А.Солженицын РОССИЯ В ОБВАЛЕ

Чужеземцы в 24 часа

"Русский, езжай своя Россия!", "Убирайтесь, пока всех не перережем!", "Пошли вон с нашей земли, проклятые!". А в Средней Азии выставляли и такой лозунг: "Оставайтесь тут, нам нужны рабы!". Оскорбляли на улицах, в трамваях, в самых людных местах, приставали к женщинам. От русских из азиатских республик я получал об этом письма еще в Вермонте, потом много больше в России.

Живя на своих привычных местах, где провели они всю жизнь, а то и отцы-деды их, проснувшись в своих домах, внезапно узнали, что они живут - за границей, нежеланные, теснимые и даже ненавистные чужеземцы. Как можно освоиться с таким? Переработать в сердце, в груди, в голове? Советская "дружба народов", о которой столько мы слышали од и баллад, - вмиг оскалилась с враждебностью, подавлявшейся, но, значит, никогда и не затихавшей. (И глубже в историю: значит, и за столетия совместной жизни мы не расположили к себе эти восточные народы. А - возможно ли такое вообще? Много ли мы видим иных примеров по земному шару? Хорошее - принимается как должное и легко забывается; плохое - питает жар национальных обид.)

Кто были эти наши соотечественники, осевшие на окраинах? Из ссыльных, из эвакуированных или из посланных - лучшие работники, инициативные, сметливые, профессиональные, с повышенной долей специалистов средь них. Это они принесли на окраину науку и высокую культуру, это они развили там всю технику, индустриализацию. (В Таджикистане, по официальным советским данным, после революции "поднялось производство в 210 раз"! - уж каким бы методом ни считано, а: из ничего создали все.) Или множество сосланных "раскулаченных" и их потомки - никак не худшие труженики, неленивые, работящие, непьющие. (Вспоминаю республиканскую онкологическую больницу в Ташкенте, где я лежал: ведь вся она держалась только русскими переселенцами да ссыльными.) И теперь поднималась волна выживания прочь, отъема квартир, земельных участков. И смеются над ними, что Россия бросила их беззащитными. Сплошь выталкивают с должностей высокооплачиваемых на оплачиваемые низко. Даже в столичном Ташкенте на русском кладбище ломают ограды могил, портят ил

и расхищают надгробия. Резко оттеснили русскую молодежь от институтов. Русские школы ограничивают или вовсе закрывают. Русский язык как язык обучения - во всех государствах СНГ вытесняется, историю преподают в трактовке "титульной" нации. А годы, вот, утекают - уже протекло таких 7 лет, немного до полной школьной жизни ученика. И таких российских школьников в СНГ - миллионы.

И еще же (немало таких случаев знаю): "чужеземцам" прекращают платить пенсию, заработанную в едином СССР, но в другой республике: "Вам дали ее в другом государстве, там и получайте!" (Если же здесь получал, то отъезжающему не дают справки о пенсии.) И компенсацию реабилитированным, бывшим зэкам, ссыльным: "Осужден был не в нашей республике? Там и получай!"

Слезы - звенят даже в письмах. За что им так досталось (и с такой внезапной крутостью)? Родина отказалась от них - за что? Они все еще, все еще надеются на покровительство России... Тщетно.

Одни, обескураженные, от начала остались терпеть до конца. Покинутые, униженные - смиряются с уделом учить детей на чужом языке. В других вспыхнул естественный порыв: уехать в Россию! Бросались к российским новопосаженным послам и консулам - встречали у них непроницаемое безразличие. Получить российское гражданство? - длиннейшая волокита, так что легче рискнуть и поехать в Россию без гражданства. Тогда действовать самим? Продать квартиру? (Они враз подешевели.) В иных республиках им запретили продавать. Тогда обменять большую на меньшую, чтобы бросить даром меньшую? Запретили и менять. Власти препятствовали и заказывать контейнеры для домашнего имущества. Потом - запрещали вывозить мебель: это - достояние Республики! "Понятия "личное имущество" не существует" (ответ в Туркмении).

И еще же, добавить: в иных республиках, как Азербайджане, Киргизии, Казахстане, Таджикистане, вспыхивали "горячие точки" - междоусобная резня, насилия, пожары, эти огненные вихри сами выталкивали уезжать.

А где - и не "горячие"? В республиках Закавказья и Средней Азии - русским не стало, нет места, и не будет! И уехать - самый естественный выход. Да статистика показывает, что отъезд русских из Закавказья начался и тек уже с 60-х годов, уже к концу 80-х уехала пятая часть, это процесс исторически неумолимый. (Я в Грузии еще в 1937 слышал горькие жалобы русских на притеснения от грузин и невозможность сыскать справедливость. И в Казахстане видел сходное: добиться правды через суд над казахом - исключено.) Со второй половины 70-х годов начался отток русских и из Средней Азии. С 90-х годов потоки отчаянных возросли до сотен тысяч. Из Таджикистана, так упорно (и бессмысленно) защищаемого нашими пограничниками, из русских еще не бежали только пожилые да бедные, но до них у нас внимание не доходит.

Нам там - не жить, и если б это поняли российские власти - может быть, облегчились бы еще миллионы судеб.

Самодовольные наши правители, когда с легкостью подписывали мгновенный распад страны, безо всяких договоров и условий, - разве задумались, что значит резать по живому телу? Ни в одном российском заявлении после Беловежа память и забота об этих брошенных не прозвучала, а уж тем более не была объявлена со стороны России открытая возможность всем отторгнутым, любому-каждому, в любой момент свободно получить российское гражданство (Да хотя б оценили, что возврат отторгнутых на Родину - при нашем миллионном вымирании - массивный жизненный государственный интерес. Ведь пополнили бы наш редеющий народ!) Российские власти, занятые своими расчетами, интригами и провалами, за 7 лет не нашли в себе твердости или смелости сделать решительное движение в защиту соотечественников, брошенных в СНГ. Да ведь упаси Бог расстроить гармонию Содружества! У восточных правителей робко попросили "двойного гражданства" для этих защемленных; но, кроме Туркмении везде отказали.

Знает ли мировая история такое массовое предательство своих сынов Родиною, как одномгновенно мы бросили за границами России одну шестую часть русского народа, и безо всякой нашей защиты и попечения? Сравнить можно только с тем, как СССР предал свыше 5 миллионов своих военнопленных в германскую войну, - в этом (да только ли в этом!) "демократическая" Россия верна советской традиции.

Но о ком здесь идет речь? Вызволять кого - долг России? Юридическая сторона сильно запутана "советским гражданством": одно и было у всех ныне живущих, но мгновенно лопнуло у двухсот миллионов. (Об этом-то и должны были озабоченно подумать составители Беловежского соглашения!) Сказать, что надо вызволять российских граждан? - но таких не было до 1991. Значит: всякого, принадлежащего к одной из нынешних российских национальностей, не имеющего этнически-своего государства в СНГ и желающего жить именно в России. Отвеку выбрала Россия непростую стезю быть страной многонациональной - и ни от кого своих она отказываться не может.

Хотя бы, используя направленность нынешнего мирового общественного мнения, громко и постоянно требовать защиты прав каждого нашего там отмежеванного? Да где там. Безвольно отдавши миллионы этих людей, российские правители не имеют ни способности, ни охоты защищать их. Да и в международном мнении есть тоже свой разбор: кого где модно защищать, а кого где нет; отрезанных русских - слегка защитили только в Прибалтике, и надолго ли? 22.3.97, после встречи с Клинтоном, наш Президент обломился и так: "Не будем ссылаться, что в Прибалтике притесняют русских" (в Риге в 1998 уж зашло за край, слишком явно). Хотя бы, как нынешняя Германия зорко печется о немцах в России - помощью их инициативам, организацией, деньгами, делегациями к ним? И мы бы так? Нет, конечно, нет.

-

Однако из Казахстана, где казахов, со всеми переселенческими усилиями Назарбаева, всего 40, а русских до 7 миллионов и еще же множество украинцев, 2/3 миллиона немцев, поляки, - уезжать стыдно, это немощная капитуляция. Не большинству же бежать от меньшинства. Вся республика воздвигнута русскими, раскулаченными, ссыльными и зэками. ("Русскими" зовут там всех не-казахов и не-среднеазийцев. Там же и остатки четырех казачьих войск - Уральского, Оренбургского, Сибирского и Семиреченского - с 400-летней традицией.)

После объявления Казахстаном независимости отношение к русским сразу резко ухудшилось. В поспешной конституции объявили многонациональный Казахстан "государством самоопределяющегося казахского народа", казахский язык - единственным государственным и официальным, и закон: что "противодействующие реализации государственного языка" подлежит лишению гражданства: не хочешь говорить по-казахски - хоть убирайся прочь, хоть пропади на месте. (Потом - допустили русский язык "для деловых общений".) Ускорилось вытеснение русских со служебных постов. Успешно преграждают выдвижение русских депутатов от русскоязычных районов, а все же избранных - кого вытесняют потом. Требования русскоязычного населения вести в русских школах русский язык, литературу и историю по российским программам, объявляются "экстремизмом, нарушающим суверенитет Казахстана".

Допуск русского языка в вузы резко ограничен, почти всюду - обязательные экзамены на казахском языке. Прекращается трансляция одного за другим российских телеканалов: еще интенсивнее сокращается внутриказахстанское и областное телевидение на русском языке. Русская печать лишается материальной базы, угасает, резко сокращается. Искусственно прерывается подписка на российские издания. За новостями, за русскими газетами - ездят в Омск. И кому надо послать важное письмо в Россию - казахстанской почты (и цензуры) избегают, просят с оказией опустить в России. На севере Казахстана в самых наирусских областях, - было несколько случаев сожжения православных храмов, нападение на епископа - бушевали отряды казахских националистов ("Азат", "Алаш"). По всему Казахстану города и селения с исконно русскими названиями сплошь переименовываются по-казахски. Назарбаев подытожил: "в Казахстане русского вопроса нет", возбуждение его, дескать, - подобно тревоге о судетских немцах в 30-е годы (24.11.93). А чем он "обеспокоен"? - "р

усским империализмом" (январь 94-го, Давос). (Несмотря на грубые нарушения процедуры выборов в Верховный и местные советы, отмеченные многими иностранными наблюдателями, в мае 1993 отчет вашингтонского Белого дома гласил: права человека в Казахстане - соблюдаются. А вскоре после разгона Верховного Совета один американский наблюдатель даже назвал Назарбаева "учителем демократии". Не видят?.. Нет, видят, как им выгодно.)

Но при таком многочислии, как у русских в Казахстане, - многие народы сумели бы себя отстоять. Вот тут-то проступает болезненная русская слабость - неспособность к самоорганизации. Мы там, увы, не народ, а разрозненные лица, не имеющие живоспособных этнических организаций и лидеров. Только казаки, так жестоко разгромленные в советское время, нашли в себе силы к сопротивлению - но их отчаянные попытки казахские власти давят, избирательно по самым смелым, - взломами квартир, избиениями, наручниками, вымариванием в тюрьме, сроками по ложным обвинениям. Всякие самозащитные действия подпадают под "разжигание национальной розни". (Пожилую русскую женщину-адвоката тащили волоком по земле из дома до машины, на арест.)

И - темно будущее этих наших миллионов в столь демократическом восточном ханстве. Грядущее перерождение нескольких миллионов русских людей? переплав одного этноса в другой, даже расы в расу? - это шрам на столетие и более.

Стотысячные потоки беженцев из Казахстана начинают и опадать (1994 - 304 тыс., 1995 - 191 тыс., 1996 - еще ниже): у людей подрывается вера в родину и что они кому-то здесь нужны.

И все - при полном безучастии властей российских.

_ _ _

Но добавлю горчайшее. Сколько ни ездил я по областям России, встречался со множеством людей - никто ни в личных беседах, ни на общественных встречах, где высказывались самые многосотенные жалобы на современную нашу жизнь, - никто, нигде не вспомнил и не заговорил: а каково нашим тем, отмежеванным, брошенным, покинутым? (Разве только попадались сами беженцы, тогда - они и говорили. На ставропольской встрече беженка из Грузии: "В любой момент ударят за то, что говоришь по-русски. Выталкивают из людей.")

За чужой щекой зуб не болит.

Горько, горько - но кого упрекнешь? Так расколот до основания быт, так перевернута вся жизнь, людям только-только что устоять на ногах самим.

Мы утеряли чувство единого народа.

БЕЖЕНЦЫ

Только через полгода после развала СССР российские власти очнулись, что надо же заняться этими беспокойными соотечественниками, зачем-то бегущими к нам из новых государств. Медлительно была учреждена Федеральная Миграционная Служба (ФМС), и, не очень спешно, стала формироваться сеть ее отделений по российским областям. Скудный бюджет ФМС иные годы выполнялся лишь процентов на 15. жалки были пособия беженцам и несоразмерно малы ссуды, на какие не обосноваться. Иногда даже у родственников не давали прописки, местами требовали за прописку многомиллионный взнос. (Нередко беженцы оставляли своих стариков на чужбине, боясь их брать, - и правда же...)

Приехавшие в слепой поиск сверхнапряженные всеми нервами и силами, пытались строить новую жизнь. До 40приезжающих - с высшим образованием, но на горькой Родине - и своих профессионалов стал избыток. Иные готовы ехать в село, осваиваться там. Приезжали инициативными, сплоченными группами, хотели устроить компактное поселение или достроить колхозный недострой - тут же, не дав опериться, их обкладывали налогами: "Подавляйте в себе иждивенческие настроения!" Провинциальная администрация обманывала их или вымогала взятки. "Не нравится? - уезжайте назад, вы нам не нужны." Переселенческие группы отчаиваются, разваливаются. Переселенцы рады и подвалам, и помещениям без отопления, и вагонкам в чистом поле; наконец завели для части из них - "центры временного размещения".

Почему де Голль мог быстро выхватить до миллиона французов из потерянного Алжира? Почему разрушенная войной Германия могла принять несколько миллионов немцев из теряемых земель - из Пруссии, Померании, Силезии, Судет? А наше государственное руководство считает массовый возврат русских беженцев бедствием для России: при общем хозяйственном развале - где найти им работу? где жилье?

Впрочем, и правда же: властям, у которых и вся страна сыплется из рук, запущена до омертвения, - какой промотанной казной и какою долей внимания заняться беженцами? Только и хватило Президенту сил заявить (1994): "Российское правительство благодарит страны СНГ за то, что они дали приют нашим соотечественникам..."

А что ж - российская пресса? а что ж "демократическая общественность"? А она - и знать не хочет этих брошенных. Пресса - не ходит на митинги беженцев: это - не эффектный материал. А когда и напечатает какой о беженцах, он остается без ответа - и у власти, и у общества.

То-то ведь и самое страшное: беженцы в своих многочисленных бедствиях встречают не только бесчувствие, но - равнодушие или даже неприязнь, враждебность от местного русского населения. "Еще их проверить надо, небось они богатые", "Что приехали? нам самим жрать нечего!". В Чудове отключили к зиме отопление в беженских бараках. Пишут и о случаях поджога беженских домов.

И это - самый грозный признак падения нашего народа. Нет уже у нас единящего народного чувства, нет благожелательства принять наших братьев, помочь им. Судьба отверженных беженцев - грозное предсказание нашей собственной общерусской судьбы.

Разговаривать с беженцами и читать их письма - разрывается сердце. Они устали просить о помощи. - "Мы в России никому не нужны." Там, в чужеземье, у гонимых, у них особенно обострилось русское сознание и русская боль - потянулись утолить ее здесь, а тут она поругана. - "Для нас у властей нет средств, а на увеселения не жалеют." В 93-94 годах создался и существовал "Союз русских беженцев", но от русских - не дождался поддержки; ослаб и рухнул.

Но, но! Как говорит наш Президент (7.11.97):

"Приходит время, когда повседневная жизнь граждан становится главной задачей государства".

"Приходит", приходит - да никак не придет. После 12 лет всех "перестроек", мы уже наглядно и телесно это ощущаем.

Описанные тут подробности с годами изменятся, но из нашей позорной истории они уже не уйдут. Эта скорбная беженская эпопея - ляжет темной полосой на российские 90-е годы ХХ века. Без нее нет понимания ни современной России, ни современного русского народа.

МИГРАНТЫ

Закон о беженцах так и не различил: воистину российских вынужденных переселенцев - и полноправных граждан новообразованных государств СНГ, которые по каким-то причинам тоже предпочитают переселиться в Россию. Это вызвало последствия в сотнях тысяч случаев.

Уже в 1992 власти наложили запрет на расселение беженцев-переселенцев в Москве, Петрограде, Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях. Этот запрет не устоял, однако, перед большими, а то и бешеными деньгами приезжающих кавказцев, среднеазиатов: они легко взламывали запрет, покупали участки, дома, заводили свою коммерцию. Для русских беженцев - не было жилья и работы, для "братьев с Кавказа" - все открыто. Одних азербайджанцев, непрерывно мигрирующих в Россию, уже к 1989 было до 300 тыс., а к 1996 - более двух с половиной миллионов (с широким разливом по России). (Переселение имело такую предысторию. По сравнению переписей 1979 и 1989 за тот период в РСФСР численность киргизов увеличилась на 178, азербайджанцев - на 124, таджиков - на 114, узбеков - на 76, туркмен - на 73.*) Сотнями тысяч переехали на Северный Кавказ (особенно в Краснодарский край) и армяне из суверенной Армении. И еще то характерно, что приехавшие центрируются не на производстве, а - на коммерции, обслуживании.

* В.И.Котов. - В сб.: Русский народ: Историческая судьба в ХХ веке. М., АНКО, 1993, с. 79.

Каково здесь должно быть государственное решение? Дело не в этнической, а в государственной принадлежности. Есть армяне в Нахичевани-на Дону и рядом, есть в Армавире, в Ставропольи, поселившиеся там еще с екатерининских времен с XIX века, - они законно чувствуют себя коренными гражданами России. Тут нас перебьют, опередят: "А если армянин или азербайджанец все равно хочет переехать в Россию? права человека! интернационализм!" Однако страны СНГ объявили себя именно национальными государствами, в этом самоизъявлении есть своя ответственность, и она раскладывается на каждого члена той суверенной нации: твоя страна, а вне ее ты - иностранец. Из объявления своих независимостей надо же делать и выводы. (А попробуйте с такой легкостью втечь в Соединенные Штаты? - сразу вас выставят; иностранец так просто не поселится.) И Россия, особенно в ее нынешнем трагическом и скудном состоянии, не может принимать без ограничений и стеснений всех желающих ехать к нам из зарубежья, "ближнего" или "дальнего". Выходцы из новопров

озглашенных государств СНГ могут рассматриваться в России лишь как иностранцы - и, стало быть, с ограниченным статусом и в гражданской и в экономической деятельности.

Людям в угоду - да и самим же не в воду.

Типичный конфликт я встретил в Ставропольском крае. Изнемогающая от этого интернационального наплыва (и растущего против него напряжения) краевая дума в начале 1994 постановила: "Избыточное давление неуправляемого механического прироста населения от лиц, прибывающих в край из бывших республик СССР, часто - для криминальной экономической деятельности, приводит к ущемлению интересов коренного населения края в обеспечении жильем, коммунальным, транспортным, медицинским обслуживанием и природными ресурсами. Российским же законодательством до сих пор не предусмотрен порядок въезда и пребывания иностранных (из СНГ) граждан и лиц без гражданства". И краевая дума постановила ввести визовый режим, квотирование въезда этих иностранцев, а для принятых установить семилетний ценз оседлости прежде удовлетворения их претензий на земельный участки и долю в приватизации.

Разумный оборонительный закон. Но: Главное Правовое Управление при российском Президенте (в документах нечувственно и разительно сокращаемое в ГПУ) наложило вето на этот краевой закон: "нарушаются права мигрантов", оскорбляется наша интернациональная честь. Российские беженцы из стран СНГ и иноземные теперь для нас искатели - все удобно легли в одно определение: "мигранты", в единый закон.

В Таджикистане гражданская война - бегут в Россию таджики. Армения и Азербайджан схватились из-за Карабаха - и армяне , и азербайджанцы и "еразы" (ереванские азербайджанцы) хлынули на русское раздолье. И сколькие с деньгами, и каждая этническая группа сплочена в себе.

К этому следует добавить, что министр-угодник иностранных дел Козырев поспешил в 1992 - из той же интернациональной чести? - подписать международную конвенцию о правах беженцев, - после чего Россия лишилась права высылать со своей территории любых африканских и азиатских мигрантов, которые (их уже до полумиллиона), ища пути в Европу и за взятку в наших посольствах, сумели приземлиться на любом российском аэродроме либо перешагнули нашу границу. Теперь, по Женевской конвенции, Россия стала для них "страной первого убежища", мы обязаны их расселять, содержать: другие, желанные ими, страны уже их не примут. В одной лишь Московской области к 1997 скопилось 400 тысяч мигрантов из разных стран.

От массовой чужеродной иммиграции страдает и весь Запад, это - черта века.

Панорама Латвии, Ежедневная русская газета Латвии 227 (1789) 29.09.98

Переход в начало сайта