Часть 2, гл.IV РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
|
|
В
мировых религиях запечатлены гигантские попытки прийти к
этическому мировоззрению.
Религиозные мыслители Китая
Лао-цзы (род. в 604г. до н.э.), Конфуций (551-479гг. до н.э.),
Мэн-цзы, (372-289гг. до н.э.) и Чжуан-цзы (ок. 369-286гг. до н.э.)
пытаются найти обоснование этического в миро- и жизнеутверждающей
натурфилософии. При этом они приходят к мировоззрению, которое,
будучи оптимистически-этическим, содержит стимулы к развитию
внутренней и внешней культуры.
Религиозные мыслители Индии -
брахманы. Будда (563-483гг. до н.э.) и индуисты, - как и китайцы,
также исходят из мышления о бытии, то есть из натурфилософии. Но
их воззрения носят не миро- и жизнеутверждающий, а миро- и
жизнеотрицающий характер. Их мировоззрение пессимистически-этично
и, следовательно, содержит стимулы к развитию лишь внутренней
культуры при полном безразличии к внешней.
И китайская и индийская
религиозность признают лишь один мировой принцип. Они монистичны и
пантеистичны. Их мировоззрение призвано решить, в какой мере мы
можем признать первопричину мира этической и соответственно стать
нравственными в преданности нашей воли этой первопричине.
Монистически-пантеистическим
мировоззрениям противостоят дуалистические в религиях Заратустры (VI
век до н.э.), иудейских пророков (начиная с VIII века до н.э.),
Иисуса и Магомета (последний, однако, во всех отношениях
неоригинален и может с полным основанием считаться эпигоном). Эти
религиозные мыслители в основу своих учений кладут не познание
проявляющегося в универсуме бытия, а некий существующий сам по
себе взгляд на этическое, который они противопоставляют
естественным событиям. Соответственно они принимают два принципа
мира - естественный и этический. Первый присущ миру и должен быть
преодолен; второй воплощен в некой существующей вне мира этической
личности, которая наделена дефинитивной властью.
Если у китайцев и индийцев
основным принципом нравственного была жизнь в смысле мировой воли,
то у дуалистов им является инобытие как мир в смысле стоящей вне
мира и над миром этической божественной личности.
Слабость дуалистических
религий в наивности их мировоззрения, обусловленной отказом от
какой бы то ни было натурфилософии. Сила же их в том, что
этическое в них представлено непосредственно и поэтому не
ослаблено в своей способности воздействия. Им нет необходимости
вымучивать этическое и изощряться в его толковании, как это
приходится делать монистам, чтобы постигнуть его как исток
проявляющейся в природе мировой воли.
В сущности, все мировоззрения
дуалистических мировых религий оптимистичны. Они проникнуты
надеждой на то, что этическая сила восторжествует над естественной
и таким путем поднимет мир и человечество к вершинам подлинного
совершенства. Заратустра и ранние иудейские пророки представляют
себе этот процесс как своего рода всемирную реформу.
Оптимистичность мировоззрения проявляется у них самым естественным
образом. Они движимы решимостью преобразовать человеческое
общество и побудить народы выполнить свое высокое назначение. И
они надеются добиться своей цели. Во всех областях прогресс
представляется им полезным. В своем мышлении они связывают воедино
внутреннюю и внешнюю культуру.
У Иисуса оптимистическая
сущность мировоззрения подорвана тем, что он ожидает прихода
совершенного мира в результате катастрофы существующего. В то
время как у Заратустры и ранних иудейских пророков вмешательство
бога в известной мере является лишь завершением направленной на
совершенствование мира деятельности людей, у Иисуса оно -
единственное, что принимается во внимание. Царство божье должно
наступить сверхъестественным путем. Оно не подготавливается
культурной работой человечества.
Будучи в основе своей
оптимистичным, мировоззрение Иисуса утверждает конечные цели
внешней культуры. Но, проникнутое ожиданием конца света, оно
индифферентно по отношению к еще предпринимаемым во временном и
естественном мире попыткам придти к организующейся во внешних
успехах культуре и занимается лишь внутренним, этическим
совершенствованием индивида.
Однако постепенно
христианское мировоззрение перестает уповать лишь на конец света и
начинает ориентироваться на возможность осуществления царства
божьего в ходе преобразующего естественный мир процесса развития.
В таком виде оно приобретает смысл и интерес с точки зрения
совершенствования организации общества и всех служащих ему внешних
достижений культуры. В этом случае оптимистическая сторона
христианского мировоззрения снова начинает беспрепятственно
воздействовать наряду с этической. Сказанное объясняет тот факт,
что христианство, выступавшее в античном мире враждебно по
отношению к культуре, в новое время более или менее успешно
пытается предстать мировоззрением подлинного прогресса во всех
областях.
Вопросы, выступающие на
первый план в ходе борьбы за этическое и оптимистически-этическое
мировоззрение в мировых религиях, полностью аналогичны тем,
которые встают и перед западной философией. Великая проблема -
слить в мысли воедино универсум и этику.
Все три типа мировоззрения,
выступающие в мировых религиях, повторяются и в западной
философии. И она также пытается вместить этику в натурфилософию -
будь то в миро- и жизнеутверждающую или в миро- и жизнеотрицающую.
Или же стремится, более или менее отказавшись от натурфилософии,
прийти к мировоззрению, которое было бы этическим само по себе.
При этом она делает все возможное, чтобы не признать и
замаскировать то наивное и дуалистическое, что на деле присуще
последнему методу.
Следовательно, мировоззрения
мировых религий и западной философии отнюдь не относятся к
различным мирам - они связаны друг с другом внутренними
отношениями. Вообще грань между религиозным и философским
мировоззрениями крайне неопределенна. Стремящееся постигнуть себя
в мышлении религиозное мировоззрение становится философским. Это
имеет место у китайцев и индийцев. Философское же мировоззрение,
развивающееся вглубь, приобретает религиозный характер.
Хотя западное мышление
подходило к проблемам мировоззрения в принципе беспредпосылочно,
оно не смогло отгородиться от религиозных мировоззрений. От
христианства, например, оно получило решающие стимулы. Попытка
трансформировать наивно-этическое мировоззрение Иисуса в
философское занимала его в большей степени, чем оно в этом
сознается. У Шопенгауэра и его последователей в нем обретает голос
также пессимистический индийский монизм, обогащающий его раздумья
над существом этического.
Так на западное мышление
воздействует энергия всех великих мировоззрений. В результате
взаимодействия различных форм мышления и различных проявлений
энергии оказывается возможным поднять смутно представляющееся ему
оптимистически-этическое мировоззрение до уровня всеобщего
убеждения в такой мере, в какой не удавалось нигде и никогда
ранее. Поэтому-то Запад дальше всех идет в развитии внутренней и
внешней культуры.
Действительно обосновать
оптимистически-этическое мировоззрение западному мышлению удается
в столь же малой степени, как и любой из мировых религии до этого.
Поскольку Запад переживает проблему мировоззрения в се самом
универсальном и живом воплощении, он является средоточием как
величайшего прогресса, так и величайших провалов во взглядах на
культуру. Е����у ведомы роковые смены мировоззрений и страшные
времена отсутствия всякого мировоззрения.
Поскольку западное мышление
столь подвержено воздействию воззрений любых направлений, в нем
отчетливее всего обнажаются проблемы и трудности, на которые
наталкиваются поиски оптимистически-этического мировоззрения.
В какой мере история нашего
мышления дает нам, людям западного мира, объяснение нашей судьбы?
Какой путь указывает она нам для будущих поисков мировоззрения, в
котором индивид обретет внутреннюю сущность и силу, а человечество
- прогресс и мир?
|
| |