Праздники русской армии (Военно-исторический журнал 1994 №1)

http://www.zimovaya.ru/statji/prazdniki-russkoy-armii-voenno-istoricheskiy-zhurnal-1994-1.html

«Русский по рождению – без знания своей истории— нерусский»

А.Кузьминский

К этим словам известного впрошлом военного публициста итеоретика спустя век после ихнаписания следует добавить, что свою историю, деяния своих предков, мотивы ихпоступков, образ ихжизни иобраз ихмыслей невозможно понять, неразделяя отеческой веры. Невозможна полноценная самоидентификация себя как русского без воцерковления. Проще говоря, кто неправославный – тот невполне русский.
Пока ещё забытой, специфической областью духовной культуры иобщественной жизни прежней, настоящей Росси, ещё мало востребованной внаши дни, являются воинские праздники, тесно связанные, как ився жизнь ибыт прежнего русского народа иего армии справославной традицией ицерковным календарём, стысячелетней историей страны.

В рамках небольшой статьи невозможно перечислить ихвсе, ведь укаждой части, отпрославленного гвардейского полка и допоследнего дисциплинарного батальона был свой праздник, соответствующий празднику полковой церкви иизвестный всей армии. Помимо полковых, училищных икорпусных, существовало множество иных, втом числе общих для всей армии, иэто помимо массы отмечаемых памятных военно-исторических дат (викториальных дней), годовщин сражений, вкоторых принимал участие данный полк засвою, иногда более, чем двухвековую историю, очём помнил каждый его солдат. Наэтой, ежегодно повторяющейся череде патриотических праздников, органично связанных спривычным солдату, церковным, народным календарём, воспитывался российский воин впрошлом, икое-что отсюда неплохобы вернуть впрактику современной российской армии, постепенно начинающей проникаться истинно русским православным духом. Итак, назовём здесь лишь некоторые изних, те, которые безусловно полезно знать современнику, неважно, военному или «штатскому», ведь каждый нормальный мужчина считает себя причастным кратной службе исвященному долгу защиты Родины.

Символично, что первым внашем перечне стоит имя народного героя, дошедшее донас изглубокой древности. 1января* церковь чтит память преподобного Ильи Муромца – встарости— киево-печерского инока. Делаего несохранили летописи. Лишьпримерно, под позднейшими фольклорными наслоениями, можем мыпредположить эпоху, вкоторую жил Илья, ноглавное для нас – живая память оконкретном воине – защитнике степного порубежья.
7января – Рождество Христово. Кэтому празднику приурочено было вРоссийской Империи, и, впервую очередь вармии, «Воспоминание избавления Церкви идержавы Российской» отнашествия галлов и сними двунадесят языков». Какизвестно, последние ошмётки былой «великой армии» покинули российские пределы вначале января 1813г.Этот день считали своим праздником пять армейских полков. 15января— Богоявление – праздник Оренбургского Неплюевского казачьего кадетского корпуса**, ачетырнадцатого января собирался Войсковой Круг войска Донского.***

Когда-то свой особый праздник имели военные топографы – это был день 19февраля – память преподобного Ефрема Сирина. 16.02, на «день всех святых преподобных вподвиге просиявших» ипамяти Анны Праведной праздновали кавалеры ордена Св. Анны. 17.02 – память озлосчастном побоище на р.Сити в 1237г. игибели там святого великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, 24.02 – память ещё одного святого благоверного князя Всеволода Псковского, а 27-го – убиенных св. благ. Кн. Михаила Черниговского ибоярина его Феодора – мучеников заверу вОрде.
1марта праздник Первого С-Петербургского кадетского корпуса.

17.03 церковь иармия чтили память двух исторических личностей: святых благоверных князей Данила Александровича Московского иВасилько Константиновича Ростовского. Последний был взят вплен вбитве наСити, пощажён задоблесть вбою, нопозднее казнён заотказ служить Батыю. 27– праздник Константиновского артиллерийского училища, а 30-го, адень Алексея человека Божия праздновали все казаки – дальневосточники: забайкальцы, амурцы иуссурийцы, ас ними – иличный состав Приморского драгунскогополка.

В апреле именинниками были многие гвардейские части: например, лейб-гвардии Драгунский полк – 4-го числа— намученика Хрисанфа; лейб-гвардии Конный – наБлаговещение, вместе сбригадой Восточно-сибирских стрелков; лейб-гвардии Уральская Его Императорского Величества казачья сотня (всоставе собственного ЕИВ Конвоя) – 19-го— наМефодия Моравского. 10.04 официальное образование своего войска отмечали казаки астраханцы, а 27-го собирался Войсковой Круг Кубанского казачьего войска. 29апреля праздновали день своего корпуса московские кадеты – александровцы. Пасха была праздником лейб-гренадёр имножества армейских полков.

1 мая – праздник Сибирского Александровского кадетского корпуса, а 2-е – Псковского и 2-го Оренбургского корпусов.
Праздником среди праздников для всех русских воинов являлся «Юрьев день весенний», по новому стилю приходящийся на 6.05 – «День памяти Великомученика иПобедоносца Георгия – покровителя воинства российского». Этотдень праздновался вовсех частях, учреждениях, учебных заведениях и накораблях, отмечался обязательным молебном, строевым смотром идругими торжественными мероприятиями. Кроме того, этот день являлся престольным праздником церкви Главного штаба, атакже Александровского, Одесского иОренбургского казачьего военных училищ, десяти армейских пехотных истрелковых, пяти кавалерийских полков (втом числе вдрагунском Военного ордена полку). Кроме того, этот день являлся праздником всех частей Оренбургского иСемиреченского казачьих войск. Этотдень иныне могбы по праву стать праздником новой Российской армии (как это недавно было сделано вБолгарии).

На Вознесение Господне именинниками были лейб-уланы «Ея Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка», атакже 10-го драгунского Новгородского итрёх пехотных полков.
19мая, вдень памяти Иова многострадального (идень рождения Императора Николая Александровича) собирался Войсковой Круг Донского казачьего войска. 22мая – напророка Исайю— кавалерийский праздник – престолы вНиколаевском кавалерийском, офицерской кавалерийской школе, десяти кавполках (втом числе гатчинские «синие кирасиры Ея Величества»). 25мая 1570г. считается датой начала постоянной службы донского ивсего российского казачества.

В наши дни 1июня стало воспоминанием оприснопамятном святом благоверном князе Дмитрии Донском, а 2июня русская церковь иармия чтят память другого полководца – благоверного князя Тимофея (Довмонта) Псковского. Сын«Литвы хороброй», нарусской службе онстал грозой своих бывших соотечественников иливонских рыцарей.
На июнь приходятся праздники тридцати восьми частей. Втом числе, например, 3.06 – напамять св. равноапостольных царей Константина иЕлены – Павловского военного училища, московских драгун имногих других. 8-го, напамять Феодора Стратилата— Полоцкого кадетского корпуса. Особенно много частей-именинников было наТроицу – семнадцать пехотных истрелковых армейских, лейб-гвардии Измайловский итри кавалерийских полка. 27июня – день памяти благоверного князя Мстислава Новгородского Храброго, одного изсамых любимых народом князей древней Руси, настоящего рыцаря без страха иупрёка, – отца знаменитого Мстислава Удалого. Удачливый полководец прославившийся наЮге, онзавоевал для Новгорода почти всю Эстонию ибыл, редчайший случай, похоронен рядом сархиепископами, вСофийском соборе.

4 июля, напамять мученика Иулиана, собирался Войсковой Круг Забайкальского войска, втотже день праздновали «желтые кирасиры» Его Величества. 7июля – морской праздник – давний «викториальный день» установленный Екатериной Великой впамять Чесмы – накораблях молебны, смотры ипраздничные обеды споследующим увольнением наберег. Тогдаже – Рождество Крестителя иПредтечи Иоанна – праздник ПажескогоЕ.И.В. и 1-го С-Петербургского кадетского корпусов. 9-го, вдень памяти Великомученика ицелителя Пантелеймона – годовщины морских побед при Гангуте иГренгаме в 1714и 1720гг. 10.07, вдень праведника Сампсония игодовщину Полтавы отмечал свой праздник Петровско-Полтавский кадетский корпус.

На память первоверховных апостолов Петра иПавла приходятся праздники 20частей, атакже Донского Императора Александра III кадетского корпуса, Михайловских инженерных академии иучилища, 1-го Московского кадетского корпуса.. 15июля – вдень празднования обретения иконы Пресвятой Богородицы Ахтырской отмечали свой праздник славные ахтырские гусары, а неменее знаменитые гродненские лейб-гусары – 24-го, напамять преставления Ольги княгини русской.

Среди праздников августа выделяется Преображение Господне – престольный праздник старейшего полка русской гвардии. Вместе спреображенцами его праздновали ивсе гвардейские артиллеристы, ведущие своё начало отпреображенской бомбардирскойроты.

Ильин день, 2-е августа, естественно являлся праздником всех российских авиаторов, одновременно онбыл ипраздником старейшей офицерской воздухоплавательной школы. 4августа, считался праздником всех военно-учебных заведений, покровительницей которых являлась Мария Магдалина. Лейб-гвардии Егерский полк считал своим покровителем мученика Мирона, напамять которого, 30-го числа, полку пришлось выдержать самое тяжёлое испытание всвоей истории— день битвы при Кульме.

Так называемый внароде «Мокрый спас», совпадающий 14.08 свизантийской традицией «изнесения древ Честного Креста Господня», является древнейшим воинским праздником Владимиро-Суздальской Руси. Онустановлен Андреем Боголюбским – отцом собственно русской государственности вчесть одержанной вэтот день победы над волжскими болгарами.

Сентябрь открывался праздником одной издревних воинских святынь русской земли – иконы Божьей Матери «Донская». Онанаходилась ввойсках вовремя Куликовской битвы, в 1591году спасла Москву оторды крымского хана, азатем стала покровительницей Астраханского казачьего войска. Части Терского казачьего войска икадеты Ярославского корпуса своими святыми покровителями считали апостолов Варфоломея иТита, чья память 7сентября. Вдень Бородина, накоторый приходится Сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской,— воспоминание оспасении Руси отнашествия Тимура, отмечал свой праздник 68-й Бородинский пехотныйполк.

Самый значительный всентябре – «Александров день»— 12-е число, перенесение мощей Святого благоверного князя Александра Невского— установленный Петром Iобщевоинский праздник. Этотпочитаемый ввойсках день был также праздником всех частей Кубанского казачьего войска, Михайловского артиллерийского училища, лейб-гвардии Павловского гренадерского, лейб-гвардии Атаманского, 11-го гренадерского Фанагорийского иещё двадцати семи пехотных истрелковых армейских полков. 18сентября, напамять Святой Елисаветы, блестящие кавалергарды – «первый полк Империи» праздновали одновременно иименины императрицы – основательницы своегополка.

Рождество Пресвятой Богородицы, покровительницы изащитницы русской земли, совпадает сМамаевым побоищем. Куликовская победа стала первым общерусским подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы народа, ещё более уверовавшего вособую милость Богородицы. Ведьдень сбора войск пришёлся наУспение (15 августа), асама битва – насубботу, день богослужения, посвящённого прославлению Богородицы. Ирадостно-скорбное возвращение вМоскву пришлось наПокров 14октября. Этотдень праздновали как свой полковой пять армейских частей.

Октябрьские воинские праздники открывались пятого числа праздником кавалеров ордена Святого равноапостольного князя Владимира.

14 октября, Покров Пресвятой Богородицы – старинный общеказачий праздник – воспоминание овзятии Казани вместе свойсками Ивана Грозного иокончании «Азовского сидения». Вэтот день наДону традиционно совершается войсковая панихида вМонастырском урочище под Старочеркасской впамять по убиенным вАзове. Вимперский период онстал праздником Главного управления казачьих войск (впредреволюционные годы – Казачьего отдела ГШ), Киевского военного училища ишести полков армейской пехоты.

17 октября – напамять мученика Ерофея— полковой праздник лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, Кубанской иТерской казачьих сотен СобственногоЕ.И.В. конвоя, атакже двух армейских гусарских полков 16-го Иркутского и 19–го Архангелогородского. 18октября, вдень памяти Филиппа митрополита московского, праздник всех частей Донского казачьего войска.

Неделя вконце октября – начале ноября— Дмитриевская родительская суббота (накануне памяти Святого мученика Димитрия Солунского). Исполняется сорок дней оточередной годовщины Куликовской битвы. Этовремя молитвенного поминовения всех воинов набрани заОтечество живот положивших. «Во всех частях, управлениях, учреждениях изаведениях – служение панихид по усопшим воинам. Барабанам небить, музыке неиграть». Так, через уважение кпамяти погибших, прививались основы воинской чести: чувство духовного родства сославными предками, понимание нравственной сути воинского долга иуважения ксебе как защитнику Отечества.

4 ноября, вдень празднования обретения одной изсамых почитаемых внашей стране икон – отмечали Пресвятой Богородицы Казанской свой «престол» Второе Московское Алексеевское иКазанское военные училища, и сними четыре армейскихполка.

Одним изсамых значительных воинских праздников России считался отмечаемый 21ноября Собор архангела Михаила (архистратига) ипрочих бесплотных сил. Этотдень являлся кавалерским праздником всех российских орденов, праздником всех частей Уральского казачьего войска, праздником Военно-топографического, Тифлисского иНовочеркасского училищ.

Первая половина декабря густо насыщена военными праздниками. 4декабря (Введение Богородицы вохрам) было праздником Отдельного корпуса Пограничной стражи илейб-гвардии Семёновского полка. 5декабря православные чтят память мученического подвига Святого благоверного великого князя Михаила Тверского, а 6, напамять преставления Святого благоверного князя Александра Невского, праздновал лейб-гвардии Его Высочества Наследника Цесаревича Атаманский полк, 1-й Николаевский и 3-й Александровский Московские кадетские корпуса.

7 декабря церковь чтит память Меркурия Смоленского. Юноши-воина, защитившего родной город оттатар. Залегендарной основой здесь угадывается реальная историческая основа. Этотдень отмечался как храмовый праздник Николаевских инженерных академии иучилища, атакже корпусной – 1-го Московского кадетского корпуса. Наследующий день, впамять Климента папы иПетра епископа александрийского был праздник Михайловских артиллерийских академии иучилища.

9 декабря – «Юрьев день осенний»— кавалерский праздник ордена Святого Великомученика иПобедоносца Георгия, атакже Елисаветградского иЧугуевского кавалерийских иИркутского военного училищ.

10 декабря праздник Иконы Божией Матери «Знамение» также связан своенной историей. Втот день только чудо спасло Новгород иего молодого князя Мстислава Изяславовича отразгрома огромной объединённой ратью Андрея Боголюбского иего союзников. Когда ввыставленную накрепостную стену икону Богородицы попала стрела, осаждавшие вдруг начали истреблять друг друга, азатем бросились наутёк. 13декабря, вдень памяти апостола Андрея Первозванного – кавалерский праздник высшего ордена Российской империи. Вэтот день Петром Великим был утверждён наш Андреевский военно-морскойфлаг.

Последним большим военным праздником вгоду был день памяти Святителя Николая Мирликийского (19 декабря). Этотже день был корпусным праздником вДонском, Сибирском иВольском кадетских корпусах, праздником Тверского кавалерийского училища, штаба войск гвардии иПетербургского военного округа, этот день также являлся праздником тридцати шести частей, втом числе Роты Дворцовых гренадёр, лейб-гвардии полевого жандармского эскадрона, многих старейших «петровских» полков, десяти стрелковых полков воглаве слейб-гвардии Стрелковым, втом числе ибригада, получившая впоследнюю Балканскую войну почётное наименование «Железная». Николай Угодник является покровителем Сибирского казачества идень 19декабря – праздник всех частей Сибирского войска. Наконец, это праздник всех армейских дивизионов полевой артиллерии.

Заканчивается перечень русских православных воинских праздников ипамятных дней 25декабря, памятью святителя Спиридона – корпусным праздником ПажескогоЕ.И.В. корпуса, лейб-гвардии Финляндского иВолынского, атакже 59-го Люблинского и 186Асландузского пехотных полков.
Как видим, духовная жизнь армии была естественной составной частью общенародной идни праздников были впервую очередь временем обращения кБогу. Вэтом календаре нет «государственных» праздников, кроме «царских» дней. Отдавая долг царю земному каждый русский воин знал, что впервую очередь онслужит Царю Небесному («Не нам, ненам, аИмени Твоему»). Сэтой верой оншёл насмерть, ипока она была крепка – побеждал, ибо все великое внашей стране совершается тольковерой.

Ю.Сухарев

______________________________
* Все даты— по новомустилю.
** У учебных заведений,, как правило было по два праздника, храмовый иучилищный (корпусной, академический). Втексте даны невсе учебные заведения.
*** «Восстановленные» вконце XIXв. т.н. «Войсковые Круги» неимели отношения кстаринной традиции казачьего самоуправления. Этобыла пустая, ноторжественная церемония свыносом знамён ирегалий, парадом изачтением царских грамот ипоздравлений.