Военная доктрина России

Она должна быть положена в основу военного реформирования страны

Сложилась парадоксальная ситуация: радикальная военная реформа провозглашена, а основные документы, определяющие ее направления, в том числе военная доктрина, устарели. Вряд ли такое положение можно считать нормальным. Публикуя материал генерала армии Махмута Гареева, редакция "НВО" надеется, что тем самым будет дан толчок к обсуждению новой военной доктрины нашего государства.

К сожалению, объем этого документа, в котором детально и глубоко проработаны многие актуальные проблемы военного строительства, не позволил поместить его на страницах газеты целиком. Наиболее радикальным сокращениям подверглись разделы проекта, содержащие политические декларации, определяющие взаимодействие ВС и других войск, задающие новые направления воинского обучения и воспитания. За рамками газетного варианта остались вопросы военно-технического обеспечения ВС и взаимодействия с оборонной промышленностью.

С минимальными сокращениями опубликованы разделы, посвященные организации руководства обороной страны, анализу военных угроз, определению направлений военного строительства и задач ВС, формулированию ядерной политики России.

Махмут Ахметович Гареев - генерал армии, президент Академии военных наук.

Проект

Публикуемые положения военной доктрины, подготовленные Академией военных наук, обсуждались на семинаре, проведенном Советом обороны с участием представителей Генерального штаба и ряда научных учреждений.

Военная доктрина Российской Федерации, развивая и конкретизируя концепцию национальной безопасности, определяет систему официально принятых концептуальных взглядов и положений на противодействие угрозам оборонной безопасности, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, военное строительство, подготовку страны, Вооруженных сил и других войск к защите Отечества, на способы подготовки и ведения вооруженной и других форм борьбы в целях обороны страны.

Настоящая военная доктрина Российской Федерации принимается на период до 2005 года. До истечения этого срока отдельные ее положения могут быть уточнены в соответствии с изменением характера военных угроз и складывающейся военно-политической обстановкой. Реализация положений военной доктрины достигается осуществлением скоординированных мер политического, экономического, дипломатического, информационного, правового и военного характера с участием всех органов государственной власти и управления, общественных организаций и граждан Российской Федерации.

I. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ

Россия, стремясь построить демократическое, правовое государство и утвердиться на международной арене в качестве великой державы, подтверждает миролюбие своей политики и оборонительный характер военной доктрины. Стремление к миру и сотрудничеству со всеми странами и одновременная готовность и решимость защищать свои национальные интересы, уважая интересы других, составляет основу российской военной доктрины.

Российская Федерация (Россия), поддерживая позитивные изменения в международных отношениях, намерена всемерно содействовать обеспечению всеобщей безопасности и прочного мира.

Россия провозглашает предотвращение вооруженных конфликтов и войн в качестве приоритетной цели своей внешней политики и обеспечения оборонной безопасности. Исходя из этого, Россия заявляет, что:

- она будет стремиться решать все международные вопросы мирными, политическими средствами, выступая против конфронтационной политики;

- отвергает войну, применение военной силы или угрозы силой как средство достижение политических, экономических и других целей;

- придерживается принципов уважения суверенитета, нерушимости существующих границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права;

- не считает своим противником ни одно государство или коалицию государств;

- не имеет территориальных претензий ни к одному государству.

Оборонительный характер военной доктрины означает, что Россия не начнет первой военные действия против какого-либо государства (государств), если Россия или государство, с которым она связана договорными обязательствами по совместной (коллективной ) обороне, не станет объектом вооруженного нападения.

С целью приведения всех оборонных структур в соответствие с современными военно-политическими, геополитическими условиями, экономическими возможностями страны и новыми оборонными задачами в Российской Федерации будет осуществлена военная реформа, затрагивающая как государственные структуры, так и Вооруженные силы, другие войска и предусматривающая сокращение их численности и повышение экономичности и эффективности обороны страны в целом. Реальная мощь будет определяться прежде всего не численностью войск, а высокой управляемостью, совершенством организации, выучкой, технической оснащенностью. Вооруженные силы и другие войска станут более компактными, боеспособными, готовыми к гибкому и решительному применению в ситуациях, когда возникает угроза интересам национальной безопасности страны и наших союзников в соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации, международными договорами.

С учетом этого предусматривается уточнить задачи Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, обеспечить сопряжение планов их строительства и подготовки, комплексное применение, повысить эффективность управления, интегрировать системы технического, тылового и иных видов обеспечения, капитального строительства, подготовки кадров и образования.

Одна из важных задач военной реформы в условиях формирования демократического общества - усиление роли как государственного, так и гражданского руководства Вооруженными силами прежде всего ради повышения их эффективности, более четкого взаимодействия с другими институтами обеспечения национальной безопасности, наиболее рационального использования выделенных на нужды обороны и обеспечения безопасности средств.

Организация руководства обороной страны

Руководство всей обороной страны, Вооруженными силами и другими войсками Российской Федерации в мирное время осуществляет президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации - по административной линии через правительство Российской Федерации и руководителей соответствующих министерств, оперативное - через Генеральный штаб Российской Федерации, являющийся основным органом стратегического управления Вооруженными силами и другими войсками в интересах обороны страны.

Для наиболее полной мобилизации и эффективного использования всех имеющихся сил и средств, централизации руководства всеми государственными органами и ведомствами в целях обороны страны на военное время создается Государственный комитет обороны во главе с президентом Российской Федерации на базе Совета безопасности.

Для стратегического руководства Вооруженными силами и другими войсками, привлекаемыми для обороны страны, на военное время создается Ставка Верховного Главнокомандования на базе Совета обороны и с опорой на Генеральный штаб в деле стратегического управления Вооруженными силами и другими войсками.

Военно-штабным органом, координирующим строительство, подготовку, комплектование, применение и всестороннее обеспечение Вооруженных сил и других войск, является Комитет начальников штабов Вооруженных сил и других войск, возглавляемый начальником Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Основными функциями Комитета начальников штабов являются:

- выработка рекомендаций по распределению задач по обороне страны между Вооруженными силами и другими войсками;

- анализ соответствия планов строительства и применения Вооруженных сил и других войск задачам обеспечения оборонной безопасности, подготовка необходимых предложений;

- организация взаимодействия между Вооруженными силами и другими войсками;

- оценка потребностей войск Российской Федерации в личном составе, вооружении, военной технике и материальных средствах в целях сбалансирования их поставок;

- согласование вопросов, связанных с организацией управления войсками и органами;

- координация мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки;

- координация подготовки кадров, развития военной науки.

Решение о передаче всех полномочий государственной власти Государственному комитету обороны, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными силами и другими войсками Российской Федерации - Ставке Верховного Главнокомандования принимает президент Российской Федерации с объявлением войны в случае агрессии против России или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию Российской Федерации.

Основным органом управления коалиционной группировкой войск (сил) является заблаговременно создаваемое объединенное командование во главе с Главнокомандующим (командующим), назначенным согласованным решением высших органов государственной власти стран коалиции. В состав объединенного командования включаются представители от вооруженных сил каждого государства.

При совместном выполнении задач по защите конституционного строя, обеспечению законности и правопорядка, локализации внутренних вооруженных конфликтов формированиями Вооруженных сил и других войск Российской Федерации управление ими осуществляется оперативными группами, назначенными президентом Российской Федерации и развертываемыми на подготовленных пунктах управления Генштаба или внутренних войск МВД РФ.

Взаимодействие Вооруженных сил с другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Федерации организуется в соответствии с планом применения Вооруженных сил Российской Федерации.

Основы единого управления всеми силами и средствами, привлекаемыми для нужд обороны, закладываются еще в мирное время. Устанавливаются согласованные границы военных округов, округов внутренних, пограничных войск, других войск. По вопросам территориальной обороны все войска и вооруженные формирования оперативно подчиняются командующим войсками военных округов (фронтов).

II. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ

Военные угрозы и оборонные задачи.

Главными источниками и причинами возможного осложнения военно-политической обстановки остаются социально-политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия между различными регионами и государствами. Но изменились формы и масштабы проявления этих противоречий.

После окончания холодной войны со снижением напряженности глобальной конфронтации между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками наиболее острые противоречия переместились на региональные, межгосударственные уровни. Поэтому в обозримой перспективе становится маловероятной не только мировая война, но и уменьшается опасность крупномасштабной агрессии против России с применением ядерного и обычного оружия.

Вместе с тем становление многополюсного мира, основным условием стабильного существования которого является учет баланса интересов различных стран и регионов, происходит сложно и противоречиво. Обострение борьбы за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и усиливающаяся в связи с этим экономическая экспансия, образование в важнейших регионах новых центров силы, возросшая экономическая и политическая роль транснациональных объединений, стремление некоторых держав занять на международной арене доминирующее положение и проводить политику диктата, попытки ряда государств укреплять свою безопасность в ущерб другим странам, воспрепятствовать интеграционным процессам между Россией и другими странами СНГ, разрешать международные противоречия путем применения военной силы - делают все эти новые факторы опасными для безопасности Российской Федерации и могут перерасти в явные военные угрозы.

Первая группа угроз - это долгосрочная политика определенных международных сил и держав, направленная на лишение России независимости, подрыв ее экономических и других интересов, подрыв изнутри и изоляцию, территориальные претензии к ней, подогревание и поддержку извне сепаратизма, терроризма, внутренних конфликтных ситуаций, попытки использовать их для вмешательства во внутренние дела России, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации и соотечественников в зарубежных странах и другие акции, ущемляющие национальные интересы России. Зоны с конфликтными ситуациями в районах, прилегающих к территории Российской Федерации, сохраняют потенциал потрясений, которые наряду с прозрачностью границ, неконтролируемостью потоков оружия и боеприпасов, неуправляемыми миграционными процессами непосредственно затрагивают безопасность России. Все это может вызвать вооруженные конфликты, локальные войны и другие агрессивные действия против России.

Вторая и самая большая угроза - это конечная предназначенность ядерного оружия ряда стран, имеющих такое оружие, против России, распространение ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

Третья группа угроз - продолжающаяся в мире гонка по качественному совершенствованию вооружений, стремление ведущих держав сделать рывок к созданию качественно нового оружия последующих поколений и добиться доминирующего военно-технического превосходства.

Россия будет рассматривать как непосредственную военную угрозу ввод иностранных войск на территорию сопредельных стран и наращивание группировок войск (сил) у ее границ.

Все эти угрозы будут переплетаться и в зависимости от изменения международной обстановки в мире и важнейших регионах проявляться в различных формах и комбинациях расстановки военно-политических сил.

С учетом существующих и потенциальных угроз главными целями оборонной политики являются: защита национальных интересов России, обеспечение условий для закрепления позиций великой державы, сохранение территориальной целостности государства, обеспечение, национального суверенитета, неприкосновенности государственных границ на сухопутном, воздушном и морском пространствах, обеспечение стратегических интересов путем поддержания мира и стабильности на территории страны и прилегающих к ней зонах жизненных интересов России, защита населения страны. В случае возникновения вооруженных конфликтов или развязывания войны агрессором -нейтрализация или ликвидация конфликтов, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору и создание условий для скорейшего прекращения военных действий.

Для осуществления этих целей от российского государства требуется решение следующих оборонных задач:

- противодействие соответствующим политическим, экономическим, идеологическим, психологическим, информационным, разведывательно-контрразведывательным, террористическим и прочим акциям других государств, направленным на подрыв национальной безопасности России, максимально полное использование всех невоенных средств для обороны страны;

- стратегическое ядерное сдерживание возможного ядерного нападения и агрессии против России;

- первоочередная готовность к решению военных задач в ходе возникающих вооруженных конфликтов и локальных войн. При этом необходима готовность к ведению военных действий в одном-двух вооруженных конфликтах и одной локальной войне. Одновременно требуется мобилизационная готовность к отражению крупномасштабной агрессии в региональных войнах, непосредственной угрозы которых пока нет, но полностью ее исключить нельзя.

Они могут возникнуть и в результате разрастания ряда сравнительно малых конфликтов.

ЗадаЧи Вооруженных сил и других войск в мирное время

На Вооруженные силы в решении перечисленных выше оборонных задач возлагается:

- своевременное вскрытие во взаимодействии со Службой внешней разведки и другими ведомствами назревающих военных угроз, конфликтов и возможного готовящегося вооруженного нападения на Российскую Федерацию, ее союзников и предупреждение о них высшего руководства страны;

- содействие мероприятиям государственных органов по противодействию информационно-психологическим и иным подрывным акциям других стран, направленных против Российской Федерации;

- поддержание должной боеспособности, боевой и мобилизационной готовности органов управления и войск (сил).

Первостепенное внимание при этом должно уделяться:

- поддержанию стратегических ядерных, космических и других сил и средств, обеспечивающих их боевое применение в готовности, гарантирующей нанесение неприемлемого ущерба любому агрессору;

- обеспечению постоянной готовности сил и средств, предназначенных для прикрытия от ударов с воздуха и космоса важнейших объектов страны, Вооруженных сил и других войск;

- поддержанию сил общего назначения армии и ВМФ в готовности, обеспечивающей решение задач военных конфликтов и локальных войн, а также своевременное отмобилизование и развертывание для решения задач в региональной крупномасштабной войне;

- надежной охране государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде во взаимодействии с пограничными войсками;

- развитию военной науки, военного искусства и совершенствованию способов применения Вооруженных сил с учетом перспектив развития характера вооруженной борьбы .

Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации могут также привлекаться для:

- выполнения представительских функций и поддержки политических акций российского руководства;

- участия в международных акциях военного и гуманитарного характера;

- ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, при эпидемиях, эпизоотиях и оказания помощи пострадавшему населению;

- обеспечение безопасности судоходства в кризисных и опасных для плавания районах прилегающих морей и Мирового океана, защиты экономической деятельности в континентальном шельфе и международных водах, а также защита от морского пиратства;

- освобождение заложников - российских граждан, захваченных на территории другого государства;

- эвакуация российских граждан, оказавшихся в зоне военных действий на территории другого государства.

Кроме того, на Вооруженные сил могут быть возложены задачи помощи Пограничным войскам в охране государственной границы, морских коммуникаций в территориальных водах; Внутренним войскам - в охране и обороне важных государственных объектов и закрытых административно-территориальных образований.

Действия Вооруженных сил и других войск по предотвращению и пресечению внутренних конфликтов.

Основными внутренними источниками военных угроз, для противодействия которым могут быть использованы Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации, могут быть:

- противоправная деятельность националистических, сепаратистских, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в стране, нарушение ее территориальной целостности и осуществляемая с использованием вооруженного насилия;

- попытки насильственного свержения конституционного строя, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления;

- нападения на объекты ядерной энергетики, химического, биологического производства и другие потенциально опасные объекты;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- рост организованной преступности, контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности граждан и общества;

- нападения на арсеналы, склады оружия, предприятия, производящие вооружение, военную, специальную технику и имущество, организации, учреждения и структуры, имеющие штатное оружие с целью его захвата;

- незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, осуществление диверсий и террористических актов, а также противоправный оборот наркотиков.

В пресечении внутренних вооруженных конфликтов главная роль отводится органам и внутренним войскам Министерства внутренних дел России. Для оказания им помощи могут привлекаться формирования Вооруженных сил и других войск Российской Федерации, воинские формирования и органы.

Задачи Вооруженных сил и других войск в военное время

В военное время Вооруженные силы и другие войска выполняют задачи согласно плану применения Вооруженных сил Российской Федерации, поставленные Верховным Главнокомандованием в соответствии со складывающейся обстановкой.

Основными задачами Вооруженных сил являются:

- частичное или полное стратегическое развертывание в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение;

- отражение ударов противника с воздушно-космических, сухопутных и морских направлений и ведение военных действий совместно с вооруженными силами союзных государств с целью разгрома вторгшихся группировок противника и восстановления целостности территории страны;

- поддержание ядерных сил и средств обеспечения их боевой устойчивости в готовности, гарантирующей нанесение неприемлемого или заданного ущерба агрессору в любых условиях и применение их по особому решению Верховного Главнокомандования.

Другие войска, воинские формирования и органы организуют подготовку органов управления и войск к совместным действиям с Вооруженными силами по обороне страны и участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с планом применения Вооруженных сил и возложенными на них задачами.

Применение Вооруженных сил и других войск Российской Федерации осуществляется для решения оборонных задач в соответствии с Конституцией, "Законом об обороне" и другими нормативными актами Российской Федерации.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Россия намерена иметь сравнительно небольшие по составу мобильные Вооруженные силы и другие войска, рационально организованные и хорошо технически оснащенные, способные решать перечисленные выше оборонные задачи. Интересы обороны требуют создания сбалансированной ракетно-ядерной, воздушно-космической, сухопутной и военно-морской мощи государства.

Сложившаяся военно-политическая обстановка делает возможным, а экономическое положение страны на данном этапе требует максимально возможного сокращения Вооруженных сил, других силовых структур и вместе с тем их преобразования с целью придания им нового облика, соответствующего характеру нового российского общества и государства, повышения качественных параметров их боеспособности и боевой готовности.

Основные принципы строительства Вооруженных сил и других войск Российской Федерации:

- подконтрольность органов военного управления и должностных лиц высшим органам государственной власти и установление гражданского контроля над всеми силовыми ведомствами;

- преданность военнослужащих конституционному долгу и верность военной присяге;

- централизация военного управления и единоначалия на правовой основе;

- всемерная профессионализация Вооруженных сил и других войск, постепенный переход от системы призыва по всеобщей воинской обязанности к контрактной системе, их комплектования по мере создания для этого материальных условий и необходимой инфраструктуры;

- соответствие организационно-штатной структуры, состава и численности Вооруженных сил и других войск возлагаемым на них задачам, международным обязательствам, а также финансово-экономическим возможностям Российской Федерации;

- постоянная боевая готовность к выполнению возложенных задач, способность к своевременному наращиванию боевой мощи Вооруженных сил и других войск адекватно возрастанию военной угрозы;

- согласованное боевое применение, управление и материально-техническое обеспечение Вооруженных сил и других войск Российской Федерации на основе единой территориальной системы;

- соблюдение общегражданских, политических прав и свобод военнослужащих и членов их семей, социальная защищенность военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы;

- недопущение в соответствии с законодательством деятельности в Вооруженных силах и других войсках политических партий, организаций и объединений.

Организационную и видовую структуру Вооруженных сил совершенствовать исходя из того, что все виды ВС и рода войск (сил) должны быть готовы совместными усилиями решать важнейшие оперативно-стратегические задачи, взаимно дополняя друг друга. Поэтому основным направлением строительства Вооруженных сил будет максимально возможная интеграция видов Вооруженных сил, других войск и систем управления ими.

Состав, боевая способность и готовность группировок войск на важнейших стратегических направлениях должны обеспечивать решение задач в локальных конфликтах, как правило, силами одного военного, пограничного округа и округа внутренних войск при определенном участии сил и средств других видов ВС (флота - на приморском направлении, ВВС, войск ПВО и других сил).

Для выполнения военных задач в вооруженных конфликтах и локальных войнах регионального масштаба может потребоваться привлечение войск (сил) нескольких расположенных на данном стратегическом направлении военных округов, других войск при участии космических средств, ВВС, ПВО, ВМФ, ВДВ и других специальных войск, а в ряде случаев и стратегических резервов с других направлений и из глубины, а также частичное мобилизационное развертывание дополнительных частей и соединений.

При возникновении крупномасштабной агрессии требуется готовность задействовать Вооруженные силы и другие войска в полном составе, стягивать силы и средства со всех направлений, провести мобилизационное развертывание дополнительных формирований.

Основная часть такой войны будет вестись усилиями всего народа с мобилизацией всех экономических возможностей, людских и иных ресурсов, подчинив интересам защиты Отечества все имеющиеся силы и средства.

Система обороны страны строится на принципе "стратегической мобильности с опорой на ядерное сдерживание". Она основывается на своевременном наращивании группировок сил общего назначения на угрожаемых направлениях адекватно уровню военной угрозы путем перегруппировки войск (сил) из других районов, а также на основе частичного или полномасштабного стратегического развертывания Вооруженных сил и других войск.

Возможный характер вооруженной борьбыи способов применениЯ вооруженных сил и других войск

На современном этапе развития военно-политической обстановки наиболее вероятными и затрагивающими жизненно важные интересы России могут быть вооруженные конфликты, локальные и региональные войны в Юго-Восточной Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Новый характер войн и способов ведения вооруженной борьбы требует существенного обновления военной науки и военного искусства, форм и способов вооруженной борьбы. В зависимости от характера войн (конфликтов) основными формами применения Вооруженных сил и других войск в целях обороны страны могут быть:

- стратегическое развертывание (отмобилизование, оперативное развертывание и перегруппировка резервов) - частичное для локальных войн и полное - для крупномасштабной войны;

- применение Вооруженных сил в вооруженных конфликтах и локальных войнах. В зависимости от масштаба конфликта локальной войны могут проводиться боевые действия и операции соединений, предназначенных для немедленного реагирования и войск прикрытия во взаимодействии с ВВС, войсками ПВО и ВМС в континентальных стратегических районах и направлениях, боевые действия и операции по отражению воздушного нападения противника, воздушные операции ВВС, боевые действия и операции военно-морских сил, участие в ликвидации внутренних конфликтов и проведении миротворческих операций. В локальных войнах не исключена возможность ограниченного применения ядерного оружия;

- применение Вооруженных сил в крупномасштабной войне, в ходе которой может осуществляться стратегическое сдерживание силами стратегических ядерных (наступательных) сил, воздушные и противовоздушные операции по разгрому воздушно-космических средств противника и отражению их нападения с участием всех видов Вооруженных сил, операций и общевойсковых объединений на континентальных ТВД, операции и боевые действия на морских и океанских ТВД.

Началу крупномасштабной войны может предшествовать угрожаемый период. В это время или в случае внезапного нападения агрессора с началом военных действий может осуществляться стратегическое развертывание Вооруженных сил и других войск, отмобилизование и перевод страны на военное положение.

В военно-стратегических аспектах военной доктрины учитывается также, что для современного военного противоборства характерно значительное повышение роли и значения так называемых непрямых стратегических действий.

В современных условиях "непрямые" стратегические действия могут выражаться прежде всего в политических усилиях по предотвращению войн и военных конфликтов. На этом этапе кроме политических мер важное значение могут иметь широко применяемые в последнее время экономические санкции, морская, воздушная и наземная блокада путей сообщения, демонстрация силы, выделение миротворческих сил для разъединения сторон и другие способы действий.

Возросшая дальнобойность, мощность оружия и высокая мобильность войск (сил) делают особенно опасными ставку агрессора на упреждающие действия и нанесение первого удара. Поэтому предъявляются повышенные требования к постоянной боевой готовности Вооруженных сил и других войск.

При отражении агрессии (когда ее не удается остановить другими путями) Вооруженные силы должны быть готовы вести активные и решительные действия до полного разгрома агрессора.

В ходе крупномасштабной войны для разгрома крупных группировок противника могут потребоваться длительные и напряженные усилия всех видов Вооруженных сил, проведение ряда последовательных операций и сочетание различных способов вооруженной борьбы.

Войска необходимо обучать как оборонительным, так и наступательным действиям с использованием всего арсенала военного искусства.

Причем и при оборонительном характере военной доктрины нельзя исключать и такого варианта, когда в случае явной угрозы агрессии при хорошо поставленной разведке и заблаговременном принятии решения на стратегическое развертывание может оказаться целесообразным осуществление немедленного перехода в ответное наступление с началом агрессии противника.

Решающие сражения будут одновременно происходить на земле, на море, в воздухе. Операции и боевые действия будут носить объемный воздушно-наземный характер, когда огневые и электронные удары наземными и авиационными средствами по всей глубине расположения противника будут сочетаться с многократной высадкой и проникновением в глубину обороны противника аэромобильных частей, осуществлявших удары не только с фронта, флангов, но и о разных направлений в тылу противника. В целом операции и боевые действия будут носить высокоманевренный характер, развиваться стремительно без наличия сплошных фронтов или лишь при временной их стабилизации.

Быстрое развитие передовых технологий увеличивает военно-технический разрыв между государствами. Поэтому военное искусство должно быть рассчитано не только на вооруженную борьбу примерно равных в техническом отношении противников, но и на разный уровень их технического оснащения.

Роль и место ядерного оружия в обороне Российской Федерации.

Цель политики Российской Федерации в области ядерного оружия - устранение опасности ядерной войны, которая чревата катастрофическими последствиями для человечества и победителей в которой не будет.

Вместе с тем в условиях, когда опасность применения ядерного оружия не устранена, военная доктрина России исходит из необходимости сохранения своего ядерного потенциала в пределах, установленных международными договорами, рассматривая ядерное оружие как средство стратегического сдерживания. Российская Федерация заявляет о своей решимости осуществлять его полномасштабное или ограниченное применение с целью пресечения ядерного нападения или отражения агрессии против нее. В случае развязывания агрессии против России и возникновения серьезных угроз для ее безопасности она может оказаться вынужденной первой применить ядерное оружие против агрессора.

Факторами, повышающими опасность перерастания войны с применением обычных средств поражения в ядерную, могут стать также преднамеренные действия агрессора, направление на уничтожение или нарушение функционирования стратегических ядерных сил, системы предупреждения о ракетном нападении, объектов ядерной энергетики, атомной и химической промышленности.

Исходя из этих принципиальных установок и реальных угроз, будут осуществляться ядерное планирование, отрабатываться действия Вооруженных сил по нанесению ядерных ударов и защите войск (сил) от оружия массового поражения.

В соответствии с договоренностями с другими ядерными державами Россия готова осуществлять отказ от непосредственного нацеливания ядерных ударов на объекты, сокращение боевого дежурства, введение дополнительных мер доверия и взаимного контроля на пунктах управления и из космоса и другие меры по снижению ядерной опасности.

Россия не будет стремиться к достижению паритета в развитии стратегических ядерных сил, однако она будет поддерживать ядерный потенциал, необходимый для нанесения гарантированного неприемлемого или заданного ущерба вероятному агрессору, с целью вынудить его к отказу от продолжения агрессии.

Россия не будет применять ядерное оружие против стран, не имеющих такое оружие, если они не выступают против нашей страны в союзе с ядерными державами.

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ

Основой обороны и технического оснащения Вооруженных сил, других войск является экономическая мощь страны. Российское государство будет принимать необходимые меры для развития экономики и прежде всего передовой технологии с целью обеспечения сбалансированных экономических возможностей и необходимого уровня достаточной обороны.

Прежде всего в руководстве развитием вооружений и научно-исследовательских работах важно не вступать в намечаемое другими странами русло гонки вооружений, а стремиться избрать соответствующий экономическим возможностям страны и стратегическим целям путь, отстаивать выгодные для России условия борьбы за военно-технические приоритеты.

Особое значение приобретает недопущение распыления сил и ресурсов в стремлении развивать все виды оружия и техники, которые есть или могут быть у других армий. В необходимых случаях будет целесообразно пойти на известный риск и перескочить через некоторые поколения оружия, добиться действительно решительной концентрации научно-технических и производственных усилий на разработке тех видов оружия, которые будут иметь решающее значение и нейтрализуют или сорвут долгосрочные программы других стран по завоевании военного превосходства.

Учитывая реальные экономические условия и военно-политическую обстановку, в ближайшие 4-5 лет сосредоточиться на решении задачи создания необходимого для перевооружения армии и флота научно-технического и технологического задела. Необходимы первоочередное финансирование НИОКР, опережающее развитие фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих своевременно и эффективно реагировать на возникающие военные угрозы и военно-технические прорывы, упреждающее оперативное, научно-техническое и экономическое обоснование требований к вооружению, военной, специальной технике и имуществу. В развитии вооружений основной упор сделать на создание не отдельных видов оружия, а систем вооружения. Современные условия таковы, что возможности даже самого совершенного оружия, самых оснащенных группировок войск, военно-воздушных и военно-морских сил удается наиболее полно реализовать, когда они интегрируются в единые боевые системы с высокоразвитыми организованностью, наблюдаемостью, управляемостью, скрытностью и точностью боевого применения. Основные усилия в вооруженной борьбе будут направлены не на физическое уничтожение каждой единицы оружия, а на разрушение их единого информационного пространства, источников интеллекта, каналов навигации, наведения и систем связи управления в целом. На основе положений военной доктрины (после ее принятия) подготавливаются актов, правовых, законодательных основ, разрабатываются планы военного строительства, программа военной реформы, уставные и другие документы по оборонным вопросам в соответствующих государственных органах и оборонных ведомствах.

© (C) Электронная версия "НГ" (ЭВНГ)
Номер 029 от 09 августа 1997 г., суббота.
Перепечатка за рубежом допускается по соглашению с редакцией.
Ссылка на "НГ", ЭВНГ и ГласНет обязательна.

Переход в начало сайта