Часть 2, гл.VIII ЗАКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ В ВЕК
РАЦИОНАЛИЗМА
|
|
Оптимистически-этическое мировоззрение, отражающее веру XVIII
столетия в прогресс, позволяет людям того времени выдвинуть идеалы
культуры и приступить к их осуществлению. Их отнюдь не трогает то,
что попытки обосновать этику с помощью разума оказались полностью
неудовлетворительными, если они вообще отдают себе в этом отчет.
Убежденность в возможности рационального познания мира в
оптимистически-этическом духе помогает им подняться над
внутренними проблемами этики. Союз, который вера в прогресс и
этика заключили друг с другом в новое время, скреплен
мировоззрением. И вот они сообща берутся за дело. Разумные идеалы
должны быть осуществлены.
Итак, этическое и
оптимистическое становятся господствующими в мировоззрении XVIII
века, хотя в действительности они не были обоснованы. Скептицизм и
материализм, подобно непокоренным кочевым ордам, рыскают вокруг
крепости. Однако поначалу они еще неопасны. Обычно они сами
воспринимают значительную долю веры в прогресс и этического
энтузиазма. Вольтер являет собой пример скептика, который
находится под воздействием свойственных его эпохе оптимистических
и этических идей.
Отдельные элементы
мировоззрения рационализма совпадают с оптимистически-этическим
монизмом Конфуция и поздних стоиков. Но энтузиазм, движущий
мировоззрением рационализма, несравненно более силен, чем у
последних. Обстоятельства, при которых оно возникает,
благоприятствуют этому. В результате это мировоззрение становится
популярной, элементарной силой.
Под воздействием
мировоззрения, основанного на благородной вере, но подкрепленного
вместе с тем и авторитетом познания, люди XVIII века провозглашают
и осуществляют идеалы культуры, знаменуя своей деятельностью
наступление величайшей эпохи в истории культуры человечества.
Характерным для этой рвущейся
к действию веры в прогресс является поразительное пренебрежение
прошлой и настоящей действительностью. Эта действительность во
всех ее проявлениях представляется людям новой веры несовершенной,
подлежащей замене более совершенной.
Восемнадцатый век абсолютно
неисторичен. Он отворачивается от того, что было и что есть, от
добра и зла, считая себя призванным выдвинуть взамен нечто более
этичное и разумное, а следовательно, и более ценное. Это убеждение
ведет к тому, что целая эпоха утрачивает дар постижения гениальных
творений человеческого духа. Готика, старая живопись, музыка
Иоганна Себастиана Баха и поэзия ушедших эпох воспринимаются как
искусство, возникшее во времена еще не облагороженного вкуса.
Творчество, опирающееся на рациональный фундамент, как полагают,
приведет к рождению нового искусства, которое во всех отношениях
будет выше искусства прошлых эпох. В угаре этой самонадеянности
посредственный берлинский музыкант Цельтер переписывает партитуры
баховских кантат. В угаре этой самонадеянности почтенные
рифмоплеты перекраивают на свой лад тексты изумительных старых
немецких хоралов и заменяют своими жалкими опусами оригиналы
церковных песнопений.
Эта наивная попытка раздвинуть
границы своих созидательных возможностей, включив искусство в
процесс перестройки, безусловно, была заблуждением, причем
неоднократно осмеянным. Однако насмешки не способны были серьезно
умалить значение созданного. Во всех областях, где речь идет о
преобразованиях на основе рациональных идей, - а работа, здесь
проделанная, значит для закладывания основ культуры намного
больше, чем неудачи в искусстве, - люди XVIII века оказываются
способными к созидательной деятельности, как никакое поколение на
земле до них, да, пожалуй, и после них. Предстоящая работа не
пугает их. Во всем они добиваются поразительных результатов.
Люди оказываются достаточно
смелыми, чтобы вторгнуться даже в сферу религии. В расчлененности
религии на различные борющиеся между собой вероисповедания они
усматривают факт, противоречащий ведению разума. Традиционные
формулировки религии, говорят они, могут пользоваться лишь
относительным, а не абсолютным авторитетом. Вера во всех своих
разнообразных проявлениях представляет собой лишь более или менее
несовершенное выражение сообразной с разумом этической религии,
которая должна быть в равной мере ясной и убедительной для всех
людей. Следовательно, нужно стремиться к рационалистической
религии и признавать в вероисповеданиях истинным лишь то, что ей
соответствует.
Разумеется, церкви ополчаются
против этого духа. Однако долгое время противостоять напору столь
широко распространившихся в ту эпоху новых убеждений они не в
состоянии. Протестантизм капитулирует первым, поскольку он с
самого начала доступен подобным веяниям. Ведь еще со времен
гуманизма Ульриха Цвингли (1488-1531) и итальянцев Лелия Социни
(1525-1562) и Фауста Социни (1539-1604) он таит в себе
рационалистические течения *. Подавляемые до сих пор, они
вырываются теперь на свободу.
(* Свободная, отвергающая
догмы религиозность социнианства сохранилась главным образом в
Польше, Голландии, Венгрии, Англии и Северной Америке. Ее более
близкие и более отдаленные последователи называли себя также
латитудинариями и унитариями. То обстоятельство, что религиозный
рационализм ранее нашел себе прибежище в литературе, облегчило его
появление в XVIII столетии.)
Католицизм проявляет большую
сопротивляемость. Прошлое позволяет ему быть независимым от духа
времени. Сильная организация служит ему защитой. Но и он вынужден
во многом уступать новому духу времени и даже снизойти до того,
чтобы объявить свои учения, насколько это возможно, символическим
выражением рационалистической религии.
Если утилитаристская этика в
основе своей является детищем английского духа, то в формировании
рационалистической религии участвует вся Европа. Герберт Чербери
(1583-1648), Джон Толанд (1670-1722), Антони Коллинз (1676-1729),
Мэтью Тиндаль (1657-1733), Давид Юм (1711-1776), Пъер Бейль
(1647-1706), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Вольтер (1694-1778), Дени
Дидро (1713-1784), Герман Самуэлъ Реймарус (1694-1768), Готфрид
Вильгельм Лейбниц (1646-1716), Христиан Вольф (1679-1754),
Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Моисей Мендельсон (1729-1786)
и многие другие независимо от того, в какой степени они
солидаризируются с церковью и как далеко заходят в критике, кладут
свой камень в основание великого здания, в котором должно обитать
благочестие просвещенного человечества*.
(* Сочинение Тиндаля носит
название "Христианство так же старо, как сотворение мира..." ("Christianity
as old the Creation...", 1730). Известное произведение Пьера Бейля
"Исторический и критический словарь" ("Dictionnaire historique et
critique") впервые было издано в двух томах в 1695-1697 гг.
Наиболее впечатляющим и, пожалуй, наиболее глубоким документом
рационалистической религии является глава "Исповедь савойского
викария" в романе Руссо "Эмиль" (1762).
Посвященные истории религии
труды таких представителей немецкой историографии, как Иоганн
Заломо Землер (1725-1791), Иоганн Давид Михаэлис (1717-1794) и
Иоганн Август Эрнести (1707-1781), содержат научные данные,
облегчающие разграничение в религии вечных истин и обусловленных
временем убеждений.
Вероисповедание
рационалистической религии представляет собой не что иное, как
оптимистически-этическое мировоззрение в христианской
формулировке, выдержанной в духе христианского теизма и веры в
бессмертие. Всеведущий и всемилостивый создатель сотворил мир и
поддерживает в нем разумный порядок. Люди наделены свободой воли и
открывают в своем се����дце и в своем уме нравственный закон,
призванный вести индивидов и человечество к совершенству и
осуществить на земле высшие цели бога. Каждый человек носит в себе
неуничтожимую душу, воспринимающую его этическое поведение как
высшее счастье и начинающую после его смерти чистое, духовное
существование.
В прошлом эта вера в бога,
добродетель и бессмертие в наиболее чистом виде была представлена
в учении Иисуса. Ее элементы встречаются во всех высокоразвитых
религиях.
Господство
оптимистически-этического мировоззрения в XVIII веке объясняется
удачной трансформацией христианства в это мировоззрение - при
одновременном исключении содержащегося в христианском учении миро-
и жизнеотрицания. Представители нового мировоззрения считают
Иисуса открывателем рационалистической религии, с самого начала и
затем в течение столетия остававшегося непонятым и лишь теперь
нашедшим подлинное понимание.
Достаточно перечитать
выдержанные в рационалистическом духе жизнеописания Иисуса,
принадлежащие Францу Фолькмару Рейнгарду (1753-1812) и Карлу
Генриху Вентурини (1768-1849)*. (* Р.V. Reinhard, Versuch ueber
den Plan, welchen der Stifter der christlichen Religion zum Besten
der Menschheit entwarf (1781). К.H. Venturini, Natuerliche
Geschichte des grossen Propheten von Nazareth (1800-1802).
Выдержки из этих рационалистических жизнеописаний Иисуса
приводятся в книге: Albert Schweitzer, Geschichte der
Leben-Jesu-Forschung (1906).). Оба автора прославляют Иисуса как
поборника просвещения и народного счастья. Трансформация
исторической картины облегчается благодаря тому, что в евангелиях
доминируют этические наставления, в то время как составляющее их
основу позднеиудейско-пессимистическое мировоззрение большей
частью изложено лишь в общих чертах.
Как непосредственный
результат стирания конфессиональных различий с середины XVIII
столетия вступает в права веротерпимость там, где незадолго до
того еще практиковалось преследование инакомыслящих. Последним
жестоким актом конфессиональной нетерпимости является изгнание
протестантов из Запьцбургского края зальцбургским архиепископом
графом фон Фирмианом в 1731-1732 годах. (* Изгнание иезуитов из
Португалии завершилось в 1759 году, из Франции - в 1764, из
Испании и Неаполя - в 1767 и из Пармы - в 1768 году.).
С середины столетия
начинается также движение против ордена иезуитов, признанного
врагом терпимости. Оно привело в 1773 году к упразднению ордена
папой Климентом XIV. Не ограничиваясь борьбой с нетерпимостью,
рационалистическая религия выступает и против суеверий. В 1704
году философ и юрист из Галле Кристиан Томазий (1655-1728)
публикует свои тезисы против процессов над ведьмами*. (* Christian
Thomasius, Kurze Lehrsatze von dem Laster der Zauberei mit dem
Hexenprozess.). К середине столетия суды в большинстве государств
Европы уже отказываются разбирать дела по обвинению в колдовстве.
Последний смертный приговор вынесен колдунье в 1782 году в Гларусе
в Швейцарии.
К концу XVIII столетия
считается уже хорошим тоном выражать отвращение ко всему, что хоть
в какой-то мере связано с убеждениями, основанными на суеверии.
Воля к прогрессу, столь
характерная для XVIII столетия, сокрушает наряду с религиозными
также и национальные предрассудки. Передовые умы века зовут к
ломке национальных рамок и указывают на человечество как на
величину, с которой следует соразмерять идеалы. Образованные люди
привыкают видеть в государстве не столько национальный организм,
сколько правовую и экономическую организацию. Пусть правительства
воюют между собой - в сознании народов укореняется идея братства
народов.
В правоведении воля к
прогрессу также становится господствующей. Идеи Гуго Гроция
завоевывают признание. Выше всех традиционных правовых норм люди
XVIII века ставят в своем сознании право, основанное на разуме.
Только такое право должно обладать постоянным авторитетом, и на
него должны быть ориентированы правовые нормы. Основные, одинаково
обязательные для всех правовые принципы надлежит выводить из
природы человека. Соблюдение этих принципов и тем самым
гарантирование каждому человеку его личного достоинства и
неприкосновенного минимума неотъемлемых свобод является первой
задачей государства. Провозглашение "прав человека"
североамериканскими штатами и Французской революцией лишь
санкционирует то, что уже созрело в умонастроениях времени.
Первым государством, в
котором отменяются пытки, становится Пруссия. Эта мера предписана
личным указом Фридриха Великого в 1740 году. Во Франции применение
пыток сохраняется вплоть до революции... и даже после нее. При
Директории в ходе допросов роялистских заговорщиков практикуется
выкручивание пальцев*. (* См.: G.Lеnetre, Les Agents royalistes
sous La Revolution, "Revue des Deux Mondes", 1922.) Наряду с
борьбой против бесправия и негуманного права развертывается
движение за целесообразность права. Бентам поднимает свой голос
против законов, поощряющих ростовщичество, против бессмысленных
таможенных барьеров и жестокости колонизации.
Наступает эра авторитета
целесообразности и нравственности. Чиновничество усваивает понятия
долга и чести, вновь забытые в наше время. Без шума проводятся
коренные, давно лелеемые реформы в управлении. Осуществляется
великий процесс воспитания в человеке гражданина. Общественное
благо становится мерилом велений правителей и послушания
подданных. Одновременно прилагаются усилия к тому, чтобы каждый
человек воспитывался в духе, соответствующем его человеческому
достоинству и его благу. Начинается борьба с невежеством.
Рациональное прокладывает
себе дорогу также в материально-бытовой сфере жизни. Дома строятся
уютнее, поля лучше обрабатываются. Усовершенствования такого рода
проповедуют даже с церковных кафедр. Теория, согласно которой
разум дан человеку для последовательного и всестороннего его
использования, играет в те времена важную и благотворную роль при
толковании евангелия, хотя форма, в которую это выливается,
вызывает порой недоумение. Так, нередко случается, что в
проповедях попутно сообщается о наилучших способах удобрения
почвы, об обводнении и дренаже лугов. Если дженнеровская
противооспенная прививка в некоторых местностях получает столь
быстрое признание, то происходит это благодаря разъяснительной
деятельности проповедников.
Для века рационализма
характерно возникновение тайных обществ, ставящих своей целью
содействие материальному и нравственному прогрессу человечества. В
1717 году группа представителей аристократии Лондона реорганизует
братство, образовавшееся некогда в результате объединения членов
средневековых цеховых братств каменщиков и к описываемому времени
уже отмиравшее, в так называемый "франкмасонский орден", перед
которым ставит задачу содействовать рождению нового человечества.
К середине столетия масонство распространяется по всей Европе,
переживая период расцвета. Князья, чиновники и ученые вступают в
этот орден и черпают в нем вдохновение для своей реформаторской
деятельности. Аналогичные цели преследовал основанный в 1776 году
в Баварии орден иллюминатов (просветленных), деятельность которого
была запрещена в 1784 году реакционным баварским правительством,
находившимся еще под влиянием иезуитов. По замыслу создателей
назначение ордена иллюминатов - служить духовным противовесом
ордену иезуитов, организационную структуру которого он, однако,
заимствовал.
Существование тайных союзов,
деятельность которых направлена на совершенствование человечества
на основе разума и нравственности, представляется людям XVIII века
настолько естественный, что они предполагают существование таких
союзов и в прошлом. В целом ряде рационалистических жизнеописаний
Иисуса высказывается мнение, что секта ессеев на Мертвом море, о
которых сообщает иудейский историк Иосиф Флавий (1 век н.э.), была
одним из подобных орденов и поддерживала связи с такими же
братствами в Египте и Индии. Ею якобы воспитан и подготовлен к
роли мессии Иисус, который должен был, обладая авторитетом
почитаемой народом святой личности, действовать винтересах
подлинного просвещения. В известном сочинении Карла Вентурини,
посвященном жизнеописанию Иисуса, это предположение
разрабатыва������тся во всех подробностях. Вентурини считает, что
братья из тайного союза инсценировали чудеса Иисуса. То
обстоятельство, что воля к прогрессу воплощается в тайные союзы,
охватывающие всю Европу, разумеется, во многом содействует ее
дееспособности.
Нельзя не признать, однако,
что люди века рационализма мельче своих дел. Конечно, у каждого из
них есть свое лицо, но их индивидуальностям не хватает глубины.
Этих людей формирует энтузиазм, который присущ мышлению времени и
который они разделяют со многими современниками. Индивид обретает
лицо, принимая готовое мировоззрение, служащее ему опорой и
определяющее его идеалы. Единственное, что он вносит своего, - это
умение воодушевлять. Поэтому столь поразительно сходны между собой
люди того времени. Все они пасутся на одном пастбище.
Никогда еще идеи
целесообразного и этического не обладали такой властью над
действительностью, как среди этих людей с их плоским оптимизмом и
наивной моралью. Но ни одно сочинение не отразило их завоеваний с
точки зрения зарождения, характера, масштабов и значимости. Лишь
мы можем в полной мере осознать это - мы, переживающие трагедию
утраты наиболее ценного из завоеванного ими и не имеющие сил
возместить потерю. Они господствовали над фактами в такой мере,
какую мы не можем себе даже представить.
Только мировоззрение,
способное сделать то, что оказалось под силу мировоззрению
рационализма, имеет право судить его. Величие этой философии - в
ее мозолистых руках.
Великая реформаторская
деятельность не доводится до конца, во-первых, в силу внешних
обстоятельств, препятствующих этому, а во-вторых, потому, что
мировоззрение рационализма расшатывается изнутри. Чрезмерная
уверенность в очевидности разумного ведет к недооценке сил,
отстаивающих неприкосновенность существующего, и побуждает
проводить реформы даже там, где они еще недостаточно подготовлены
работой мысли. За такими неудачными попытками следуют срывы,
надолго задерживающие движение вперед. Нечто подобное происходит в
Юго-Восточной Европе. Иосиф II - австрийский император, правивший
с 1764 по 1790 год, - являет собой тип государя-реформатора. Он
отменяет пытки, выступает против смертной казни, упраздняет
крепостное право, предоставляет евреям гражданские права, вводит
новое законодательство и новое судопроизводство, ликвидирует
классовые привилегии, борется за равенство всех перед законом,
защищает угнетенных, создает школы и больницы, предоставляет
свободу печати и свободу передвижения, отменяет все формы
государственной монополии, содействует развитию земледелия и
промышленности.
Но Иосиф II восседает на
троне, не имеющем опоры. Он декретирует перечисленные реформы - и
притом одну вслед за другой - в стране, которая, находясь еще
целиком под духовной властью тогдашней католической церкви, не
была к ним готова и вдобавок отличалась особой отсталостью, так
как лежала на границе между тогдашней Европой и Азией. От
сословий, которые должны были поступиться своими привилегиями,
Иосиф II не мог ждать готовности к самопожертвованию, а от
простого люда - понимания и сочувствия. Стремясь организовать
монархию на единой и целесообразной основе, он вступает в конфликт
с составляющими ее национальностями. Введением свободы печати,
государственной системы просвещения и ограничением числа
монастырей, которое было продиктовано экономическими
соображениями, он навлекает на себя недовольство церкви.
Благородный государь-реформатор, пытавшийся строить на песке,
умирает, надломленный многочисленными неудачами. Итак, в Австрии
воля к прогрессу в период своего наивысшего подъема приводит в
силу обстоятельств лишь к тому, что проблемы этого государства
становятся окончательно неразрешимыми, а положение в Европе еще
более осложняется.
Во Франции на троне восседают
люди, не способные к проведению реформ. Здесь идеи энергично
подготавливают почву для реформ. Но они, тем не менее, не
проводятся, так как властители решительно не понимают духа времени
и ведут государство к развалу. Борьба за реформы кончается
насилием, а власть ускользает от образованных и попадает в руки
черни, из которых ее принимает гений - Наполеон. Этот уроженец
острова, лежащего на стыке тогдашней Европы и Африки, - человек,
не получивший глубокого образования и не испытавший на себе
влияния всего богатства идей своего времени. Движимый лишь
властолюбием, он предопределяет течение событий в Европе и
ввергает ее в войны, в результате которых она окончательно нищает.
Итак, с востока и запада на здание, воздвигаемое волей к
прогрессу, валится одна беда за другой.
В то время повсюду бесшумно и
исподволь происходит многообещающее преображение. В умах людей
подготовляется нечто в высшей степени ценное. При сколько-нибудь
нормальных условиях перед народами Европы могла бы открыться
исключительно благоприятная перспектива развития. Вместо этого
наступает хаотический период истории, в течение которого воля к
прогрессу вынуждена так или иначе приостановить свою работу и
стать безучастным зрителем. Первый натиск идеи реформ, во всем
сознательно ориентированных на целесообразное и этическое,
ослабевает.
Воле к прогрессу суждено было
столкнуться с фактом, к которому она оказалась совершенно не
подготовленной. До сих пор ей приходилось бороться лишь с более
или менее отжившей действительностью. Однако во время Французской
революции и последующих событий она сталкивается с
действительностью, подвластной стихийным силам. До сих пор она
признавала лишь гений рационалистического мышления. В Наполеоне
она вынуждена признать в качестве силы личную творческую
гениальность.
Проведя свою огромную,
однако, чисто административно-техническую реорганизацию Франции,
Наполеон создает новое государство. Разумеется, его деятельность
также подготовлена работой рационализма, поскольку последний
потряс устои старого и выдвинул идею необходимости нового. Однако
новое государство, становящееся теперь фактом, является не
этически-рациональным, а лишь технически хорошо функционирующим
государством. Его достижения вызывают восхищение. Цветник, который
воля к прогрессу заложила, чтобы выращивать благородные растения,
превращают в обычную пашню, приносящую хороший урожай. То, что
элементарно действующие силы столь грандиозно утверждают себя,
внушает благородному и возвышенному, но не гениальному духу
времени неуверенность, от которой он уже не может избавиться.
Гегель, увидевший Наполеона после Иенского сражения, говорит, что
узрел мировой дух восседающим на коне. В этих словах - выражение
духовного смятения того времени.
Последующее развитие идет
вразрез с духом времени. Казавшийся неоспоримым авторитет идеала,
согласующегося с разумом, начинает сдавать свои позиции. Признание
завоевывают силы действительности, не ориентирующиеся на этот
идеал.
В течение того времени, когда
воля к прогрессу является изумленным наблюдателем событий, вновь
поднимается авторитет исторически данного, с которым, как
полагали, было покончено. В религии, в искусстве и в нраве опять
начинают - на первых порах весьма и весьма робко - смотреть на
прошлое другими глазами. Оно уже не рассматривается лишь как нечто
подлежащее замене. Теперь уже решаются признать, что оно таит в
себе немало оригинального и ценного. Повсюду силы
действительности, захваченные ранее врасплох, начинают оказывать
сопротивление. Завязывается партизанская война против воли к
прогрессу.
Вероисповедаиия перестают
признавать свою капитуляцию перед рационалистической религией.
Исторически сложившееся право начинает восставать против
рационалистического права. В атмосфере накала страстей, которую
создают наполеоновские войны, национальная идея приобретает новое
значение. Она направляет на себя всеобщее преклонение перед
идеалами и начинает его поглощать. Бои, которые теперь ведут между
собой не кабинеты, а народы, становятся роковыми для идеалов
мирового гражданства и братства народов. Возрождение национальной
идеи делает неразрешимыми многие политические проблемы
европейского значения. Теперь становится невозможной наряду с
превращением Австрии в монолитное современное государство и
цивилиза��ия России. Началось роковое движение Европы навстречу
собственной гибели под воздействием находящейся в не�� не-Европы.
Наполеоновские времена,
уходя, оставляют Европу в жалком состоянии. Идеи далеко идущих
реформ не могут ни выдвигаться, ни тем более осуществляться.
Актуальны лишь рассчитанные на данный момент паллиативные
начинания. В итоге воля к прогрессу не может по-настоящему
собраться с силами. Роковым для нее оказывается также то, что
теперь все более или менее независимо мыслящие личности подпадают
под власть этой новой оценки фактов действительности и начинают
болезненно реагировать на одностороннее доктринерство
рационалистического образа мыслей.
Однако положение, в котором
очутилась воля к прогрессу, далеко еще от того, чтобы называться
критическим. Романтика и чувственное восприятие действительности
навязывают ей пока только мелкие стычки. Долгое время власть еще
принадлежит ей. Бентам остается великим авторитетом. Русский
император Александр I, правивший страной с 1801 по 1825 год,
предписывает учрежденной им комиссии по разработке нового
законодательства во всех сомнительных случаях испрашивать совета у
англичанина. Мадам де Сталь считает даже, что роковое время, в
которое она жила, потомки назовут не веком Бонапарта, а веком
Бентама. (*Высказывание ее воспроизведено в английском журнале
"Атлас" 27 января 1828 года.)
Самые благородные умы того
временя все еще непоколебимо верят в близкую и окончательную
победу целесообразно-нравственного. Включенный якобинцами в список
приговоренных к смертной казни философски мыслящий математик и
астроном маркиз Жан Антуан де Кондорсе (1743-1794), укрывшись в
темной каморке на Рю де Фоссуайер в Париже, пишет свой "Эскиз
исторической картины прогресса человеческого разума"*. (* В 1795
году, после смерти автора, эта работа была опубликована на
средства Национального конвента [русск. пер.- М., 1936].)
Затем, преданный, он блуждает
в каменоломнях Кламара, где рабочие признают в нем аристократа,
несмотря на его отнюдь не аристократическое одеяние, и гибнет в
тюрьме Бур-ля-рен, приняв яд. Его сочинение, проникнутое верой в
этический прогресс, завершается описанием близкого будущего, когда
прочное господство разума обеспечит каждому человеку права,
гарантирующие его человеческое достоинство, и создаст во всех
отношениях целесообразные и этические условия жизни людей.
Конечно, Кондорсе и его
единомышленники многого не учитывают. Их вера в благоприятный
исход развития была бы оправданна, если бы воле к прогрессу
угрожали только неблагоприятные внешние обстоятельства - новый
подход к оценке действительности и романтическая идеализация
прошлого. Но реальная угроза намного серьезнее. Уверенность
рационализма основана на том, что он считает
оптимистически-этическое мировоззрение доказанным. Однако оно
отнюдь не доказано, а зиждется, подобно мировоззрению Конфуция и
поздних стоиков, на наивном толковании мира. В результате любое
более глубокое мышление, даже если оно не направлено против этого
мировоззрения или стремится упрочить его, должно в конечном счете
действовать на него разлагающе. Поэтому-то столь роковую роль в
расшатывании его основ сыграли Кант и Спиноза. Кант подрывает
основы оптимистически-этического мировоззрения, стремясь глубже
обосновать сущность этического. Спиноза - мыслитель XVII века -
вносит в него сумятицу, когда его натурфилософия через сто лет
после его смерти становится предметом изучения.
На стыке веков, задержавшись
перед препятствием, обусловленным внешними и духовными причинами,
оптимистически-этическое мировоззрение начинает прозревать
открывающиеся в нем тяжелые проблемы.
|
| |