции РФ) закона об альтернативной службе и с точки зрения обеспечения свободы совести как одного из основных прав человека. Вместе с тем, в этом случае, учитывая существующее состояние дел с защитой прав человека в армии, можно прогнозировать резкое увеличение числа “отказников” от службы среди призывников.

В пользу важности и нужности религиозного воспитания в ВС России говорит как необходимость конструктивного заполнения идейного вакуума после отказа от коммунистической идеологии, так и исторический опыт религий в деле духовной подготовки воина к защите Отечества.

Однако, целесообразна ли такая подготовка только на основе православия, как это начало практиковаться в последние годы? Правомерно ли это в стране, где официально зарегистрировано 68 конфессий, где весьма значительную долю призывного контингента составляют неправославные верующие и атеисты? И дает ли нужный результат “мода” на православие, если она внедряется в армейской среде зачастую бывшими советскими замполитами?

В связи со всем вышеизложенным по данному вопросу на Конференции прозвучало предложение отдать приоритет не религиозному воспитанию. а религиозному образованию в армии — поскольку оно может быть универсальным, а потому и приемлемым для верующих всех конфессий и атеистов. К тому же, это лучше соотносится с, зафиксированным в Конституции России, принципом разделения церкви и государства.

А может быть вовсе и не следует стремиться к обеспечению свободы совести в такой государственной структуре как армия, раз уж прохождение воинской службы все равно предполагает определенные ограничения в соблюдении прав человека? И такая точка зрения прозвучала на Конференции. Во всяком случае, можно констатировать, что вопрос свободы совести в российской армии не стоит столь же остро как некоторые другие проблемы и возможно разрешится сам собой в результате перехода к профессиональной армии, по определению деидеологизированной.

Женщины на воинской службе. На Конференции было констатировано, что с началом развития в 90-е годы контрактной системы в российской армии значительно возрос удельный вес женщин, достигнув порядка 10% ее штатного состава (показатель на уровне США и других стран с контрактной системой службы). Такое положение сделало актуальным вопрос: а хорошо ли это, следует ли поощрять службу женщин в ВС?

Приток женщин в армию непосредственно связан с проблемой безработицы, которая в условиях рыночной экономики намного выше среди женщин , чем среди мужчин. В отличие от службы по призыву (ориентированной исключительно на мужчин), контрактная система комплектования армии (ориентированная по принципу профессиональной подготовки военнослужащих) стала, как выяснилось, одним из каналов распределения избыточных женских трудовых ресурсов.

Именно в плане профессиональной военной подготовки многие женщины оказались конкурентоспособны, причем не только на офицерских должностях в традиционных для них сферах военной медицины и связи, но и по целому ряду новых для них воинских специальностей как рядового, так и офицерского состава. Среди способствующих этому качеств, присущих женщинам, поступающим на службу в ВС, следует выделить: более высокую дисциплинированность и, наоборот, меньшую склонность к употреблению алкоголю по сравнению с мужчинами, высокую степень ответственности, упорство и настойчивость в достижении цели.

Среди других факторов, способствующих увеличению удельного веса женщин в армии, были отмечены их в среднем более высокий, чем у мужчин образовательный уровень (что чрезвычайно важно в свете современных военно-технических тенденций), менее высокий по сравнению с мужчинами уровень запросов по оплате за службу (что весьма немаловажно в современной исключительно сложной финансовой ситуации), а также обычно достаточно ясным представлением и пониманием воинской службы (это объясняется тем, что большинство, идущих на армейскую службу, женщин так или иначе связаны с офицерскими семьями).

Все эти факторы можно, очевидно, отнести к позитивным последствиям “женской волны” в армии. Особенно следует выделить то, что среди женщин в армии весьма значительное число стали составлять жены офицеров (как правило, домохозяйки в прошлом). В той сложной финансовой ситуации, в которой зачастую оказываются ныне офицеры, появление второго работающего в их семьях способствует сохранению кадрового потенциала российской армии.

Кроме того, как утверждает социальная психология, и как подтверждает практический опыт, в армейских (в данном варианте) коллективах взаимоотношения лучше и боеготовность воинских частей выше в тех случаях, когда в них наряду с мужчинами оказывается и некоторое число женщин.

Вместе с тем, на Конференции было отмечено, что служба женщин в армии создает, разумеется, и свои проблемы. Так, в рамках существующей контрактной системы пока не разрешен вопрос декретных отпусков. Впрочем, в условиях рыночных отношений эта проблема характерна и для гражданской сферы.

Отмечая преобладание — по крайней мере на нынешнем этапе — позитивных последствий от увеличения числа женщин в ВС РФ, участники Конференции, однако, не считают целесообразным распространение в России американского опыта совместного прохождения воинской службы (в одной и общей казарме) мужчинами и женщинами, так же как и создания женских по составу боевых частей, несмотря на то, что Россия первой в мире сформировала такие подразделения в ходе I-й мировой войны.

В выступлениях на Конференции был затронут целый ряд других вопросов, среди других были выдвинуты предложения:

— миротворчество как национальная идея для России;

— стратегическое сдерживание без поддержания ядерного паритета;

— возможность и целесообразность использования ратификации договора по СНВ-2 для противодействия расширению НАТО на Восток;

— о мерах по сохранению кадрового ядра военного и военно-промышленного комплекса РФ;

— создание на федеральном уровне центра, координирующего информационно-аналитическое обеспечение военной реформы — в том числе, осуществляющего оперативную связь с общественностью и ее интеллектуальными структурами по оборонным вопросам.

По итогам Конференции предполагается издание сборника выступлений ее участников. Желающие более подробно ознакомиться с материалами Конференции могут обращаться:

тел.: 8-495-754-1369 — Дудник Владимир Михайлович.

Переход в начало сайта