Анатолий Пинский Интеллектуальное оружиеИзвестный социальный философ Элвин Тоффлер считает, что уже сегодня мы живем в будущем, для которого социализм и капитализм – две стороны одной монеты, вышедшей из обращения На наш век наложило отпечаток настроение всеобщего разрушения и обновления. Наша жизнь пришлась на то, что древние греки обозначалипонятием “подходящий момент” – подходящий для “метаморфозы богов”, сменыосновополагающих принципов и символов. Уже много поставлено на карту, икаждый из нас может оказаться последней каплей, переполнившей чашу. Карл Густав Юнг Перемены Третьей Волны...Примерно 30 лет назад – время смены одного поколения – в работах самыхразных социальных философов была в своих основах сформулирована новаяконцепция общества и его развития. Авторы концепции работали независимодруг от друга, пользовались разными терминами, имели различныеполитические ориентации, но в главном их понимание оказалось сходным. Получили новую жизнь идеи К.Кларка и Ж.Фурастье о трех основных секторахобщественного производства – секторе первичном (сельское хозяйство),вторичном (промышленность) и третичном (сфера услуг). Д.Белл рассмотрелисторию как процесс развития общества от доиндустриального состояния –через индустриальное – к постиндустриальному. В этом ряду стоит и Тоффлер,прославившийся своей концепцией Трех Волн. Элвин Тоффлер родился в 1928 году, был профессором Корнельского университета. Имеет почетные докторские степени по литературе,законодательству, естествознанию. Был одним из штатных экспертовправительства Рейгана по проблемам экономического развития, консультировалминистерство обороны. Получил звание офицера Ордена искусств и литературы во Франции и был избран членом Американской ассоциации содействия науке.Автор книг-бестселлеров “Футурошок”, “Третья Волна”, “Смещение власти”,“Война и Антивойна”, “Адаптивная корпорация”. Представители научного истеблишмента порой демонстрировали сдержанноеотношение к Тоффлеру, ставя ему в упрек то, что на деле является его силой и достоинством, – простоту языка. Скажем, патриарх Дэниэл Белл как-тоглухо обмолвился о нем как о популяризаторе. Но Тоффлер никогда и не претендовал на статус яйцеголового кабинетного ученого. Он пишет не длянаучного сообщества. Его читают все, в том числе и те, кого в Штатахназывают людьми серьезными. Вот один пример. Вечером 12 апреля 1982 года в гости к супругам Тоффлерам заглянул генерал Колин Пауэлл. После комплиментов в адрес тоффлеровских книг генерал перешел к вопросу: как, по мнению супругов, будут воевать в эпоху Третьей Волны? Завязался разговор. И в дружеской беседе за чашкойкофе родилось новое понятие “интеллектуальное оружие”, ставшее после войныв Персидском заливе основой официальной военной доктрины США на начало XXIвека. Тоффлеру, может быть, сильнее и ярче, чем другим социальным философам,удалось выразить важную особенность новой социальной парадигмы: устойчивое и нарастающее ощущение того, что мир стоит на пороге больших, невиданныхперемен. Речь идет не просто о линейной эволюции, не о постепенномулучшении того, что уже есть сегодня, но о приближении качественно новогосостояния общества. Тридцать лет назад Тоффлер прямо писал: “Мы – последнее поколение старойцивилизации и первое поколение новой. Новая цивилизация сейчас зарождается в наших жизнях. Это явление, обладающее огромной взрывчатой силой, столь же глубокое, как и Первая Волна перемен, вызванная 10000 лет назадстановлением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая Волнаперемен, связанных с промышленной революцией. Мы – дети грядущейтрансформации, то есть Третьей Волны”. Кто кому покажет кузькину мать?К середине ХХ века многие социальные философы пришли к тому выводу, чтоглавной чертой господствовавшего типа цивилизации является ее индустриальный характер. Перед лицом этого глобального фактора дажерадикальные различия социалистического и капиталистического обществаотступали на второй план. Уже в конце 50-х годов Р.Арон писал: “Европасостоит не из двух коренным образом отличных миров: советского и западного, но представляет собой единую реальность – индустриальнуюцивилизацию”. Тоффлер постигал сущность индустриального общества не из книг. Закончивуниверситет, он проработал пять лет на заводах Среднего Запада “не клеркоми не менеджером по персоналу, а на ручной сборке конвейераслесарем-монтером, сварщиком, оператором штамповочного пресса. Я глоталпыль, испарения и дым литейного цеха. Я ощущал жар раскаленного металлапри разливке. На моих ногах до сих пор метки от искр сварки. За смену я перебрасывал под пресс тысячи заготовок. Я наблюдал менеджеров,задерживающих рабочих на их местах, и я видел, что за “белымиворотничками” вышестоящее начальство следило не менее жестко, чем те за рабочими. Я узнал из первых рук, как рабочие борются за то, чтобызаработать на жизнь в индустриальную эпоху”. Несложно догадаться, что уже тогда в душе выпускника гуманитарногофакультета, изучавшего Платона, Элиота и рафинированные социологическиетеории, зародился протест против всей этой индустриальной мегамашины.Через несколько десятилетий Тоффлер сформулирует шокирующую мысль: “Работа– это архаичное понятие умирающего индустриального общества. В постиндустриальном мире не будет никакой “работы” – в основе этойпринципиальной и продуманной позиции Тоффлера будет лежать однопереживание, которое сопровождало его все годы: “Я помогал извлекать65-летнюю женщину из окровавленного станка, который только что оторвал ей четыре пальца на руке, и я до сих пор слышу ее крик: “Иисус-Мария, я больше не смогу работать!” “Но сегодня, – говорит Тоффлер, – даже когда строятся новые заводы,цивилизация, превратившая завод в храм, умирает. Что ж, многая летазаводу!” До сих пор человечество пережило две великие Волны перемен, каждая из которых практически упраздняла предыдущие культуры или цивилизации и создавала условия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Первая Волна– это аграрная революция. Вторая Волна – становление индустриальнойцивилизации. И сегодня новая цивилизация входит в нашу жизнь, но многиепока не различают ее и стараются подавить. Безнадежно. “Третья Волнапроникает всюду, она приносит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политическиеконфликты и, кроме того, изменения в сознании. Человечество стоит передгигантским прыжком вперед. Главной ценностью цивилизации Первой Волны является земля; киты ВторойВолны – это капитал, рабочая сила, средства производства; производительнаясила Третьей Волны – знания и информация. Символ первой цивилизации –мотыга, второй – конвейер, третьей – компьютер. Когда началась (при всех условностях рассуждений о “начале” в подобнойпроблематике) цивилизация Третьей Волны? Очень недавно. Тоффлер считаетсимволической датой начала новой цивилизации 1956 год. В 1956 году Хрущев произнес свое знаменитое: “Мы вам покажем кузькинумать!” (В английском переводе Тоффлер цитирует эту фразу так: “Мы васпохороним”; прямой перевод русской речевой фигуры оказался, видимо,непосилен для американского переводчика.) В этой фразе Никиты Сергеевича с гениальной краткостью сформулирован глобальный геополитический диагноз и прогноз: главное противостояние мира – это капитализм и социализм, главныйвектор истории в том, что социализм победит и похоронит капитализм. Но Хрущев ошибся. Он не знал или не оценил того, что 1956-й – это “первыйгод, когда в Соединенных Штатах “белые воротнички” и служащие численнопревзошли заводских рабочих с “голубыми воротничками” – первыйсимволический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны”. То, что едва проклюнулось в конце 50-х, через двадцать лет, в 70-е, стало реальностью, подтвержденной массой фактов: в сфере услуг Соединенных Штатов теперь обращается больше денег, чем в производственном секторе; количествоработников, занятых в производственных операциях в развитых странах,уменьшилось до 12–15%; появился компьютер, резко увеличилась скоростьвхождения инноваций в широкую жизнь (если для широкого освоения фотографиипотребовалось около 110 лет, для массовой телефонии – 50, то дляраспространения телевидения, транзистора и интегральной микросхемы хватилосоответственно 12, 5 и 3 лет); лавинообразно стала расти ценность и ценаинформации и знаний; гигантские корпорации потеснились на рынке новымималыми компаниями (классический пример сегодня – “Майкрософт”); активноразрабатываются новые источники энергии; начался бум нетрадиционных формдуховной жизни. Все это – передний фронт Третьей Волны. Каждый следующий час дороже предыдущегоТоффлер говорит о следующих признаках современного постиндустриальногообщества: Информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаютсяклассические, в том числе и Марксова, трудовые теории стоимости. Меняютсяметоды оценки корпораций (в отличие от капитала индустриального общества,где стоимость организации складывается из стоимости зданий, оборудования,товаров, капитал Третьей Волны по преимуществу нематериален). Индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмираниесерийного производства, массового потребления, массового унифицированногообразования. Работа. Трансформация “труда” в творчество. Отмирание больших объемовмассовой и легковоспроизводящейся деятельности, присущей экономике ВторойВолны; исчезновение различий между работой и неработой. Инновационный характер жизни в целом. “Конкурентоспособно толькообновляющееся”. Масштабы. Разукрупнение организаций-гигантов. Тысячи рабочих (служащих),толпящихся в 8 утра у проходной, – отмирающий образ. Вместо большихколлективов – маленькие подвижные команды. Организация. Взамен пирамидальных, монолитных структур управления ВторойВолны ищутся и находятся ситуативные, матричные, сетевые способыуправления; управление в рамках временных коллективов, рабочих групп.Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременнымнарастанием гибкости управления. Инфраструктура. Самое инвестиционно емкое и эффективное направлениетрансформаций. Предполагает постоянное создание и совершенствование самыхразных систем информационной связи (роль которых в экономике будущего не меньше роли дорог в промышленную эпоху). “Электронные магистрали –сердцевина экономики Третьей Волны”. Ускорение. “Старая пословица “Время – деньги” изменяется в сторону смысла:“каждый следующий час дороже предыдущего”. При этом будущее соединяет в себе факторы невероятных ускорений (“деньгиобращаются со скоростью света, но для передачи информации эта скорость уженедостаточна”) и неторопливость, оно несет в себе черты коттеджнойкультуры, досугового общества. Главной ячейкой жизни (и, если угодно,работы) людей будущего станет электронный коттедж. Советская обществоведческая мысль, конечно же, проспала постиндустриальнуюреволюцию. Она была уперта в дихотомию социализма и капитализма, что, как мы видим сегодня, вообще химеры. Для постиндустриального обществакапитализм и социализм середины ХХ века суть две стороны одной и той же медали (открытый и закрыто-тоталитарный варианты индустриализма). Когда в1993 году “Литературная газета” поздравила Тоффлера с оправданием егопророчества о крахе социалистического строя и СССР, он твердо заявил, чтодело не только и, главное, не столько в этом: “Не следует терять чувстваисторической перспективы. Подлинная перемена – это закат индустриальногообщества. Капитализм и коммунизм были порождением промышленного общества.И если одно из этих порождений потерпело крах, почему вы пребываете в уверенности, что такой же крах не постигнет второе?” |