Часть 2, гл.XIV ПОЗДНИЙ УТИЛИТАРИЗМ.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
|
|
Философская мысль Европы не смогла понять во всей глубине тот
факт, что спекулятивная философия также не способна обосновать с
помощью натурфилософии оптимистически-этическое мировоззрение.
Когда речь идет о спекулятивной философии, то имеется в виду
прежде всего философия, блеснувшая и угасшая, подобно молнии, в
Германии. Остальная Европа почти не замечает Фихте и Гегеля, точно
так же, как ранее она мало внимания уделила и Канту. Она не
понимает, что эти авантюристические акции в борьбе за
оптимистически-этическое мировоззрение предпринимаются
полководцами, которые сознают, что, действуя обычным способом,
битву выиграть нельзя. Распространено было убеждение, что победа
уже давно одержана и никаких сомнений в этом быть не может. Лишь
позднее в Англии и Франции поняли, что намеревались сделать Кант,
Фихте и Гегель в борьбе за мировоззрение и что означали их
замыслы.
Умирающая философия
рационализма кажется европейскому мышлению еще жизнеспособной.
Поколение людей живет обычно не той философией, которую оно
породило, а той, которую создала предшествующая эпоха. Мы видим
еще блеск звезды на небосводе, в то время как в действительности
она давно уже не существует. Нет в мире ничего более инертного,
чем мировоззрение.
Популярная утилитаристская
этика, следовательно, не осознает того факта, что в течение первой
половины XIX века она все более и более утрачивает свой
мировоззренческий характер вследствие развития исторического,
романтического, натурфилософского и естественнонаучного способов
мышления. Уверенная в поддержке здравого человеческого рассудка,
она еще довольно успешно обслуживает общество. Когда же эта этика
делает предположения относительно своего будущего развития, то
исходит из возможности соглашения и с позитивизмом - этим трезвым
мировоззрением точной науки - при условии, что с рационализмом
действительно покончено. Рационализм и в самом деле незаметно
переходит в своего рода популярный позитивизм. Попытки
интерпретировать универсум в оптимистически-этическом духе
продолжаются, хотя уже не так непосредственно и не с таким
энтузиазмом, как раньше. В таком виде рационализм держится до
конца XIX века и сохраняет при этом свое влияние на формирование
культуротворческих убеждений или как самостоятельное учение, или
объединяясь с популярной религиозностью.
Итак, в то время как Кант,
Фихте и Шлейермахер пытаются устранить проблему этики, Бентам
предлагает миру свою этику. В целях распространения своих идей он
основывает в Париже в 1829 году журнал "Утилитер". В Англии его
поддерживает журнал "Вестминстер ревю". Благодаря переводу Ф.
Бенеке его книги "Принципы гражданского и уголовного
законодательства" ему открывается путь в Германию. Умирая - он
умер в 1832 году, через год после Гегеля, - Бентам мог утешаться
мыслью о том, что этика, столь понятная уму и душе, повсеместно
одержала победу.
Все прежние виды обоснования
утилитаризма продолжают свое существование в XIX веке. Фридрих
Эдуард Бенеке (1798-1854)* (* Р.Е. Beneke, Grundlegung zur
Physik der Sitten (1822); Das naturliche System der praktischen
Phylosophie (3 тома, 1837-1640). Из-за своей поддержки
утилитаризма и борьбы против Канта Бенеке вызвал неприязнь Гегеля
и был вынужден в 1822 году отказаться от лекций, которые он читал
в качестве приват-доцента в Берлинском университете. После смерти
Гегеля он вернулся в университет.) - переводчик Бентама и
Людвиг Фейербах (1864-1872) вновь предпринимают попытки, начатые
еще Гартли и Гольбахом, вывести неэгоистическую этику
непосредственно из эгоистической и обосновать ее с помощью
углубленного психологического анализа.
Бенеке надеется показать, как
благодаря постоянному воздействию разума на чувства желания и
нежелания у человека развивается способность вырабатывать
моральную оценку, способность, которая является высшей целью
деятельности всестороннего совершенствования человеческого
общества. Фейербах выводит альтруизм из присущего человеку
стремления понять интересы других людей и увидеть в них свое
отражение. Поэтому, говорит он, стремление человека к счастью
теряет свой первоначально независимый характер, оно всегда связано
со счастьем других. В конечном итоге под влиянием привычки человек
совершенно забывает, что путем своего участия в создании счастья
другому он старается удовлетворить только свое собственное
стремление к счастью, и воспринимает свою заботу о счастье других
людей как долг. (* Людвиг Фейербах, Сущность христианства (1841),
Бог, свобода и бессмертие с точки зрения антропологии (1866)
[русск. пер. в: Избр. филос. произв., т.1-2, М.,1955].).
Эрнст Лаас (1837-1885) вновь
выдвинул идею, согласно которой этика заключается в том, что
индивид в силу привычки и в конечном итоге бессознательно
усваивает нормы, выработанные обществом *. (* Э.Лаас, Идеализм
и позитивизм (3 тома, 1879-1884) [русск. пер.-1907].).
В принципе, однако,
утилитаризм XIX века опирается на тезис Юма и Смита о том, что
неэгоистическое начало уживается в человеке с эгоистическим.
Огюст Конт (1798-1857) в своей
"Социальной физике"* (* "Социальная физика" - 4-ый том "Курса
позитивистской философии" Конта. А.Соmte, Cours de philosophie
positive (6 томов, 1830-1842). - считает великим достижением
своего времени признание основополагающей социальной тенденции
человеческой натуры. По его мнению, будущее человечества зависит
от того, насколько разум будет правильно и постоянно оказывать
влияние на это качество человека и способствовать таким образом
развитию естественного стремления к высшим и разумнейшим
достижениям. Если естественный эгоизм многих индивидов соединен с
уступками ради общества, то из этого разумного взаимодействия
рождается общество, постоянно совершенствующееся экономически и
нравственно.
Защитником и продолжателем
идей утилитаризма в Англии является Джон Стюарт Милль
(1806-1873)*, развивавший идеи своего отца Джеймса Милля
(1773-1836). (* J. St. Mill, Principles of Political Economy (2
тома, 1848) [русск. пер. - "Основание политической экономии", т.
1-2, Спб.,1865,1874]; Utilitarianism (1865) [русск. пер.-М.,1900].
Милль первый ввел в философию понятие "утилитарный" в качестве
обозначения соответствующего вида этики.).
Неожиданную помощь
утилитаристская этика получает со стороны естествознания. Биология
провозглашает, что она в состоянии объяснить происхождение того
самоотречения, которое заложено вместе с эгоистическим началом в
натуре человека и, как утверждают, не может быть выведено из него.
Неэгоистическое начало в человеке, учит биология, происходит в
действительности из эгоистического. Но оно не возникает каждый раз
заново как результат размышлений индивида. Этот поворот - итог
долгого и медленного процесса, происходившего во всем роде, и
является в настоящее время наследуемым качеством. Убеждение в том,
что благо индивида обеспечивается лучше всего, когда многие
индивиды трудятся для общего блага, выработалось на основе опыта
борьбы за существование. Поведение на основе этого принципа
передавалось из поколения в поколение и закрепилось затем как
неотъемлемое качество индивида. Люди получили это качество как
потомки стадных животных, которые устояли и выжили в борьбе за
существование, так как их социальные инстинкты были развиты
наиболее сильно.
Эти идеи высказали Чарльз
Дарвин (1809-1882) в своей книге "Происхождение человека" и
Герберт Спенсер (1820-1903) в своих "Основаниях этики". (*
Ч.Дарвин, Происхождение человека и половой отбор (2 тома, 1871) [pyccк.
пер. в: Соч., т.1-9, М.-Л., 1935-1959]. Г.Спенсер, Социальная
статика (1851) [русск. пер. в: Соч., т.1-7, Спб.,1898-1900].). Оба
ссылаются друг на друга.
Альтруизм рассматривается,
следовательно, как нечто естественное и одновременно осознанное, а
отношение между двумя началами этической природы человека -
альтруизмом и эгоизмом - обосновывается как некоторое разумное
явление. На этом основано также убеждение в том, что
взаимодействие обоих начал, установившееся еще в прошлом, будет
совершенствоваться и в будущем. Со временем оба эти инстинкта
должны все больше осознаваться как взаимозависимые. От
спорадического альтруизма, служащего в царстве животных целям
производства и сохранения потомства, люди в своем развитии
поднялись до постоянного альтруизма, служащего целям сохранения
семьи и общества. Это чувство альтруизма необходимо все время
совершенствовать, что удается сделать, если компромисс между
эгоизмом и альтруизмом будет становиться все более ясным и
целесообразным.
Сначала мы должны усвоить на
первый взгляд парадоксальное положение о том, что - говоря словами
Спенсера - общее счастье может быть достигнуто главным образом
благодаря стремлению всех индивидов к собственному счастью,
счастье же индивида, напротив, может быть достигнуто благодаря
стремлению к общему счастью лишь частично.
"Социальная физика" Конта
нашла, таким образом, у Дарвина и Спенсера естественнонаучное
обоснование.
Довольный тем, что он был
поддержан современной биологией и эволюционной теорией как некое
естественное явление, утилитаризм продолжал свой путь. Но он не
стал в результате этого более жизнеспособным. Он все медленнее
продвигается вперед. Дыхания ему уже не хватает. Что с ним? Его
этическая энергия иссякает, потому что он вообразил себя
естественным явлением. Этика перестает быть этикой но мере
сближения ее с естественным процессом. Это сближение губительно
для нее не только тогда, когда этика выводится из натурфилософии,
но и тогда, когда она обосновывается биологией.
Этика заключается в том, что
в человеке естественный процесс вступает в противоречие с самим
собой на основе сознания. Чем дальше отодвигается это противоречие
в сферу инстинктивного, тем слабее становится этика.
Конечно, этика рождается там,
где нечто, заложенное первоначально как инстинктивное в нашей воле
к жизни, осознается разумом и развивается далее на рациональной
основе. Но весь вопрос в том, чтобы выяснить, что представляет
собой эта последняя и первоначальная основа инстинкта
солидарности, которая затем развивается мышлением далее за
пределами инстинкта, и каким путем происходит весь этот процесс.
Дарвин и Спенсер, выдавая за этику психику стадного животного,
показали тем самым, что они не поняли сущности проблемы отношения
инстинкта и разума в этике. Когда природа намеревается создать
совершенное стадо, она не апеллирует к этике, а вкладывает
индивидам - скажем, муравьям или пчелам - инстинкты, благодаря
которым они успешно строят свое сообщество.
Однако этика есть проявление
солидарности на основе свободного разума, направленной не только
да себе подобного индивида, но и на все живое. Этика Дарвина и
Спенсера в корне ложна, так как она слишком узка и не оставляет
места иррациональному. Социальный инстинкт, который заменил у них
симпатию Юма и Смита, стоит ниже, чем эта последняя, и он,
конечно, менее пригоден для того, чтобы обосновать настоящую
этику.
Переход эгоизма в альтруизм
неосуществим даже тогда, когда этот процесс переносят из сферы
индивида в сферу рода. Так как в этом случае процесс становится
длительным, то он позволяет учитывать тончайшие переходы в этой
линии развития и накапливать наследственно приобретенные признаки.
Но действительно этическое самоотречение этим не объясняется.
Плоды этими подвешиваются на дерево социального инстинкта, но само
это дерево не плодоносит.
Сила утилитаризма - в его
наивности. Бентам и Смит еще обладают этой наивностью. Они
понимают общество как сумму многих индивидов, а не как
органическое целое. Все их стремления направлены к тому, чтобы
побудить людей делать взаимно добро.
У Джона Стюарта Милля этой
наивности уже нет. Милль, а в еще большей степени Спенсер и другие
представители этого направления придерживаются того мнения, что
этика поведения индивида в отношении к другому индивиду не может
быть обоснована рациональным путем. Следовательно, заключают они,
"научная этика" может иметь дело только с отношениями между
индивидами и организованным обществом, как таковым.
Наивный утилитаризм Бентама
объясняет индивиду, насколько нуждается общество в его
самоотречении, чтобы сделать счастливыми своих членов, и
апеллирует к энтузиазму человека. Биологический и социологический
утилитаризм пытается установить некоторое равновесие между
эгоизмом и альтруизмом человека. Он стремится быть социальной
наукой в сфере духовной жизни.
Адам Смит еще четко
разграничивает этику и социологию. Выступая в качестве моралиста,
он умолкает как социолог, и, наоборот, говоря на языке социолога,
он отказывается от роли моралиста. Затем оба эти подхода к этике
переплетаются, причем таким образом, что этика включается в
социологию.
В этике наивного утилитаризма
речь идет об энтузиазме человека, в биолого-социологической - о
добросовестном обслуживании сложного механизма организованного
общества. В первом случае неоправданные нецелесообразные действия
могут быть квалифицированы как растрата сил, во втором - как
нарушение жизни организма. Таким образом, усовершенствованный
утилитаризм приходит к весьма неубедительному суждению об
индивидуальной этике, возникающей из этических убеждений индивида
и ничего общего не имеющей с биологией и социологией.
Утилитаристы более позднего
времени ясно понимала, что в области индивидуальной этики открытий
уже больше не сделаешь. Они считали ее малоинтересной,
второстепенной областью, вникать в которую не имеет никакого
смысла. Поэтому они ограничились разработкой, образно говоря,
плодородной прибрежной полосы социальной этики. Конечно, они
видели, что реки, орошающие эту низменность, берут свое начало в
районе индивидуальной этики. Но вместо того чтобы проследить
течение этих рек вплоть до истоков, они заботятся только о том,
чтобы защитить эту низменность от возможного затопления в
результате разлива рек. По этой причине они отводят их воды в
глубокие каналы и земля начинает страдать от засухи.
Научная этика предпринимает
невозможное - она пытается объективно регулировать альтруизм
человека. Она намерена привести в движение жернова мельницы без
перепада воды и стрелять из полунатянутого лука.
Какими же вымученными кажутся
высказывания Спенсера об абсолютной и относительной этике! С точки
зрения естественных этических принципов абсолютная этика
заключается в том, что человек постигает в себе непосредственно
абсолютный этический долг. В связи с тем, что абсолютная этика не
ставит никаких границ альтруизму человека и требует, по существу,
самопожертвования, почти отрицающего само существование и действие
человека, она при столкновении с действительностью должна решать,
до какой степени может доходить самопожертвование и в какой мере
может быть разрешен минимум компромиссов, необходимый для
продолжения жизни и деятельности человека. Научная, биологическая
этика не должна заниматься вопросом возникновения прикладной,
относительной этики из абсолютной. Спенсер "переплавляет" понятие
абсолютной этики и создает свое понятие поведения совершенного
человека а совершенном обществе. Мы не должны, говорит он,
представлять себе идеального человека самого по себе, мы должны
думать, как он будет жить в идеальных социальных условиях.
"Согласно гипотезе развития, обе этики обусловливают друг друга и
только там, где они сосуществуют, возможно идеальное поведение
человека".
Итак, рассматриваемая этика
возникает объективно. Она определяется тем соотношением, в котором
находятся общество и индивид в теперешнем несоверше������ном состоянии.
Место живого понятия абсолютной этики занимает фикция. Этика
социологического утилитаризма вооружает человека весьма
относительными нормами, подверженными влиянию времени и социальных
условий. Подобные нормы только в слабой степени могут
стимулировать волю человека к этическому. Более того, они приводят
его в смятение, поскольку лишают его элементарного убеждения в
том, что он должен поступать в соответствии с совершенными нормами
независимо от характера имеющихся условий и что он должен бороться
с обстоятельствами по своему внутреннему побуждению, даже не
будучи уверенным в каком-либо успехе.
Спенсер больше биолог, чем
моралист. Этика для него - концепция, в которой господствует
принцип полезности, переработанный вместе с приобретенным опытом в
клетках мозга и передаваемый по наследству. Тем самым Спенсер
отбрасывает те внутренние силы, которыми живет этика. В результате
исчезает стремление человека к совершенствованию личности,
достигаемому только в этике, и жажда духовной удовлетворенности,
также поддерживаемая только этикой.
Этика Иисуса и религиозных
мыслителей Индии отходит от социальной этики к индивидуальной
этике. Утилитаризм, ставший научной этикой, отказывается от
индивидуальной этики во имя одной лишь социальной этики. В первом
случае этика может продолжать существовать, поскольку она еще
сохраняет за собой основу жизни и лишилась только периферийных
участков. Во втором случае она старается утвердиться на периферии
и отказаться от центра жизни. Индивидуальная этика без социальной
- несовершенная этика, которая, однако, может быть очень глубокой
и жизненной. Социальная этика без индивидуальной - это
изолированный от всего тела орган, не получающий никаких жизненных
соков. Она постепенно оскудевает, прекращая свое существование в
качестве этики.
Бессилие научной,
биологической этики проявляется не только в том, что она
остановилась на утверждении относительности всех этических норм, -
она не в состоянии больше должным образом защищать идеи гуманизма.
В эволюции этики господствует
неумолимая закономерность. Античная этика выработала принцип
гуманизма, потеряв в лице позднего стоицизма интерес к
организованному обществу, существовавшему в античном государстве.
Современный утилитаризм вновь теряет чувство гуманности - и в той
мере, в какой он все последовательнее превращается в этику
социально организованного общества. Иначе и быть не может.
Сущность гуманности состоит в том, что индивиды никогда не могут
мыслить со столь безличной целесообразностью, как это свойственно
обществу, и приносить отдельную жизнь в жертву какой-либо цели.
Мораль, направленная на процветание организованного общества, не
может предложить ничего другого, кроме жертвования индивидами или
группами индивидов.
У Бентама, утилитаризм
которого еще наивен и целиком занят проблемой отношения индивида к
другим индивидам, идея гуманизма сохраняет свою целостность и
непосредственность. Биологический, социологический утилитаризм
вынужден отказаться от нее как от сентиментальности, которая не
идет ни в какое сравнение с действительно этическим образом мысли.
Поэтому социологическая этика в значительной степени способствует
тому, что современное мировоззрение утрачивает отвращение к
антигуманному. Утилитаризм заставляет индивидов принять убеждения
общества, вместо того чтобы сохранить некоторую дистанцию между
человеком и обществом.
Общество не может
существовать без жертв. Этика, исходящая из индивидуальной этики,
старается распределить эти жертвы таким образом, чтобы они
благодаря альтруистическим чувствам индивидов были по возможности
добровольными, а тяжесть жертв для тех, кто их приносит, несколько
облегчалась благодаря участию других индивидов. Эта этика есть
учение о самопожертвовании. Социологическая этика, отвергающая
индивидуальную этику, утверждает, что прогресс общества
осуществляется согласно неумолимым законам ценою свободы и счастья
индивидов и групп индивидов. Она есть учение о "жертвах".
Совершенно закономерно, что
биологический и социологический утилитаризм постепенно, но
неизбежно приходит к убеждению, что он, собственно, не преследует
цели дать наибольшее счастье наибольшему числу людей. Эта цель,
сформулированная Бентамом, отодвигается теперь утилитаризмом как
сентиментальная и заменяется идеей, более соответствующей
действительности. То, что должно осуществиться в условиях все
более расширяющегося взаимодействия между индивидом и обществом,
не есть - если об этом сказать открыто - повышение благополучия
индивида или общества, а... есть просто дальнейшее улучшение и
совершенствование жизни. Как бы ни старался утилитаризм
противиться этому выводу, ясно одно - став биологическим и
социологическим, он изменяет свой этический характер и оказывается
на службе у надэтических целей. Правда, Спенсер еще борется за то,
чтобы удержать его в колее естественного этического чувства.
Утилитаризм, направленный на
улучшение и совершенствование жизни, уже не считает обязательными
для себя требования гуманизма, более того - он полон решимости при
соответствующих обстоятельствах выйти за рамки этих требований.
Утилитаризм полностью подчинен биологии.
Если предположить, что
благополучие общества зависит от использования достижений биологии
и социологии, то в таком случае исчезает необходимость оставлять
некоторые этические нормы поведения на усмотрение индивида. Его
можно обязать выполнять эти нормы при условии, что отношения между
ним и обществом будут благодаря применению экономических и
организационных мер развиваться в наиболее целесообразной форме.
Здесь наряду с социальной этикой выступает на сцену социализм.
Первыми социалистами были Анри де Сен-Симон (1760- 1825), Шарль
Фурье (1772-1837), Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), во Франции,
фабрикант Роберт Оуэн (1771-1858), в Англии, Фердинанд Лассаль
(1825- 1864), и другие - в Германии. Карл Маркс (1818- 1883) и
Фридрих Энгельс (1820-1895) выдвигают в "Капитале"
последовательную программу, в которой они требуют уничтожения
частной собственности и установления государственного
регулирования труда и распределения продуктов труда.
(* 1. А.Сен-Симон,
Организатор (1819-1820); Катехизис промышленников (1823-1824)
[русск. пер. в: Избр.соч., т.1-2, М.-Л., 1948].
2. Ш.Фурье, Новый
промышленный и общественный мир (1829) [русск. пер. в: Избр. соч.,
т.3-4, М.-Л.,1954].
3. П.Прудон, Что такое
собственность? (1840) [русск. пер.- М.,1919].
4. Р.Оуэн, Опыт об
образовании характера (1813-1814) [русск. пер.-М.,1893]; Книга
нового нравственного мира (7 частей, 1836-1849) (русск. пер. в:
Избр.соч., т.1-2, М.,1950].
5. Ф.Лассаль, Система
приобретенных прав (2 тома,1860); Открытое письмо центральному
комитету по поводу созыва всеобщего германского рабочего конгресса
(1863) [русск. пер. в: Соч., т.1-3, М.,1925].
6. К.Маркс, Манифест
Коммунистической партии (1848, совместно с Ф.Энгельсом); Капитал (I
том, 1867, II и III тома изданы в 1885 и 1894 годах Ф.Энгельсом).
В связи с появлением
социализма этический утилитаризм утрачивает свое значение. Надежды
масс обращаются больше не к тому, что может сделать для общества
все более крепнущая и более эффективная по своему социальному
воздействию мораль, а к тому, что может быть достигнуто в
результате освобождения сил, заложенных в самих вещах.
Утилитаризм продолжает еще
оставаться в моде среди интеллигенции как эффективная идеология
реформизма. В соревновании с социализмом возникает даже сильное
движение, призывавшее всех людей, общество и государство к
целенаправленной борьбе против социальной нужды. Одним из
руководителей этого движения был Фридрих Альберт Ланге
(1828-1875), автор "Истории материализма" (1866). В своем труде
"Рабочий вопрос и его значение для современности и будущего"
(1866) он рассматривает социальные задачи времени и целесообразные
меры для их решения и взывает к этическому идеализму, без
которого, по его мнению, не может быть достигнут положительный
результат *.
(* В том же духе выдержана
книга берлинског�� экономиста Густава Шмоллера "О некоторых
основных вопросах права и народного хозяйства" (1875). Шмолл����р был
главой так называемых "катедер-социалистов".)
Это движение поддерживает
также и христианство. В 1864 году епископ из Майнца Кеттелер в
своей книге "Рабочий вопрос и христианство" выступил за создание
христиански-социальной идеологии **.
(** Первым, кто считал
долгом христианства участвовать в решении социальных вопросов, был
Фелиситэ де Ламенне (1782-1854). Его книга "Слова верующего"
(1833) [русск. пер.-1906] была проклята папой в 1834 году.).
Представители английского
духовенства Фредерик Денисон Морис (1805-1872) и Чарлз Кингсли
(1819-1875) ратуют за социальную направленность христианства. Свою
знаменитую проповедь "Послание церкви рабочим" Кингсли произнес в
воскресенье 22 июня 1851 года перед рабочими, прибывшими в Лондон
на первую всемирную выставку. Ввиду того что его выступление
вызвало сильное возбуждение в народе, епископ Лондона запретил ему
в дальнейшем произносить проповеди *.
(* С нищетой рабочих
общественность Англии познакомилась благодаря роману Кингсли
"Восток" (1848) и двум статьям Генри Мейюса в "Морнинг кроникл"
(14 и 18 декабря 1849 года). Тот факт, что христианский социализм
раньше всего появляется в Англии и Франции, объясняется высоким
развитием в этих странах промышленности, обостряющей социальные
проблемы.).
Итак, мир получил действенное
социально-этическое учение. Но оно образует только один рукав в
русле большой реки. Господствовавшее во времена рационализма
всеобщее убеждение в том, что предлагаемые реформы должны
осуществляться под эгидой этики, теряет свою силу. Этика,
стремящаяся создавать будущее человеческого общества, ценится все
меньше и меньше.
Сколь удивительна судьба
этики! Утилитаризм ограждает себя от всякой натурфилософии,
стремясь быть этикой, заботящейся только о практической стороне
жизни. Но потому ему и не удается избежать своей судьбы –
погибнуть от натурфилософии. При попытке утвердить себя и раскрыть
до конца свою сущность он становится биологическим и
социологическим утилитаризмом, тем самым он теряет свой этический
характер. Помимо своей воли он вынужден заниматься явлениями и
процессами природы, не оставив без внимания и космические
проблемы. Стремясь быть только практической этикой человеческого
общества, утилитаризм на деле становится "природным". Положение не
спасает и то, что удалены все сучки; шипы ранят руку. Ни одна
этика не может избежать дискуссии с натурфилософией.
|
| |