Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Споёмте перед стартом,
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся
Наши следы.
Когда-нибудь с годами
Припомним мы с друзьями,
Как по дорогам звёздным
Вели мы первый путь,
Как первыми сумели
Достичь заветной цели
И на родную Землю
Со стороны взглянуть.
Давно нас ожидают
Далёкие планеты,
Холодные планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна планета
Не ждёт нас так, как эта,
Планета дорогая
По имени Земля.
|
ВОЙНОВИЧ ВЛАДИМИР
НИКОЛАЕВИЧ
Родился 26 сентября 1932 в Сталинабаде (ныне
Душанбе, Таджикистан) в семье учительницы и
журналиста, после ареста которого в 1937 семья
переехала в Запорожье. Мальчиком был колхозным
пастухом; окончив ремесленное училище, работал на
стройке, служил в армии. После безуспешных попыток
поступить в Литературный институт им. А.М.Горького
поступил в Московский педагогический институт,
откуда со 2-го курса по комсомольской путевке
отправился в казахские степи осваивать целину.
Еще в начале 1950-х годов, служа в армии, начал
писать стихи. С текстом Песни космонавтов («Я знаю,
друзья, караваны ракет...», 1960) к Войновичу пришла
известность, подкрепленная публикацией повестей Мы
здесь живем (1961), Два товарища (1967;
инсценирована автором), рассказов Хочу быть честным
(авторское название – Кем я мог бы стать;
инсценирована Войновичем), пьесой Кот домашний
средней пушистости (1990; совм. с Г.И.Гориным,
экранизирована под названием Шапка).
Активная правозащитная деятельность Войновича
(письма в защиту А.Синявского, Ю.Даниэля,
Ю.Галанскова, позднее – А.Солженицына, А.Сахарова)
сочеталась с работой над документальными повестями –
исторической, о Вере Фигнер (Степень доверия, 1973),
и о собственной злободневной борьбе с номенклатурной
бюрократией за право купить кооперативную квартиру (Иванькиада,
или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую
квартиру, 1976; в России опубл. в 1988).
В 1974 Войнович был исключен из Союза писателей
СССР, печатался в «самиздате» и за рубежом, где
впервые опубликовал и самое знаменитое свое
произведение – роман Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина (1969–1975) с его продолжением
– романом Претендент на престол (1979),
романы-«анекдоты», в которых на примере нелепых,
смешных и печальных историй, происходящих с рядовым
солдатиком Иваном Чонкиным, ассоциирующимся с
образом «бравого солдата Швейка» из романа Я.Гашека,
в гротескно-сатирической манере показаны истинная
нелепость современного бытия – подавление «высшей» и
не всегда понятной «низам» государственной
необходимостью простых и естественных человеческих
желаний и судеб, а также повесть Путем взаимной
переписки (1973–1979).
В 1980 Войнович выехал за границу по приглашению
Баварской Академии искусств, с 1981 лишен советского
гражданства, живет в Мюнхене. С начала 1990-х годов
часто приезжает на родину, активно выступает как
публицист (книга Антисоветский Советский Союз,
1985), проявляя и в этом жанре политический
заостренный парадоксализм своего мышления. Эта
черта, равно как и тяготение художественной манеры
Войновича к «коллажности» и продуктивному
эклектизму, отразилась и в романе-антиутопии Москва
2042 (1987), показавшем доведенную до абсурда
воображаемую советскую действительность 21-го века и
продолжающем начатую Войновичем в «не очень
достоверном рассказе об одной исторической
вечеринке» Войнович в кругу друзей (1967) тему
осмеяния коммунистических вождей («товарища Кобы» –
И.В.Сталина, Леонтия Ария – Лаврентия Берия, Лазера
Казановича – Лазаря Кагановича, Опанаса Марзояна –
Анастаса Микояна и др.) и в опубликованных в конце
1990-х годов романе Замысел и повести Дело № 34840,
где в характерном для писателя смешении эссеизма и
биографического документализма передается история
покушения на Войновича сотрудников КГБ.
Неоднозначно воспринимаемые читателями и критикой и
порою обвиняемые в «антипатриотическом» нигилизме
произведения Войновича, продолжающие сатирические
традиции отечественной литературы (Н.В.Гоголь, М.Е.
Салтыков-Щедрин, М.А.Булгаков) и одновременно
впитавшие достижения современной мировой антиутопии,
гротескной социально-обличительной прозы (О.Хаксли,
Дж.Оруэлл), являют собой характерный для 20 в.
пример успешной философско-политической актуализации
беллетристики
|