Часть 2, гл.VIII ЗАКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ В ВЕК РАЦИОНАЛИЗМА
|
|
Оптимистически-этическое мировоззрение,
отражающее веру XVIII столетия в прогресс, позволяет людям того времени выдвинуть идеалы культуры и
приступить к их осуществлению. Их отнюдь не трогает то, что попытки обосновать этику с помощью
разума оказались полностью неудовлетворительными, если они вообще отдают себе в этом отчет.
Убежденность в возможности рационального познания мира в оптимистически-этическом духе помогает им
подняться над внутренними проблемами этики. Союз, который вера в прогресс и этика заключили друг с
другом в новое время, скреплен мировоззрением. И вот они сообща берутся за дело. Разумные идеалы
должны быть осуществлены.
Итак, этическое и оптимистическое
становятся господствующими в мировоззрении XVIII века, хотя в действительности они не были
обоснованы. Скептицизм и материализм, подобно непокоренным кочевым ордам, рыскают вокруг крепости.
Однако поначалу они еще неопасны. Обычно они сами воспринимают значительную долю веры в прогресс и
этического энтузиазма. Вольтер являет собой пример скептика, который находится под воздействием
свойственных его эпохе оптимистических и этических идей.
Отдельные элементы мировоззрения
рационализма совпадают с оптимистически-этическим монизмом Конфуция и поздних стоиков. Но
энтузиазм, движущий мировоззрением рационализма, несравненно более силен, чем у последних.
Обстоятельства, при которых оно возникает, благоприятствуют этому. В результате это мировоззрение
становится популярной, элементарной силой.
Под воздействием мировоззрения,
основанного на благородной вере, но подкрепленного вместе с тем и авторитетом познания, люди XVIII
века провозглашают и осуществляют идеалы культуры, знаменуя своей деятельностью наступление
величайшей эпохи в истории культуры человечества.
Характерным для этой рвущейся к действию
веры в прогресс является поразительное пренебрежение прошлой и настоящей действительностью. Эта
действительность во всех ее проявлениях представляется людям новой веры несовершенной, подлежащей
замене более совершенной.
Восемнадцатый век абсолютно неисторичен.
Он отворачивается от того, что было и что есть, от добра и зла, считая себя призванным выдвинуть
взамен нечто более этичное и разумное, а следовательно, и более ценное. Это убеждение ведет к тому,
что целая эпоха утрачивает дар постижения гениальных творений человеческого духа. Готика, старая
живопись, музыка Иоганна Себастиана Баха и поэзия ушедших эпох воспринимаются как искусство,
возникшее во времена еще не облагороженного вкуса. Творчество, опирающееся на рациональный
фундамент, как полагают, приведет к рождению нового искусства, которое во всех отношениях будет
выше искусства прошлых эпох. В угаре этой самонадеянности посредственный берлинский музыкант
Цельтер переписывает партитуры баховских кантат. В угаре этой самонадеянности почтенные рифмоплеты
перекраивают на свой лад тексты изумительных старых немецких хоралов и заменяют своими жалкими
опусами оригиналы церковных песнопений.
Эта наивная попытка раздвинуть границы
своих созидательных возможностей, включив искусство в процесс перестройки, безусловно, была
заблуждением, причем неоднократно осмеянным. Однако насмешки не способны были серьезно умалить
значение созданного. Во всех областях, где речь идет о преобразованиях на основе рациональных идей,
- а работа, здесь проделанная, значит для закладывания основ культуры намного больше, чем неудачи в
искусстве, - люди XVIII века оказываются способными к созидательной деятельности, как никакое
поколение на земле до них, да, пожалуй, и после них. Предстоящая работа не пугает их. Во всем они
добиваются поразительных результатов.
Люди оказываются достаточно смелыми,
чтобы вторгнуться даже в сферу религии. В расчлененности религии на различные борющиеся между собой
вероисповедания они усматривают факт, противоречащий ведению разума. Традиционные формулировки
религии, говорят они, могут пользоваться лишь относительным, а не абсолютным авторитетом. Вера во
всех своих разнообразных проявлениях представляет собой лишь более или менее несовершенное
выражение сообразной с разумом этической религии, которая должна быть в равной мере ясной и
убедительной для всех людей. Следовательно, нужно стремиться к рационалистической религии и
признавать в вероисповеданиях истинным лишь то, что ей соответствует.
Разумеется, церкви ополчаются против
этого духа. Однако долгое время противостоять напору столь широко распространившихся в ту эпоху
новых убеждений они не в состоянии. Протестантизм капитулирует первым, поскольку он с самого начала
доступен подобным веяниям. Ведь еще со времен гуманизма Ульриха Цвингли (1488-1531) и итальянцев
Лелия Социни (1525-1562) и Фауста Социни (1539-1604) он таит в себе рационалистические течения *.
Подавляемые до сих пор, они вырываются теперь на свободу.
(* Свободная, отвергающая догмы
религиозность социнианства сохранилась главным образом в Польше, Голландии, Венгрии, Англии и
Северной Америке. Ее более близкие и более отдаленные последователи называли себя также
латитудинариями и унитариями. То обстоятельство, что религиозный рационализм ранее нашел себе
прибежище в литературе, облегчило его появление в XVIII столетии.)
Католицизм проявляет большую
сопротивляемость. Прошлое позволяет ему быть независимым от духа времени. Сильная организация
служит ему защитой. Но и он вынужден во многом уступать новому духу времени и даже снизойти до
того, чтобы объявить свои учения, насколько это возможно, символическим выражением
рационалистической религии.
Если утилитаристская этика в основе
своей является детищем английского духа, то в формировании рационалистической религии участвует вся
Европа. Герберт Чербери (1583-1648), Джон Толанд (1670-1722), Антони Коллинз (1676-1729), Мэтью
Тиндаль (1657-1733), Давид Юм (1711-1776), Пъер Бейль (1647-1706), Жан-Жак Руссо (1712-1778),
Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Герман Самуэлъ Реймарус (1694-1768), Готфрид Вильгельм
Лейбниц (1646-1716), Христиан Вольф (1679-1754), Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Моисей
Мендельсон (1729-1786) и многие другие независимо от того, в какой степени они солидаризируются с
церковью и как далеко заходят в критике, кладут свой камень в основание великого здания, в котором
должно обитать благочестие просвещенного человечества*.
(* Сочинение Тиндаля носит название
"Христианство так же старо, как сотворение мира..." ("Christianity as old the
Creation...", 1730). Известное произведение Пьера Бейля "Исторический и критический
словарь" ("Dictionnaire historique et critique") впервые было издано в двух томах в
1695-1697 гг. Наиболее впечатляющим и, пожалуй, наиболее глубоким документом рационалистической
религии является глава "Исповедь савойского викария" в романе Руссо "Эмиль"
(1762).
Посвященные истории религии труды таких
представителей немецкой историографии, как Иоганн Заломо Землер (1725-1791), Иоганн Давид Михаэлис
(1717-1794) и Иоганн Август Эрнести (1707-1781), содержат научные данные, облегчающие разграничение
в религии вечных истин и обусловленных временем убеждений.
Вероисповедание рационалистической
религии представляет собой не что иное, как оптимистически-этическое мировоззрение в христианской
формулировке, выдержанной в духе христианского теизма и веры в бессмертие. Всеведущий и
всемилостивый создатель сотворил мир и поддерживает в нем разумный порядок. Люди наделены свободой
воли и открывают в своем се����дце и в своем уме нравственный закон, призванный вести индивидов и
человечество к совершенству и осуществить на земле высшие цели бога. Каждый человек носит в себе
неуничтожимую душу, воспринимающую его этическое поведение как высшее счастье и начинающую после
его смерти чистое, духовное существование.
В прошлом эта вера в бога, добродетель и
бессмертие в наиболее чистом виде была представлена в учении Иисуса. Ее элементы встречаются во
всех высокоразвитых религиях.
Господство оптимистически-этического
мировоззрения в XVIII веке объясняется удачной трансформацией христианства в это мировоззрение -
при одновременном исключении содержащегося в христианском учении миро- и жизнеотрицания.
Представители нового мировоззрения считают Иисуса открывателем рационалистической религии, с самого
начала и затем в течение столетия остававшегося непонятым и лишь теперь нашедшим подлинное
понимание.
Достаточно перечитать выдержанные в
рационалистическом духе жизнеописания Иисуса, принадлежащие Францу Фолькмару Рейнгарду (1753-1812)
и Карлу Генриху Вентурини (1768-1849)*. (* Р.V. Reinhard, Versuch ueber den Plan, welchen der
Stifter der christlichen Religion zum Besten der Menschheit entwarf (1781). К.H. Venturini,
Natuerliche Geschichte des grossen Propheten von Nazareth (1800-1802). Выдержки из этих
рационалистических жизнеописаний Иисуса приводятся в книге: Albert Schweitzer, Geschichte der
Leben-Jesu-Forschung (1906).). Оба автора прославляют Иисуса как поборника просвещения и народного
счастья. Трансформация исторической картины облегчается благодаря тому, что в евангелиях доминируют
этические наставления, в то время как составляющее их основу позднеиудейско-пессимистическое
мировоззрение большей частью изложено лишь в общих чертах.
Как непосредственный результат стирания
конфессиональных различий с середины XVIII столетия вступает в права веротерпимость там, где
незадолго до того еще практиковалось преследование инакомыслящих. Последним жестоким актом
конфессиональной нетерпимости является изгнание протестантов из Запьцбургского края зальцбургским
архиепископом графом фон Фирмианом в 1731-1732 годах. (* Изгнание иезуитов из Португалии
завершилось в 1759 году, из Франции - в 1764, из Испании и Неаполя - в 1767 и из Пармы - в 1768
году.).
С середины столетия начинается также
движение против ордена иезуитов, признанного врагом терпимости. Оно привело в 1773 году к
упразднению ордена папой Климентом XIV. Не ограничиваясь борьбой с нетерпимостью,
рационалистическая религия выступает и против суеверий. В 1704 году философ и юрист из Галле
Кристиан Томазий (1655-1728) публикует свои тезисы против процессов над ведьмами*. (* Christian
Thomasius, Kurze Lehrsatze von dem Laster der Zauberei mit dem Hexenprozess.). К середине столетия
суды в большинстве государств Европы уже отказываются разбирать дела по обвинению в колдовстве.
Последний смертный приговор вынесен колдунье в 1782 году в Гларусе в Швейцарии.
К концу XVIII столетия считается уже
хорошим тоном выражать отвращение ко всему, что хоть в какой-то мере связано с убеждениями,
основанными на суеверии.
Воля к прогрессу, столь характерная для
XVIII столетия, сокрушает наряду с религиозными также и национальные предрассудки. Передовые умы
века зовут к ломке национальных рамок и указывают на человечество как на величину, с которой
следует соразмерять идеалы. Образованные люди привыкают видеть в государстве не столько
национальный организм, сколько правовую и экономическую организацию. Пусть правительства воюют
между собой - в сознании народов укореняется идея братства народов.
В правоведении воля к прогрессу также
становится господствующей. Идеи Гуго Гроция завоевывают признание. Выше всех традиционных правовых
норм люди XVIII века ставят в своем сознании право, основанное на разуме. Только такое право должно
обладать постоянным авторитетом, и на него должны быть ориентированы правовые нормы. Основные,
одинаково обязательные для всех правовые принципы надлежит выводить из природы человека. Соблюдение
этих принципов и тем самым гарантирование каждому человеку его личного достоинства и
неприкосновенного минимума неотъемлемых свобод является первой задачей государства. Провозглашение
"прав человека" североамериканскими штатами и Французской революцией лишь санкционирует
то, что уже созрело в умонастроениях времени.
Первым государством, в котором
отменяются пытки, становится Пруссия. Эта мера предписана личным указом Фридриха Великого в 1740
году. Во Франции применение пыток сохраняется вплоть до революции... и даже после нее. При
Директории в ходе допросов роялистских заговорщиков практикуется выкручивание пальцев*. (* См.:
G.Lеnetre, Les Agents royalistes sous La Revolution, "Revue des Deux Mondes", 1922.)
Наряду с борьбой против бесправия и негуманного права развертывается движение за целесообразность
права. Бентам поднимает свой голос против законов, поощряющих ростовщичество, против бессмысленных
таможенных барьеров и жестокости колонизации.
Наступает эра авторитета
целесообразности и нравственности. Чиновничество усваивает понятия долга и чести, вновь забытые в
наше время. Без шума проводятся коренные, давно лелеемые реформы в управлении. Осуществляется
великий процесс воспитания в человеке гражданина. Общественное благо становится мерилом велений
правителей и послушания подданных. Одновременно прилагаются усилия к тому, чтобы каждый человек
воспитывался в духе, соответствующем его человеческому достоинству и его благу. Начинается борьба с
невежеством.
Рациональное прокладывает себе дорогу
также в материально-бытовой сфере жизни. Дома строятся уютнее, поля лучше обрабатываются.
Усовершенствования такого рода проповедуют даже с церковных кафедр. Теория, согласно которой разум
дан человеку для последовательного и всестороннего его использования, играет в те времена важную и
благотворную роль при толковании евангелия, хотя форма, в которую это выливается, вызывает порой
недоумение. Так, нередко случается, что в проповедях попутно сообщается о наилучших способах
удобрения почвы, об обводнении и дренаже лугов. Если дженнеровская противооспенная прививка в
некоторых местностях получает столь быстрое признание, то происходит это благодаря разъяснительной
деятельности проповедников.
Для века рационализма характерно
возникновение тайных обществ, ставящих своей целью содействие материальному и нравственному
прогрессу человечества. В 1717 году группа представителей аристократии Лондона реорганизует
братство, образовавшееся некогда в результате объединения членов средневековых цеховых братств
каменщиков и к описываемому времени уже отмиравшее, в так называемый "франкмасонский
орден", перед которым ставит задачу содействовать рождению нового человечества. К середине
столетия масонство распространяется по всей Европе, переживая период расцвета. Князья, чиновники и
ученые вступают в этот орден и черпают в нем вдохновение для своей реформаторской деятельности.
Аналогичные цели преследовал основанный в 1776 году в Баварии орден иллюминатов (просветленных),
деятельность которого была запрещена в 1784 году реакционным баварским правительством, находившимся
еще под влиянием иезуитов. По замыслу создателей назначение ордена иллюминатов - служить духовным
противовесом ордену иезуитов, организационную структуру которого он, однако, заимствовал.
Существование тайных союзов,
деятельность которых направлена на совершенствование человечества на основе разума и
нравственности, представляется людям XVIII века настолько естественный, что они предполагают
существование таких союзов и в прошлом. В целом ряде рационалистических жизнеописаний Иисуса
высказывается мнение, что секта ессеев на Мертвом море, о которых сообщает иудейский историк Иосиф
Флавий (1 век н.э.), была одним из подобных орденов и поддерживала связи с такими же братствами в
Египте и Индии. Ею якобы воспитан и подготовлен к роли мессии Иисус, который должен был, обладая
авторитетом почитаемой народом святой личности, действовать винтересах подлинного просвещения. В
известном сочинении Карла Вентурини, посвященном жизнеописанию Иисуса, это предположение
разрабатыва������тся во всех подробностях. Вентурини считает, что братья из тайного союза
инсценировали чудеса Иисуса. То обстоятельство, что воля к прогрессу воплощается в тайные союзы,
охватывающие всю Европу, разумеется, во многом содействует ее дееспособности.
Нельзя не признать, однако, что люди
века рационализма мельче своих дел. Конечно, у каждого из них есть свое лицо, но их
индивидуальностям не хватает глубины. Этих людей формирует энтузиазм, который присущ мышлению
времени и который они разделяют со многими современниками. Индивид обретает лицо, принимая готовое
мировоззрение, служащее ему опорой и определяющее его идеалы. Единственное, что он вносит своего, -
это умение воодушевлять. Поэтому столь поразительно сходны между собой люди того времени. Все они
пасутся на одном пастбище.
Никогда еще идеи целесообразного и
этического не обладали такой властью над действительностью, как среди этих людей с их плоским
оптимизмом и наивной моралью. Но ни одно сочинение не отразило их завоеваний с точки зрения
зарождения, характера, масштабов и значимости. Лишь мы можем в полной мере осознать это - мы,
переживающие трагедию утраты наиболее ценного из завоеванного ими и не имеющие сил возместить
потерю. Они господствовали над фактами в такой мере, какую мы не можем себе даже представить.
Только мировоззрение, способное сделать
то, что оказалось под силу мировоззрению рационализма, имеет право судить его. Величие этой
философии - в ее мозолистых руках.
Великая реформаторская деятельность не
доводится до конца, во-первых, в силу внешних обстоятельств, препятствующих этому, а во-вторых,
потому, что мировоззрение рационализма расшатывается изнутри. Чрезмерная уверенность в очевидности
разумного ведет к недооценке сил, отстаивающих неприкосновенность существующего, и побуждает
проводить реформы даже там, где они еще недостаточно подготовлены работой мысли. За такими
неудачными попытками следуют срывы, надолго задерживающие движение вперед. Нечто подобное
происходит в Юго-Восточной Европе. Иосиф II - австрийский император, правивший с 1764 по 1790 год,
- являет собой тип государя-реформатора. Он отменяет пытки, выступает против смертной казни,
упраздняет крепостное право, предоставляет евреям гражданские права, вводит новое законодательство
и новое судопроизводство, ликвидирует классовые привилегии, борется за равенство всех перед
законом, защищает угнетенных, создает школы и больницы, предоставляет свободу печати и свободу
передвижения, отменяет все формы государственной монополии, содействует развитию земледелия и
промышленности.
Но Иосиф II восседает на троне, не
имеющем опоры. Он декретирует перечисленные реформы - и притом одну вслед за другой - в стране,
которая, находясь еще целиком под духовной властью тогдашней католической церкви, не была к ним
готова и вдобавок отличалась особой отсталостью, так как лежала на границе между тогдашней Европой
и Азией. От сословий, которые должны были поступиться своими привилегиями, Иосиф II не мог ждать
готовности к самопожертвованию, а от простого люда - понимания и сочувствия. Стремясь организовать
монархию на единой и целесообразной основе, он вступает в конфликт с составляющими ее
национальностями. Введением свободы печати, государственной системы просвещения и ограничением
числа монастырей, которое было продиктовано экономическими соображениями, он навлекает на себя
недовольство церкви. Благородный государь-реформатор, пытавшийся строить на песке, умирает,
надломленный многочисленными неудачами. Итак, в Австрии воля к прогрессу в период своего наивысшего
подъема приводит в силу обстоятельств лишь к тому, что проблемы этого государства становятся
окончательно неразрешимыми, а положение в Европе еще более осложняется.
Во Франции на троне восседают люди, не
способные к проведению реформ. Здесь идеи энергично подготавливают почву для реформ. Но они, тем не
менее, не проводятся, так как властители решительно не понимают духа времени и ведут государство к
развалу. Борьба за реформы кончается насилием, а власть ускользает от образованных и попадает в
руки черни, из которых ее принимает гений - Наполеон. Этот уроженец острова, лежащего на стыке
тогдашней Европы и Африки, - человек, не получивший глубокого образования и не испытавший на себе
влияния всего богатства идей своего времени. Движимый лишь властолюбием, он предопределяет течение
событий в Европе и ввергает ее в войны, в результате которых она окончательно нищает. Итак, с
востока и запада на здание, воздвигаемое волей к прогрессу, валится одна беда за другой.
В то время повсюду бесшумно и исподволь
происходит многообещающее преображение. В умах людей подготовляется нечто в высшей степени ценное.
При сколько-нибудь нормальных условиях перед народами Европы могла бы открыться исключительно
благоприятная перспектива развития. Вместо этого наступает хаотический период истории, в течение
которого воля к прогрессу вынуждена так или иначе приостановить свою работу и стать безучастным
зрителем. Первый натиск идеи реформ, во всем сознательно ориентированных на целесообразное и
этическое, ослабевает.
Воле к прогрессу суждено было
столкнуться с фактом, к которому она оказалась совершенно не подготовленной. До сих пор ей
приходилось бороться лишь с более или менее отжившей действительностью. Однако во время Французской
революции и последующих событий она сталкивается с действительностью, подвластной стихийным силам.
До сих пор она признавала лишь гений рационалистического мышления. В Наполеоне она вынуждена
признать в качестве силы личную творческую гениальность.
Проведя свою огромную, однако, чисто
административно-техническую реорганизацию Франции, Наполеон создает новое государство. Разумеется,
его деятельность также подготовлена работой рационализма, поскольку последний потряс устои старого
и выдвинул идею необходимости нового. Однако новое государство, становящееся теперь фактом,
является не этически-рациональным, а лишь технически хорошо функционирующим государством. Его
достижения вызывают восхищение. Цветник, который воля к прогрессу заложила, чтобы выращивать
благородные растения, превращают в обычную пашню, приносящую хороший урожай. То, что элементарно
действующие силы столь грандиозно утверждают себя, внушает благородному и возвышенному, но не
гениальному духу времени неуверенность, от которой он уже не может избавиться. Гегель, увидевший
Наполеона после Иенского сражения, говорит, что узрел мировой дух восседающим на коне. В этих
словах - выражение духовного смятения того времени.
Последующее развитие идет вразрез с
духом времени. Казавшийся неоспоримым авторитет идеала, согласующегося с разумом, начинает сдавать
свои позиции. Признание завоевывают силы действительности, не ориентирующиеся на этот идеал.
В течение того времени, когда воля к
прогрессу является изумленным наблюдателем событий, вновь поднимается авторитет исторически
данного, с которым, как полагали, было покончено. В религии, в искусстве и в нраве опять начинают -
на первых порах весьма и весьма робко - смотреть на прошлое другими глазами. Оно уже не
рассматривается лишь как нечто подлежащее замене. Теперь уже решаются признать, что оно таит в себе
немало оригинального и ценного. Повсюду силы действительности, захваченные ранее врасплох, начинают
оказывать сопротивление. Завязывается партизанская война против воли к прогрессу.
Вероисповедаиия перестают признавать
свою капитуляцию перед рационалистической религией. Исторически сложившееся право начинает
восставать против рационалистического права. В атмосфере накала страстей, которую создают
наполеоновские войны, национальная идея приобретает новое значение. Она направляет на себя всеобщее
преклонение перед идеалами и начинает его поглощать. Бои, которые теперь ведут между собой не
кабинеты, а народы, становятся роковыми для идеалов мирового гражданства и братства народов.
Возрождение национальной идеи делает неразрешимыми многие политические проблемы европейского
значения. Теперь становится невозможной наряду с превращением Австрии в монолитное современное
государство и цивилиза��ия России. Началось роковое движение Европы навстречу собственной гибели
под воздействием находящейся в не�� не-Европы.
Наполеоновские времена, уходя, оставляют
Европу в жалком состоянии. Идеи далеко идущих реформ не могут ни выдвигаться, ни тем более
осуществляться. Актуальны лишь рассчитанные на данный момент паллиативные начинания. В итоге воля к
прогрессу не может по-настоящему собраться с силами. Роковым для нее оказывается также то, что
теперь все более или менее независимо мыслящие личности подпадают под власть этой новой оценки
фактов действительности и начинают болезненно реагировать на одностороннее доктринерство
рационалистического образа мыслей.
Однако положение, в котором очутилась
воля к прогрессу, далеко еще от того, чтобы называться критическим. Романтика и чувственное
восприятие действительности навязывают ей пока только мелкие стычки. Долгое время власть еще
принадлежит ей. Бентам остается великим авторитетом. Русский император Александр I, правивший
страной с 1801 по 1825 год, предписывает учрежденной им комиссии по разработке нового
законодательства во всех сомнительных случаях испрашивать совета у англичанина. Мадам де Сталь
считает даже, что роковое время, в которое она жила, потомки назовут не веком Бонапарта, а веком
Бентама. (*Высказывание ее воспроизведено в английском журнале "Атлас" 27 января 1828
года.)
Самые благородные умы того временя все
еще непоколебимо верят в близкую и окончательную победу целесообразно-нравственного. Включенный
якобинцами в список приговоренных к смертной казни философски мыслящий математик и астроном маркиз
Жан Антуан де Кондорсе (1743-1794), укрывшись в темной каморке на Рю де Фоссуайер в Париже, пишет
свой "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума"*. (* В 1795 году, после
смерти автора, эта работа была опубликована на средства Национального конвента [русск. пер.- М.,
1936].)
Затем, преданный, он блуждает в
каменоломнях Кламара, где рабочие признают в нем аристократа, несмотря на его отнюдь не
аристократическое одеяние, и гибнет в тюрьме Бур-ля-рен, приняв яд. Его сочинение, проникнутое
верой в этический прогресс, завершается описанием близкого будущего, когда прочное господство
разума обеспечит каждому человеку права, гарантирующие его человеческое достоинство, и создаст во
всех отношениях целесообразные и этические условия жизни людей.
Конечно, Кондорсе и его единомышленники
многого не учитывают. Их вера в благоприятный исход развития была бы оправданна, если бы воле к
прогрессу угрожали только неблагоприятные внешние обстоятельства - новый подход к оценке
действительности и романтическая идеализация прошлого. Но реальная угроза намного серьезнее.
Уверенность рационализма основана на том, что он считает оптимистически-этическое мировоззрение
доказанным. Однако оно отнюдь не доказано, а зиждется, подобно мировоззрению Конфуция и поздних
стоиков, на наивном толковании мира. В результате любое более глубокое мышление, даже если оно не
направлено против этого мировоззрения или стремится упрочить его, должно в конечном счете
действовать на него разлагающе. Поэтому-то столь роковую роль в расшатывании его основ сыграли Кант
и Спиноза. Кант подрывает основы оптимистически-этического мировоззрения, стремясь глубже
обосновать сущность этического. Спиноза - мыслитель XVII века - вносит в него сумятицу, когда его
натурфилософия через сто лет после его смерти становится предметом изучения.
На стыке веков, задержавшись перед
препятствием, обусловленным внешними и духовными причинами, оптимистически-этическое мировоззрение
начинает прозревать открывающиеся в нем тяжелые проблемы.
|