УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
1. Россия в мировом сообществе
В настоящее время положение на международной арене характеризуется, прежде всего, усилением тенденций к формированию многополярного мира. Это проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными политическими, экономическими, финансовыми и информационными процессами. При сохранении значения военно-силовых факторов в международных отношениях все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Одновременно обостряется международная конкуренция в целях обладания природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. Становление многополярного мира будет продолжительным. На его нынешнем этапе еще сильны рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики. На темпах и направлениях формирования новой структуры международных отношений будет сказываться и растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами. Нынешний период в развитии международных отношений открывает для Российской Федерации новые возможности обеспечения своей безопасности, но сопряжен с рядом угроз, связанных с изменением положения России в мире и сложностями в проведении внутренних реформ. Созданы предпосылки для демилитаризации международных отношений, укрепления роли права в урегулировании спорных межгосударственных проблем, уменьшилась опасность прямой агрессии против Российской Федерации. Все это открывает принципиально новые возможности мобилизации ресурсов для решения внутренних проблем страны. Имеются перспективы более широкой интеграции Российской Федерации в мировую экономику, в том числе в международные кредитно-финансовые институты - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Наметилась тенденция к усилению сотрудничества между Россией и рядом государств - участников Содружества Независимых Государств. Расширилась общность интересов России со многими государствами по таким проблемам международной безопасности, как противодействие распространению оружия массового уничтожения, урегулирование и предотвращение региональных конфликтов, противодействие международному терроризму и наркобизнесу, решение острых экологических проблем глобального характера, включая ядерную и радиационную безопасность. Это значительно увеличивает возможность обеспечения национальной безопасности России невоенными средствами - за счет договорно-правовых, политических, экономических и других мер.
В то же время влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни, затрагивающих интересы нашего государства, значительно снизилось. В этих условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и военной областях.
Со значительными трудностями связан процесс создания модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы на принципах, выдвинутых во многом по инициативе России. Перспектива расширения НАТО на Восток является неприемлемой для России, поскольку представляет собой угрозу ее национальной безопасности. Еще недостаточно эффективны многосторонние механизмы поддержания мира и безопасности, как на глобальном уровне (ООН), так и на региональном (ОБСЕ, СНГ), что ограничивает наши возможности при использовании таких механизмов для обеспечения интересов национальной безопасности России политическими и правовыми средствами. Россия оказывается в определенной изоляции от интеграционных процессов, идущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все это неприемлемо для нее как для влиятельной европейско-азиатской державы, имеющей национальные интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества. Главной причиной этого является сохранение кризисных явлений в российской экономике. Сократилось производство, и ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Снижается инвестиционная и инновационная активность. Нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров, оборудования и технологий. Растет внешний и внутренний государственный долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального производства и из научной сферы. Увеличивается количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Растет имущественное расслоение общества, снижается уровень жизни большей части населения. Все еще велик уровень преступности и коррупции.
Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны. Сузились рынки сбыта и сырьевая база российской промышленности. Несмотря на беспрецедентное увеличение доли внешней торговли в валовом национальном продукте, интеграция России в мировой рынок происходит зачастую на условиях, не выгодных для нашей страны.
Не достигнуто общественного согласия, не завершен процесс формирования объединяющей национальной идеи, которая определяет не только мировоззренческую основу, но и долгосрочные цели развития многонационального российского общества, основные пути и способы их достижения.
Нарушена прежняя система обороны, создание новой идет медленно. Появились большие по протяженности неохраняемые участки государственной границы Российской Федерации.
Вместе с тем Россия имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Россия обладает значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, определяющим способность страны к устойчивому развитию. Она занимает уникальное стратегическое положение на Евразийском континенте, обладает значительными запасами сырья и ресурсов. В стране сформированы основные институты демократической государственности и многоукладной экономики. Принимаются меры по стабилизации экономики и созданию предпосылок для роста производства на основе структурной перестройки промышленности. Россия является одним из крупнейших многонациональных государств, имеет многовековую историю и культуру, свои национальные интересы и традиции.
Все эти факторы, с учетом наличия у Российской Федерации мощного потенциала ядерных сил, создают предпосылки для обеспечения надежной национальной безопасности страны в XXI веке.
II. Национальные интересы России
Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества. Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.