Динамика и особенности современного этнического конфликта

П.Н.Шихирев


Рассматривая динамику этнических по форме конфликтов, следует подчеркнуть, что все они проходят сходный путь. Фаза первая, романтическая: я стремлюсь к победе, мой противник смят, я его задавлю, подчиню, заставлю действовать в моих интересах. Следующая фаза - это фаза апатии, когда появляется ощущение, что задачу подавления соперника, которая поначалу не представлялась особенно сложной, выполнить не так уж просто. Затем наступает фаза тупика - ощущение, что победить противника не только не просто, но даже невозможно. После этого следует фаза отчаяния. Человек начинает понимать, что его противник хочет для себя чего-то тоже очень важного. Вот тут и возникает основа для переговоров.
Где бы переговоры ни происходили, стороны поначалу вступают в них с различными установками. Первая из них, самая непосредственная при выходе из предшествующей конфронтации выглядит так: я вступаю в переговоры, чтобы выиграть время и попытаться перехитрить противника. Сербия, Карабах, Ингушетия, Чечня, - всюду это проявляется в той или иной мере. Но при такой установке все, конечно, возвращается на круги своя. И только когда приходит осознание, что другие тоже хитрые и тоже испытывают подобные устремления, начинается новый этап идентификации, с более высоким уровнем: надо увидеть в противнике такого же человека, покаяться, признать необходимость подключения других, несиловых регуляторов и т.д. Это я называю процессом принудительного морального воспитания. Ты не хочешь жить в мире - воюй. Но рано или поздно ты сядешь за стол переговоров, даже если ножки стола будут стоять наполовину в крови. Такова неизбежная и удивительно однообразная последовательность, которую можно наблюдать во всех концах мира.
Оценивая с этих позиций конфликт в Чечне, замечу: он был неизбежен и его можно было предсказать достаточно определенно. Это первое. Второе: решать его было необходимо не сейчас, а гораздо раньше. Третье: он представляет собой наглядный пример платы за политиканство в области национальной политики, как основную черту ее с самого начала перестройки. В этом и заключается принудительное моральное воспитание. И четвертое: совершенно незаслуженно не обсуждается, в том числе специалистами, проблема применения силы против насилия. Здесь следовало бы учесть соображения И.А. Ильина о сопротивлении злу силой в его фундаментальной книге на эту тему. Нельзя не принимать во внимание, что человек, первым применивший силу, зачастую сам себя исключает из категории человека. Если же определять тип межнационального конфликта в Чечне, то корни нужно искать в сфере не этнополитической, а политико-экономической. Чрезвы-чайно мало - и не случайно - пока говорится о том, что там проходят нефтепровод, газопровод, что там задействованы чрезвычайно важные многомиллиардные перспективы в связи с разработкой каспийского шельфа и т.п. А этничность, как зачастую бывает, используется для камуфляжа, как одежка, которой прикрываются политико-экономические интересы. Под этим углом и должна быть отсеяна и обработана независимыми экспертами информация о данном конфликте.
Говоря о современной национальной политике в целом, мы также прежде всего должны определить позиции конфликтующих сторон по вопросу о собственности. Тем более это относится к нашей стране, где передел собственности, прежде принадлежавшей государству, провозглашавшейся государственной, на две трети уже совершился. Многое сегодня может быть понято с точки зрения отношений собственности и реального благосостояния людей, являющихся результатом функционирования этих отношений.
В дополнение к сказанному надо учитывать и то, что человек не есть чисто рациональное существо, равно как и группа, общественное движение. Они зачастую есть не что иное, как рупор, руки, ноги, через которые проявляются совершенно другие тенденции. Этнические, политические, экономические факторы конфликтов в реальной жизни к тому же чрезвычайно переплетены. В феноменологии их настолько сложно отделить друг от друга, что наиболее эффективный методологический прием - просто принять все это как заявляющее себя. А сущностью при этом может оказаться что-то одно, в том числе и коллективное бессознательное.
Глубинные, определяющие факторы можно свести к трем основным группам. Это группа сугубо экономических интересов, группа этнопсихологических интересов и группа политических интересов, связанных с конкретными программами и вытекающими из них целенаправленными действиями. А внутри них возможны всякие переплетения.


Данная информационная система создана и поддерживается Национальной Службой Новостей (НСН).
Ваши комментарии будут с интересом встречены по адресу webmaster@nns.ru.
© 1996, Национальная служба новостей

Переход в начало сайта