История человека, всего человечества - это поиск ориентиров для устойчивой жизни, обоснование ценностей, жизнь в системе общепринятых относительных и абсолютных ориентиров своего социального времени. При этом сообщество, отдельный человек в различные периоды своей жизни может жить по одному ориентиру (например, родительский дом, дружба, любовь, работа, карьера по вертикали в условиях командно-административной системы и т.д.), ценности или не осознавать ничего в качестве ценного, находясь на учёбе, в поиске или депрессии. Родители, элиты или вожди могут ориентировать или дезориентировать человека или население силой, деньгами и мудростью в различных пропорциях, предоставить элементы самоуправления или оставить человека, население для самоорганизации или авантюристам, которым обманом жить с руки.
От сообщества
каннибалов, которые
как-то уживались
вместе, до
современных развитых
демократий с
понятиями и
практикой уважения
достоинства человека
путь большой.
После крушения
империй и
трансформации
авторитарных режимов
ХХ века, завершения
"холодной войны",
научно-технической
революции и эпохи
либеральной
экономики развитых
стран оттаяли
миллиарды людей,
массы освободились
для
жизнедеятельности в
новых условиях
наступившего
постмодерна. Для
сообществ
постлиберализма
(устойчивого, не
интенсивного
развития за счёт
переработки сырья, а
через инновации и
активизацию каждого
человека)
понадобились новое
основание и
ориентиры построения
личного и
общественного
счастья. В очередной
раз в социальной
истории, но впервые
в глобальном
масштабе началась
замена божества,
начальника, вождя,
переоценка
морального
авторитета,
авторитета грубой
силы, неправедных
денег или
сомнительного
знания, идеологии и
иных отживших
социальных традиций.
В юности, во время
сплошной пропаганды,
советский народ мне
представлялся вполне
приличной общностью
современных людей,
которой не хватает
чуточку свободы
действия. Однако я
ошибался. Советский
народ оказался
законсервированным,
замороженным
сообществом в
режимах абсолютной
монархии и диктатуры
большевиков; не
каннибалами, но и не
светским обществом.
Вероятно, массовые
разборки по
понятиям, в том
числе отдельные
случаи каннибализма
в России возможны
ещё 100 лет. Видимо,
следует показывать
нашей молодёжи
правильную картину
жизни населения,
чтобы не впадать в
шок от съеденного в
прямом или
переносном смысле
соседа.
В России, в самой
богатой ресурсами
стране мира, после
обвала, разморозки и
разконсервации
советского социума
наступил переходный
период.
Здравомыслящие лица
уточнили суверенитет
России в Конституции
1993 года, создали
проект будущего, но
не научили
использовать и люди
остались
дезориентированными
с элементами
рухнувшей
командно-административной
системы, ростками
демократии, нового
криминала, новой
этики и других
всевозможных
факторов современной
цивилизации.
Дезориентированные
люди стали искать и
строить личное и
общественное
счастье, получив на
руки, кроме низкой
зарплаты,
обезличенные
эквиваленты
собственности -
ваучеры, которые
были выброшены
неподготовленным
населением на ветер.
По данным ООН индекс
развития
человеческого
потенциала (ИРЧП)
на сегодня
колеблется у России
в районе 65 из 169
стран. Т.е. граждане
России остаются
нищими в окружении
своих богатств (не
смогли, не успели в
ХХ веке на основе
номенклатуры или
либерализации
развить свою
экономику).
Усугубляя
материальную
скудость общества,
неконтролируемые СМИ
по инерции
продолжают
навязывать населению
смутную
экономическую и
политическую среду,
продолжают
сознательно, а чаще
бессознательно
манипулировать
сознанием и
чувствами населения,
формируют понятие
культуры на базе
песен и плясок на
сцене и льду, другие
ложные ориентиры
человеку, чья жизнь
продолжает
оцениваться меньше
содержимого его
небольшого кошелька.
Крушения
традиционного уклада
(какой-либо
ориентации в жизни)
были и в прошлом, но
не в глобальном
масштабе.
Предполагаю, что
сложность ситуации
обусловлена
невозможностью
повторения
социальной истории
развитых стран
развивающимися.
Современные вызовы -
задачи устойчивого
развития России и
всех стран (без
стихийного развития
экономики денег, без
рывков и резких
торможений, без войн
и революций)
предлагаю начать
решать уже сейчас
цифровыми,
экспертными методами
на суперкомпьютерах
в связанных системах
координат
жизнедеятельности,
культуры сообщества
и человека,
объединяющей в себя:
гелиоцентрическую,
геоцентрическую,
общественно-экономическую
(государственную,
гражданскую,
частную), личностную
ценностную систему с
опорой на собсвенное
достоинство,
конкретную по каждой
ценности и т.д. В
XXI веке системы
координат
социального
управления надо
технологически
оцифровать,
формализовать и
предложить для всех
и каждого человека
методики решения
большинства
жизненных ситуаций,
множество удобных
транспарентных
ценностных
ориентиров с
необходимой
детализацией по
каждой ценности и их
понятную
взаимозависимость на
основе достоинства
человека. Сегодня
человеку и
сообществу уже
некогда читать
большую литературу и
искать там
ценностные ориентиры
для своей жизни,
человеку мало и
демократии, и
основной её ценности
- свободы. Для
модернизации
общества нужно
учитывать и
применять все права,
свободы и законные
интересы на основе
достоинства
человека, которое
станет прочной
основой всех сфер
социального
взаимодействия,
вертикальных и
особенно
горизонтальных
отношений в
обществе, которые не
развивались со
времён холопства на
Руси до сегодняшних
дней, в них не было
нужды. Всевозможные
табели о рангах,
сохранившиеся в
России с петровских
времён, надо менять
на этические кодексы
и правила, исходя из
социально-экономических
условий сообщества
или группы лиц.
Предполагаю, что в
основе всей жизни
общества будет
принято не
верховенство ПРАВА,
а верховенство
ДОСТОИНСТВА
ЧЕЛОВЕКА. Будет
создан обновлённый
календарь России и
для многочисленных
народностей
отдельно. Население
расстанется со
многими
заблуждениями
культуры прошлого и
приобретёт
современные
ориентиры.
Личностная система
координат на основе
достоинства
человека, а в
недалёком будущем и
с учётом генома
каждого человека,
должна всюду
внедряться в
общественное
сознание и в
ближайшее время
стать основой
социальной
методологии, методов
и математического
моделирования
состояния и движения
социальной материи.
При этом успех будет
зависеть от
пропорций и уровня
силового,
монетарного и
образовательного
регулирования
общественных
отношений. При этом
осознанное каждым
достоинство человека
является движущим
фактором
самоуправления.
Чтобы Европа и
Россия не
погрузились в хаос
от стихийного и
свободного деления
собственности
бывшего СССР и
второго переселения
народов, которое мы
наблюдаем в наше
время, надо
формализовать и
технологически
увязать национальные
ресурсы в этих
системах координат
для реализации
ценностной
экономики, подлинной
культуры человека и
социальной политики,
чтобы процесс
государственного
управления и
взаимодействия людей
был математически
прозрачен, обоснован
и предсказуем.
Работы по оцифровке
Земли успешно
ведутся
компанией
Google,
впечатляющий опыт по
оцифровке тела
человека представлен
в технологии
Google
Body Browser.
Все дальнейшие
успехи будут связаны
с формализацией
сообществ планеты в
транснациональном
проекте (часть
такого проекта можно
реализовать в
Сколково, чтобы
компенсировать
усугубляющееся
преступностью и
коррупцией
отставание в
демократизации
общества, которая
была отложена в
условиях
надвигающегося 90-х
годах экономического
коллапса России).
Однако время
подсказывает
необходимость
создания и внедрения
в России и
постдемократических
общественных
отношений.
При этом уже сейчас
надо обеспечивать
минимальный уровень
образования для
понимания каждым
человеком разницы
между отдельными
системами координат
и временем:
астрономическим,
геоцентрическим,
местным, социальным,
личным. Например,
человек в детстве,
юности и зрелости
проживает в
различном личном
времени.
Сообщества нашей
планеты живут в
своём социальном
времени, а Земля
- Солнце имеют своё
астрономическое
время и календарь.
От периодической
активности Солнца
зависят не только
поперечные годичные
кольца на срезе
деревьев, но и
качество поколения.
Права, свободу и
законные интересы
завоевывает себе
каждое поколение, но
на ином уровне.
Нельзя допустить,
чтобы одно поколение
создало ракеты, а
другое поколение по
неосторожности, по
коллективному или
персональному
убеждению
национального лидера
его применило.
Нельзя допустить и
появление третьих
стран с ядерными
арсеналами и ведущих
свою холодную войну
или запуск своего
спутника: например,
вождём-меломаном за
счёт продажи лесов
племени вокруг
Амазонки для
трансляции песен о
вожде. Полагаю, что
нынешнее лидерство
продуктивно, если
основывается на
незыблемости
достоинства
человека: открыто,
распределено,
всеобще и динамично;
не подавляет
активность и
способствует
ценностной
ориентации человека
для устойчивого
развития.
Сегодня скорость
социальных процессов
ниже скорости
изменения среды.
Современная
цивилизация
нуждается в
постоянном и
популярном внимании
к ценностным
ориентирам человека,
в том числе пора бы
ввести и единый
календарь для
жителей Земли.
Например, никто не
считал, но возможно,
для устойчивого
развития Кавказа там
не следует расширять
промышленность и
демографические
показатели, а как в
Китае, ввести
понятные каждому
ограничения и
предоставить рабочие
места для молодёжи
густонаселённых
регионов в
развивающихся
районах России и
остального мира.
Впрочем, местное
самоуправление в
развивающихся
районах надо вводить
незамедлительно. Для
меня и вектор
развития Москвы -
большой вопрос.
Москва -
континентальный
мегаполис. Наша
столица не
продувается
океанскими ветрами
как Нью-Йорк и
поэтому
нравственность,
социальные законы,
этические кодексы
социальных групп и
корпораций, традиции
москвичей в условиях
отделения религии от
государства должны
стать более
надёжными. Важное
значение сегодня
имеют принципы
открытостиь и
адекватности
бюджетного и
силового
регулирования в
Москве, генерирующие
через каналы СМИ
подобные действия по
всей России.
Если предположить,
что современная
Россия отстаёт от
развитых стран
Европы на 100 лет,
то наше общество
сегодня, в 2010
году, входит в
полосу
привлекательности
порядка (банального
итальянского или
хуже, германского
фашизма). Народ
остаётся нищим,
неадекватным своему
национальному
богатству и согласно
социальной инерции,
не имея понятия
собственного
достоинства,
продолжает нуждаться
в начальнике и
вожде.
Следовательно,
научным и
политическим
лидерам,
экономической элите,
всем здравомыслящим
людям надо умело и
осторожно применять
меры социального
управления в этот
период нашего
развития, предлагать
нужные центры
концентрации
социальной
инициативы,
постоянно заботиться
о повышении
материального уровня
и социальной
культуры, прививать
населению
самостоятельность и
толерантность,
понятие личного
суверинета и
устойчивой
жизнедеятельности в
условиях
сегодняшнего
капитала и после
капитализма, уже
пришедшего в
развитые страны.
Например, не хватает
денег: счастье можно
увеличить за счёт
любви, знаний,
работы или другой
ценности
(см.рисунок), не
забывая, что для
мужчины главный
фактор - женщина и
наоборот для женщины
- мужчина. Переход
населения к
ценностным
ориентирам в скором
времени может
начаться через отказ
молодёжи от пива и
сигарет, а взрослое
население в широких
горизонтальных
отношениях начнёт
применять закон в
отношениях друг с
другом в быту и на
работе, создавая
экономику ценностей.
При этом общество с
укоренённым
достоинством
человека в
менталитете народа
удобнее складывать
через личный состав
Армии (ранее там
ковали кадры для
диктатуры
пролетариата и
командно-административной
системы, да и теперь
там вертикальные
отношения
преобладают),
которая может
выступить в качестве
генератора граждан с
защищённым
достоинством для
нового общества. При
этом разрыв между
людьми в силе,
деньгах и знаниях
будет постоянно
сглаживаться
законодательными и
этическими нормами.
Полагаю правильным
будет ввести в закон
о партиях не только
количественные
показатели, но и
необходимость
наличия
научно-аналитического
центра социального
управления.
Автор полагает,
что в современную
эпоху глобализации,
всеобщего понимания
ограниченности
энергетических
ресурсов, начинается
массовый уход
населения всех стран
от химер и
идеологий. Вслед за
научно-технической
революцией
человечество
переживёт
научно-гуманитарную.
Каждый народ
приобретёт
обоснованные
ценностные ориентиры
на основе понятия
"Достоинство
человека", которое в
XXI веке станет
аксиомой
общественного
сознания, константой
в инструментах
электронной
демократии, базисом
для расчётов
устойчивого развития
человека, сообщества
каждой местности.
Подобно системе
координат Декарта
(x,y,z - знает
каждый),
обеспечившей
развитие соременной
науки и технолий,
сегодня для
модернизации и более
счастливой жизни
после модерна
(капитализма) нужна
развитая
гуманитарная наука и
понятная каждому
система социальных
измерений. При этом
общепринятые три
ориентира
(канала)социального
управления по силе
(политика), деньгам
(экономика) и
знаниям (наука) надо
дополнить друими
эквивалентными,
транспарентными,
понятными и удобными
для населения
системами ценностных
ориентиров (системами
координат).
У каждого человека с
детства надо
воспитывать уважение
к себе и другим,
ценностную
ориентацию:
гражданское участие
в политике,
экономике и
самообразовании по
этическим правилам,
адаптированным для
каждого возраста.
Дальнейшее развитие и модернизацию страны смогут осуществить только самодостаточные, ценностно ориентированные люди на основе всеми понимаемого, уважаемого и защищаемого достоинства человека, пользующегося всеми правами, свободами и законными интересами человека и гражданина для самосовершенствования и самоорганизации различных сообществ, общества и человечества. В этом ключ к благополучию настоящей и будущей России.
12.12.2010
|