Динамика и особенности современного
этнического конфликта
П.Н.Шихирев
Рассматривая динамику этнических по форме
конфликтов, следует подчеркнуть, что все они
проходят сходный путь. Фаза первая,
романтическая: я стремлюсь к победе, мой
противник смят, я его задавлю, подчиню, заставлю
действовать в моих интересах. Следующая фаза -
это фаза апатии, когда появляется ощущение, что
задачу подавления соперника, которая поначалу не
представлялась особенно сложной, выполнить не
так уж просто. Затем наступает фаза тупика -
ощущение, что победить противника не только не
просто, но даже невозможно. После этого следует
фаза отчаяния. Человек начинает понимать, что его
противник хочет для себя чего-то тоже очень
важного. Вот тут и возникает основа для
переговоров.
Где бы переговоры ни происходили, стороны
поначалу вступают в них с различными
установками. Первая из них, самая
непосредственная при выходе из предшествующей
конфронтации выглядит так: я вступаю в
переговоры, чтобы выиграть время и попытаться
перехитрить противника. Сербия, Карабах,
Ингушетия, Чечня, - всюду это проявляется в той
или иной мере. Но при такой установке все,
конечно, возвращается на круги своя. И только
когда приходит осознание, что другие тоже хитрые
и тоже испытывают подобные устремления,
начинается новый этап идентификации, с более
высоким уровнем: надо увидеть в противнике
такого же человека, покаяться, признать
необходимость подключения других, несиловых
регуляторов и т.д. Это я называю процессом
принудительного морального воспитания. Ты не
хочешь жить в мире - воюй. Но рано или поздно ты
сядешь за стол переговоров, даже если ножки стола
будут стоять наполовину в крови. Такова
неизбежная и удивительно однообразная
последовательность, которую можно наблюдать во
всех концах мира.
Оценивая с этих позиций конфликт в Чечне, замечу:
он был неизбежен и его можно было предсказать
достаточно определенно. Это первое. Второе:
решать его было необходимо не сейчас, а гораздо
раньше. Третье: он представляет собой наглядный
пример платы за политиканство в области
национальной политики, как основную черту ее с
самого начала перестройки. В этом и заключается
принудительное моральное воспитание. И
четвертое: совершенно незаслуженно не
обсуждается, в том числе специалистами, проблема
применения силы против насилия. Здесь следовало
бы учесть соображения И.А. Ильина о сопротивлении
злу силой в его фундаментальной книге на эту
тему. Нельзя не принимать во внимание, что
человек, первым применивший силу, зачастую сам
себя исключает из категории человека. Если же
определять тип межнационального конфликта в
Чечне, то корни нужно искать в сфере не
этнополитической, а политико-экономической.
Чрезвы-чайно мало - и не случайно - пока говорится
о том, что там проходят нефтепровод, газопровод,
что там задействованы чрезвычайно важные
многомиллиардные перспективы в связи с
разработкой каспийского шельфа и т.п. А
этничность, как зачастую бывает, используется
для камуфляжа, как одежка, которой прикрываются
политико-экономические интересы. Под этим углом
и должна быть отсеяна и обработана независимыми
экспертами информация о данном конфликте.
Говоря о современной национальной политике в
целом, мы также прежде всего должны определить
позиции конфликтующих сторон по вопросу о
собственности. Тем более это относится к нашей
стране, где передел собственности, прежде
принадлежавшей государству, провозглашавшейся
государственной, на две трети уже совершился.
Многое сегодня может быть понято с точки зрения
отношений собственности и реального
благосостояния людей, являющихся результатом
функционирования этих отношений.
В дополнение к сказанному надо учитывать и то,
что человек не есть чисто рациональное существо,
равно как и группа, общественное движение. Они
зачастую есть не что иное, как рупор, руки, ноги,
через которые проявляются совершенно другие
тенденции. Этнические, политические,
экономические факторы конфликтов в реальной
жизни к тому же чрезвычайно переплетены. В
феноменологии их настолько сложно отделить друг
от друга, что наиболее эффективный
методологический прием - просто принять все это
как заявляющее себя. А сущностью при этом может
оказаться что-то одно, в том числе и коллективное
бессознательное.
Глубинные, определяющие факторы можно свести к
трем основным группам. Это группа сугубо
экономических интересов, группа
этнопсихологических интересов и группа
политических интересов, связанных с конкретными
программами и вытекающими из них
целенаправленными действиями. А внутри них
возможны всякие переплетения.
Данная информационная система создана и
поддерживается Национальной Службой Новостей (НСН).
Ваши комментарии будут с интересом встречены по
адресу webmaster@nns.ru.
© 1996, Национальная служба новостей
Переход в начало сайта
|