Часть 2, гл.IV РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
|
|
В мировых религиях запечатлены гигантские попытки прийти к этическому мировоззрению.
Религиозные мыслители Китая Лао-цзы (род. в 604г. до н.э.), Конфуций (551-479гг. до н.э.), Мэн-цзы,
(372-289гг. до н.э.) и Чжуан-цзы (ок. 369-286гг. до н.э.) пытаются найти обоснование этического в
миро- и жизнеутверждающей натурфилософии. При этом они приходят к мировоззрению, которое, будучи
оптимистически-этическим, содержит стимулы к развитию внутренней и внешней культуры.
Религиозные мыслители Индии - брахманы. Будда (563-483гг. до н.э.) и индуисты, - как и китайцы,
также исходят из мышления о бытии, то есть из натурфилософии. Но их воззрения носят не миро- и
жизнеутверждающий, а миро- и жизнеотрицающий характер. Их мировоззрение пессимистически-этично и,
следовательно, содержит стимулы к развитию лишь внутренней культуры при полном безразличии к
внешней. И китайская и индийская религиозность признают лишь один мировой принцип. Они
монистичны и пантеистичны. Их мировоззрение призвано решить, в какой мере мы можем признать
первопричину мира этической и соответственно стать нравственными в преданности нашей воли этой
первопричине. Монистически-пантеистическим мировоззрениям противостоят дуалистические в
религиях Заратустры (VI век до н.э.), иудейских пророков (начиная с VIII века до н.э.), Иисуса и
Магомета (последний, однако, во всех отношениях неоригинален и может с полным основанием считаться
эпигоном). Эти религиозные мыслители в основу своих учений кладут не познание проявляющегося в
универсуме бытия, а некий существующий сам по себе взгляд на этическое, который они
противопоставляют естественным событиям. Соответственно они принимают два принципа мира -
естественный и этический. Первый присущ миру и должен быть преодолен; второй воплощен в некой
существующей вне мира этической личности, которая наделена дефинитивной властью. Если у
китайцев и индийцев основным принципом нравственного была жизнь в смысле мировой воли, то у
дуалистов им является инобытие как мир в смысле стоящей вне мира и над миром этической божественной
личности. Слабость дуалистических религий в наивности их мировоззрения, обусловленной отказом
от какой бы то ни было натурфилософии. Сила же их в том, что этическое в них представлено
непосредственно и поэтому не ослаблено в своей способности воздействия. Им нет необходимости
вымучивать этическое и изощряться в его толковании, как это приходится делать монистам, чтобы
постигнуть его как исток проявляющейся в природе мировой воли. В сущности, все мировоззрения
дуалистических мировых религий оптимистичны. Они проникнуты надеждой на то, что этическая сила
восторжествует над естественной и таким путем поднимет мир и человечество к вершинам подлинного
совершенства. Заратустра и ранние иудейские пророки представляют себе этот процесс как своего рода
всемирную реформу. Оптимистичность мировоззрения проявляется у них самым естественным образом. Они
движимы решимостью преобразовать человеческое общество и побудить народы выполнить свое высокое
назначение. И они надеются добиться своей цели. Во всех областях прогресс представляется им
полезным. В своем мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру. У Иисуса
оптимистическая сущность мировоззрения подорвана тем, что он ожидает прихода совершенного мира в
результате катастрофы существующего. В то время как у Заратустры и ранних иудейских пророков
вмешательство бога в известной мере является лишь завершением направленной на совершенствование
мира деятельности людей, у Иисуса оно - единственное, что принимается во внимание. Царство божье
должно наступить сверхъестественным путем. Оно не подготавливается культурной работой
человечества. Будучи в основе своей оптимистичным, мировоззрение Иисуса утверждает конечные
цели внешней культуры. Но, проникнутое ожиданием конца света, оно индифферентно по отношению к еще
предпринимаемым во временном и естественном мире попыткам придти к организующейся во внешних
успехах культуре и занимается лишь внутренним, этическим совершенствованием индивида. Однако
постепенно христианское мировоззрение перестает уповать лишь на конец света и начинает
ориентироваться на возможность осуществления царства божьего в ходе преобразующего естественный мир
процесса развития. В таком виде оно приобретает смысл и интерес с точки зрения совершенствования
организации общества и всех служащих ему внешних достижений культуры. В этом случае оптимистическая
сторона христианского мировоззрения снова начинает беспрепятственно воздействовать наряду с
этической. Сказанное объясняет тот факт, что христианство, выступавшее в античном мире враждебно по
отношению к культуре, в новое время более или менее успешно пытается предстать мировоззрением
подлинного прогресса во всех областях. Вопросы, выступающие на первый план в ходе борьбы за
этическое и оптимистически-этическое мировоззрение в мировых религиях, полностью аналогичны тем,
которые встают и перед западной философией. Великая проблема - слить в мысли воедино универсум и
этику. Все три типа мировоззрения, выступающие в мировых религиях, повторяются и в западной
философии. И она также пытается вместить этику в натурфилософию - будь то в миро- и
жизнеутверждающую или в миро- и жизнеотрицающую. Или же стремится, более или менее отказавшись от
натурфилософии, прийти к мировоззрению, которое было бы этическим само по себе. При этом она делает
все возможное, чтобы не признать и замаскировать то наивное и дуалистическое, что на деле присуще
последнему методу. Следовательно, мировоззрения мировых религий и западной философии отнюдь не
относятся к различным мирам - они связаны друг с другом внутренними отношениями. Вообще грань между
религиозным и философским мировоззрениями крайне неопределенна. Стремящееся постигнуть себя в
мышлении религиозное мировоззрение становится философским. Это имеет место у китайцев и индийцев.
Философское же мировоззрение, развивающееся вглубь, приобретает религиозный характер. Хотя
западное мышление подходило к проблемам мировоззрения в принципе беспредпосылочно, оно не смогло
отгородиться от религиозных мировоззрений. От христианства, например, оно получило решающие
стимулы. Попытка трансформировать наивно-этическое мировоззрение Иисуса в философское занимала его
в большей степени, чем оно в этом сознается. У Шопенгауэра и его последователей в нем обретает
голос также пессимистический индийский монизм, обогащающий его раздумья над существом
этического. Так на западное мышление воздействует энергия всех великих мировоззрений. В
результате взаимодействия различных форм мышления и различных проявлений энергии оказывается
возможным поднять смутно представляющееся ему оптимистически-этическое мировоззрение до уровня
всеобщего убеждения в такой мере, в какой не удавалось нигде и никогда ранее. Поэтому-то Запад
дальше всех идет в развитии внутренней и внешней культуры. Действительно обосновать
оптимистически-этическое мировоззрение западному мышлению удается в столь же малой степени, как и
любой из мировых религии до этого. Поскольку Запад переживает проблему мировоззрения в се самом
универсальном и живом воплощении, он является средоточием как величайшего прогресса, так и
величайших провалов во взглядах на культуру. Е����у ведомы роковые смены мировоззрений и страшные
времена отсутствия всякого мировоззрения. Поскольку западное мышление столь подвержено
воздействию воззрений любых направлений, в нем отчетливее всего обнажаются проблемы и трудности, на
которые наталкиваются поиски оптимистически-этического мировоззрения. В какой мере история
нашего мышления дает нам, людям западного мира, объяснение нашей судьбы? Какой путь указывает она
нам для будущих поисков мировоззрения, в котором индивид обретет внутреннюю сущность и силу, а
человечество - прогресс и мир?
|