Борис Майоров

Размышления о ценностях Личности, Нации и Человечества
в постиндустриальную эпоху

 

Зарождение жизни на Земле представляет пока не до конца решённую проблему. Существует только две теории о зарождении жизни: самозарождение  − жизни предшествовала химическая эволюция и занесение жизни из космоса, что мало вероятно. Вселенная родилась  около14 млрд лет назад, просуществует ещё очень долго и размышлять об её конце в повседневной жизни нет нужды.  А вот Солнечная система с планетами, среди которых и наша Земля образовалась около 5 млрд. лет тому назад и жизнь на ней будет продолжаться 1 млрд. лет или не на много больше. Однако человек вымрет раньше и на планете после цивилизаций человека ещё долго будут жить иные менее или более разумные виды. В настоящее время о качестве ума живых существ недостаточно знаний.

Согласно палеонтологическим данным, первые бактерии появились около 4 млрд. лет назад. Первые клетки с ядром образовались примерно 2-3 млрд. лет назад в результате симбиоза бактерий. Первые многоклеточные организмы появились около 1 млрд. лет назад в результате симбиоза клеток. Около 600 млн. лет назад появились многие знакомые нам животные (например, рыбы, членистоногие и др.). 400 млн. лет назад жизнь вышла на сушу. 300 млн. лет назад появились деревья и пресмыкающиеся, 200 млн. лет назад − динозавры и яйцекладущие млекопитающие, 65 млн. лет назад вымерли динозавры и появились плацентарные млекопитающие, около 100 тыс. лет назад появился современный человек (кроманьонец) в Африке. Примерно 40 тыс. лет назад кроманьонцы перебрались в Европу, вытеснив другой вид людей − неандертальцев.

У человека в гораздо большей степени, чем у животных, развито абстрактное мышление и способность к обобщению. Подсчитано, что всего лишь через 1 млн. лет следы человека на Земле трудно будет обнаружить, хотя и на завершающем этапе у нас может быть будущее современной цивилизации.

В процессе познания окружающего мира человек начал свои измерения с  простейших механических объектов и движений. К понятиям и инструментам для объяснения и измерения сверх высоких и очень низких скоростей материального мира человек подошёл в настоящее время. Базовой наукой для  измерений по-прежнему является математика, основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач.

Идеализированные свойства исследуемых объектов либо формулируются в виде аксиом, либо перечисляются в определении соответствующих математических объектов. Затем по строгим правилам логического вывода из этих свойств выводятся другие истинные свойства (теоремы). Постепенно человечество строит математическую модель мира.

Для измерения малых движений социальной материи, её отдельных объектов и взаимоотношений между ними сегодня формируется такая область математики как социальные измерения, которые  осуществляются на основе эмпирических индикаторов и математических символов, индексов и оценок.

 

Движение как способ существования материи

Мир находится в постоянном движении. Движение многообразно: движутся галактики, звезды, планеты, электроны и атомы; сложные процессы совершаются в живых организмах; изменяется экономика, политика и культура общества. Движение внутренне присуще материи. Движение абсолютно, а формы и виды движения многообразны и зависят от уровня организации материи:

·                     неживой природе присущи механические, физические, химические формы движения;

·                     живой природе – биологическая форма;

·                     обществу – социальная форма движения.

Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем её структурной организации. В силу этого каждая из форм движения имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одной формы, одного уровня движения отличается от качественных характеристик другого.

 

Научная революция

Развитие науки, интеллектуальное развитие человеческого разума и становления цивилизации произошло в ходе  следующих процессов:

•          Формирование речи;

•          Развитие счёта;

•          Возникновение искусства;

•          Формирование письменности;

•          Формирование мировоззрения (миф);

•          Возникновение философии.

В конце XVI–XVII вв. европейском сообществе появляется наука, в истории которой  выделяют следующие этапы:

Классическая наука ( XVII– XIX вв.) сформировала первую научную картину мира на основе понятий механики Галилея – Ньютона, трудов Декарта, Паскаля, Лейбница, Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. С изданием многочисленных энциклопедий, в том числе «Энциклопедии» Дидро, началась популяризация науки.

Кант и Юм положили начало светской философии, а Вольтер и распространение атеизма отстранили церковь от решения философских вопросов. Труды Адама Смита заложили основы современной экономики, а американская и французская революции — современного политического устройства мира.

Неклассическая наука (конец XIX – середина XX в.) расширило миропонимание выдающимися открытиями: теория относительности,  корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принцип дополнительности и неопределённости.

Постклассическая наука (середина XX в. – наши дни) ввела принципы самоорганизации, неравновесности, нелинейности и сложности глобальных процессов. В качестве научной парадигмы принята синергетика как синтез классических, неклассических и постклассических парадигм.

История научного сообщества

•          1660 — Лондонское королевское общество

•          1666 — Парижская академия наук

•          1900 — создание фонда Нобеля

 

Теория истины

Истина – это знание, содержание которого не зависит от человека или человечества. Противоположное истине понятие – заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.

Причём истину, как подлинное знание о мире, принято подразумевать в двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная.

Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».

Наше знание о мире относительно, так как полностью (абсолютно) познать мир невозможно, ибо процесс познания бесконечен, как бесконечен мир. Относительная истина есть ограниченное, неполное знание.

 

Рационализм

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей».

В философии Нового времени рационализм представлен в философии Р.Декарта (1596–1650), французского философа и математика.

Р. Декарт разработал следующие правила своего метода:

1) правило интеллектуальной интуиции. За основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требующими доказательств;

2) правило анализа: разделять сложные проблемы на простые;

3) правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных;

4) правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

 

Социология и политология

Современная социология начинается с XIX в. работами Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Георга Зиммеля и других ученых. Их целью были понимание социальной структуры, связей между социальными группами, а также разработка средств рациональной модернизации общества.

Хотя изучение политики имеет очень давние традиции, как современная наука политология появилась даже позднее многих других общественных наук  на стыке истории, политической философии, этики, политической экономии и философии.

Ранними исследователями политики считаются Платон, Аристотель, Фукидид, Ксенофонт и даже Гомер, Гесиод и Эврипид. В Древнем Риме выдающимися знатоками политики были Юлий Цезарь, Цицерон, Полибий, Тит Ливий, Плутарх, Августин, в мусульманских странах - Омар Хайям, Фирдоуси, Ибн Сина, Рамбам, Ибн Рушд, в средневековой Европе -  Макиавелли.

 

Теория цивилизаций

Понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества локализованного в пространстве и во времени. Таким образом, во всемирной истории насчитывается 21 цивилизация, в том числе завершившие свой жизненный цикл: Вавилонская, Древнеегипетская, Византийская и др. и существующие в настоящее время: Западная, православнохристианская, латиноамериканская, исламская, японская и др. В цивилизацию могут входить как один, так и несколько народов или государств. Её общие черты: одна семья языков, история, религия, обычаи, психические черты, т.е. чувство принадлежности к сообществу.

Согласно цивилизационной теории в Западной цивилизации выделяют следующие основные периоды ее развития:

1. Традиционное общество (докапиталистическое) – это аграрное общество с авторитарным политическим режимом, «доньютоновским» уровнем науки и техники, господством религии.

2. Эпоха перехода к индустриальному обществу (капиталистическому) - это период промышленной революции, накопления капитала, быстрому росту  промышленности; эпоха становления позитивного знания и, прежде всего, развития естественных наук, математики. На этой стадии, считает в частности У.Ростоу, Англия находилась в конце XVIII века, Франция и США – в середине XIX века, Германия – во второй половине XIX века, Россия – в начале XX века.

3. Индустриальное общество или, как называет его У.Ростоу, стадия «зрелости». Характеризуется бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения, увеличением доли квалифицированного труда.

4. Постиндустриальное общество. Примерно с 60 годов ХХ века основными проблемами западного общества становятся проблемы пределов роста, а не производства. Активно внедряются высокие технологии при широком использовании компьютерной техники. Понятие «постиндустриальное общество» ввел в научный оборот американский ученый Д.Белл. Различие индустриального и постиндустриального общества, как полагает Д. Белл, состоит в том, что «осевым институтом» индустриального общества является частная собственность, деньги, а постиндустриального – знания, которые обеспечат устойчивое развитие глобального общества.

В постиндустриальном обществе возникает распределённое, динамичное управление творческих центров, региональных элит, обладающие высоким уровнем образования и компетенции, а массы образованных и активных граждан начинают играть собственную роль для поиска и реализации идей устойчивого развития общества.

 

Гражданское общество

Гражданское общество – это такое общественное устройство, при котором вмешательство государства в жизнь граждан находится под контролем общественных организаций и имеет тенденцию к необходимому минимуму, при этом человек не перепоручает государству ничего из своих прав и свобод, и таких личностей большинство.

Гражданское общество – это модель движения социальной материи в эпоху постмодерна, когда жизнь граждан протекает свободно, осмысленно, продуктивно в системе ценностных координат устойчивого общества. В самоорганизующемся сообществе постмодерна бурно развиваются добровольные связи свободных людей на основе их интересов и потребностей. Примером этому могут служить социальные сети в интернет.

 Гражданское общество функционирует как социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Навязывание внешних и игнорирование естественноисторических связей приводит к низкой эффективности общества, к его социальным болезням.

Структура современного Российского общества

Переход к рыночной экономике, приватизация государственной собственности привели к появлению в России новых социальных групп. Например, социальная структура нашего общества в исследованиях Н.Римашевской выглядит следующим образом:

1.                  «Общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне.

2.                  «Региональные и корпоративные элиты», обладающие значительным по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

3.                  Российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления.

4.                  Российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления с ориентацией на легальные способы ее проявления.

5.                  «Аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

6.                  «Маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7.                  «Криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

 

Этика постмодерна

Французский социолог постмодерна Жиль Липовецкий утверждает, что в сердце европейцев сегодня трепещет всего одно слово, и это слово – этика. Этика, ценностные ориентиры и отношения конституирует весь мир человека и они не могут отставать от последствий иных действий человека, что порождает потребность в постоянном обновлении этических норм, которые в нашу эпоху глобальных связей должны быть конкретизированы, привязаны к местности и в будущем к отдельной личности.

Природа покорена, захват новых территорий не даёт прироста благосостояния милитаризированного общества. Проходят века империй,  завершаются эпохи колониальных войн и социальных революций, политических партий и массовых уличных протестов. Грядёт этика научного системного моделирования социальных процессов.

 

Социальные измерения постмодерна

Эпоха постмодерна отмечает собой последние три десятилетия прошлого века. Несмотря на узкие хронологические рамки, значение этих перемен в жизни авангардного западного общества трудно переоценить. С философской точки зрения общество постмодерна – это, прежде всего общество с системными методами управления всеми процессами жизнедеятельности, информационное общество. Концепт постмодерна описан Ж.‑Ф.Лиотаром (1924–1996) в 1979 г. в его книге «Состояние постмодерна».  Он полагал, что в качестве морально политического основания современного общества станет справедливость.

Мне представляется, что справедливость обретёт конкретную  информационную модель человека на основе морально-нравственной категории достоинства −  неотъемлемого свойства человека.

Социальная инерция, устаревшее  школьное образование продолжают формировать в сознании людей его профориентацию, понятия классической механики, которые потом, в зрелые годы, человек пытается использовать и для объяснения социальных процессов. При этом в людях России и сейчас отсутствуют различия понятий достоинства и личности человека. Дремучесть населения можно протестировать словами "мужское достоинство" - выскажите эти слова и публика легко свяжет понятие достоинства человека с полом человека.

В нашей стране идут непрерывные преобразования и на протяжении длительного периода жизнь людей, их Счастье, заметно не улучшается, не виден "свет в конце тоннеля". У народа, да и у преобразователей, всё чаще возникает желание определиться на этом пути, формализовать и измерить свою позицию и перспективу движения математическими методами с использованием компьютеров. Человеку интересен и собственный индекс Счастья.

Пространственно-временная картина мира, мира четырёх координат, с причинами и следствиями (детерминированная), во всех её красках и измерениях легко наблюдается и становится понимаемой человеком после получения образования в средней школе. С этим багажом на уровне здравого смысла (на уровне простого человека) можно прожить  жизнь. По данным социологов 95% населения так и живут.

Однако навязыванию упрощенного подхода остальным 5% в современных условиях недопустимо.  Так как многие современные тенденции, технологические системы жизнеобеспечения скрыты на "первый взгляд", то  и выдвижению простых людей на руководящие позиции в социальной структуре современной цивилизации надо поставить разумные барьеры: например, открытость человека до его избрания. Счастливая жизнь в устойчивом обществе будет связана с системой ценностной ориентации человека. При чём в отличии от сегодняшнего дня все системы будут согласованы в алгоритмах и планах социального управления. Каждый человек, местные, региональные и глобальные центры системного социального управления могут рассчитать - "чего не хватает  для полного или текущего счастья" человеку, сообществу, а будущем и человечеству.

Чтобы сделать плодотворными современные общественные дискуссии на основе традиционных понятий движения, предлагаю информационную модель ценностно-ориентированного человека построить по аналогии с  знакомой каждому человеку декартовой системой координат.

Достоинство человека - основа прав, свобод и законных интересов.

Не смотря на вхождение авангарда человечества в эпоху постмодерна, мир по-прежнему  управляется силой и деньгами, а разум и инновации используются только силовиками и финансистами для своих нужд. Да и Россия, например, говоря о модернизации, создаёт в дополнение к Армии, ФСБ и Милиции ещё и молодёжное движение "Молодая гвардия" вместо "Всероссийского молодёжного клуба новаторов".

Мне представляется, что время гонок за лидером ушло. Аборигены, прерии и леса покорены. Движение человека, как и социальное движение сообществ, должно протекать по местным условиям в единой системе. Так же как и езда на велосипеде на даче или в деревне не заменить полётами на личных самолётах. Устойчивое глобальное развитие человечества предполагает учёт и использование всего потенциала. Человечеству надо отказаться от покорения не только Природы, но и сообществ в иных социально-исторических условиях. Образованному человеку надо терпимо относиться к образу жизни и рассуждениям необразованного, человеку из города надо уважать жителя сельской местности. Пусть устойчиво течет социальное время в сообществах Африки, Азии и Латинской Америки под контролем авангардных сообществ пока 20 развитых стран. Надо учить толерантности всех людей планеты.

Тем более, что поколения отличаются своими качествами и следующее не обязательно качественнее предыдущего. Возможно это зависит от Солнца, его периодов активности. Но учёт этого ещё впереди. Однако и сейчас надо понимать, что одно поколение может создать ракеты и атомные станции, а другое ничего создавать не будет и всё созданное применит по неосторожности или по  убеждению своей правоты, вдруг возникшему в коллективном сознании поколения или в мозге национального лидера.

 

Пояснения к выше сказанному

В терминологии Фромма, система координат для развития Разума начала закладываться в древние времена в форме религиозной структуры личности, то есть в системе объектов поклонения, позволяющих человеку интегрировать свои разумные усилия в одном направлении, выйти за пределы своего изолированного существования со всеми его сомнениями и ненадежностью, удовлетворить потребности в осмыслении жизни. В общем можно проследить историю становления духовной структуры личности, в которой религиозная составляющая может входить полностью или частично, предоставляя личности определённый набор ценностей.

В течение веков рухнули боги Солнца и Огня, Воды и других стихий, рушится монополия религиозных структур на полномочия в определении системы ценностей для современного человека. Настало время интегрировать ценности всех областей сознательной жизни человека в свод простых правил "дорожного" движения, в "дорожную" карту развития для того или иного региона и всей Земли.

За основу можно взять комплекс ценностей, отражаемых нашим сознанием термином "ценностная структура личности", где элементами структуры являются "ценности".

Существует множество подходов к определению понятия "ценность", один такой подход к определениям предпринял и я на своём сайте http://xim-i.narod.ru/ , где предложил только ряд идей и начала толкового словаря по ценностям.

Ценность рассматривается как одна из "осей " многомерной временной системы координат, находясь в которой всё сущее, в том числе и Человек может рассчитать разумность некоторого явления физического мира и интереса, желания, стремления и т.п., какую–то потребность, нужду, рассчитать средства  достижения каких–либо целей личности или социума. Ценность идеи, живого, предмета или явления может определяется, измеряться и следовательно рассчитываться для удовлетворения  разумных потребностей человека (общества) и, разумеется достаточно просто можно оценить место в разумном развитии, на текущее время на дорожной карте, согласно дорожным правилам, которые постоянно уточняются и являются центральными во всех СМИ.

Формализация, методология измерения ценностей для ориентации Личности, Общества и Человечества относительно многомерной обобщённой системе координат, постоянный расчёт ориентации, "места"  через СМИ, искусство, науку, политику, религию, право должны способствовать разумному ненасильственному развитию и Личности, и Общества, и Человечества. И если дикари какой-либо части Земли ещё не могут постичь и пользоваться этой многомерной системой ценностной ориентации для ненасильственного разумного развития, то миссии разумных сообществ им без труда помогут, не уничтожая их проблем, как это делалось в прошлом и ещё делается в настоящем.

 Другими словами, идея, предмет или явление становятся значимыми только после оценки, расчёта в обобщённой системе координат разумных человеческих потребностей.

Над методами измерения позиции того или иного явления согласно системе координат, ценностей уже работают учёные мира. Однако и без наличия методов измерений ценностей (потока энергии по ценностным каналам) само наличие, введение системы координат является шагом на пути к разумному, научному развитию, к научному либерализму.

Ценности, эти своеобразные оси координат, каналы энергетической активности, создаются в ходе текущей общественной практики. Аналогично системы мер и размеров. Оценить тот или иной предмет с древних времён до наших дней можно только поместив его в соответствующую систему координат: с осями: длины, ширины, высоты. Ценностные отношения не существуют вне человеческого общества, предметы природы приобретают значимость, только будучи вовлеченными в круг человеческой деятельности. С этой точки зрения такие вещи, как яблоки, деревья, столы, стулья, ордена, грамоты, бесплатные квартиры, дачи и т.п. имеют размер в системе ценностей (или являются оценёнными, имеют энергетическую меру) не потому, что они удовлетворяют некие потребности, а потому, что в них заключена обширная социально–культурная информация времени, доля энергии, – все они сделаны, выращены, куплены, подарены, то есть "погружены" в социальные отношения текущего времени и имеют в них определенное назначение. Это назначение, "выступающее как бы внутренним свойством вещи, указывает, каким образом данная вещь реализуется в качестве элемента социальной деятельности, определяет ее социальный смысл", а следовательно, и размер ее ценности. Необходимость в расчёте потенциала личности, группы, общества и человечества встала на повестку дня.

В процессе целенаправленной общественной практики человек наделяет значением различные предметы и явления окружающего мира, которые благодаря этому становятся ценностями, энергетически значимыми – средствами для достижения определенных целей. Причем речь идет не только о так называемых прагматических ценностях, но также об этических, эстетических и других отношениях, связанных с ценностями добра, красоты, истины, поскольку они тоже необходимы для достижения соответствующих целей культурной деятельности.

Таким образом, всякое явление, всякий элемент действительности, преобразованный и освоенный в человеческой деятельности, становясь элементом определенной культуры, приобретает значение и смысл для социальной общности и отдельной личности, с ней связанной, то есть имеет ценность, а теперь и расчётную энергетику.

Ценности Здоровья, Любви, Этики и т.д., образуют расширенную декартову систему координат с центром в точке Достоинства человека. Например, для быстрой оценки счастья человека или сообщества достоинство человека принимается за константу в 10%.

Конкретные ценности подлежат так же быстрой оценке. Они основаны на достоинстве человека, и эта модель может представлять энергетические каналы реализации прав и свобод гражданина: Здоровье, Любовь, Этика (Духовность, Нравственность...) и т.д., причём с поправкой для каждой конкретной местности нашей планеты. Такая обобщённая система может применяться для измерений физических тел, процессов и оценки явлений  общественной жизни и интеллекта личности, её объективного статуса.

Причём объективность каналов реализации прав и свобод гражданина для меня неоспорима. Запретите, например, любовь или создание семьи и эти нелепо перекрытые энергетические социальные каналы взорвут эту систему запретов. Как рухнули разом многие социальные запреты или ограничения СССР.

Уже научились кое-как измерять и оценивать энергетику свободы слова в СМИ. Формализация, измерение, оценка и регулирование других ценностей задача ближайшего времени. Во всяком случае она решаема.

Существует гипотеза, о которой упоминает В.Франкл, что счастье зависит от времени и места как самого человека, так и социальной структуры - социума. На ранних этапах развития личности на первый план выдвигаются предметы и явления, связанные с категориями "удовольствия" и "наслаждения", затем особое внимание уделяется предметам и явлениям, обеспечивающим могущество, власть, и на уровне зрелой личности главными становятся расчёты по всем осям - смысловое наполнение жизни. Говоря о том, что наполняет нашу жизнь смыслом, В.Франкл выделял три группы осей в системе ценностей: предметы творчества (то есть то, что создано нами и предъявлено миру и себе в качестве доказательства осмысленности своей жизни); предметы и явления переживания (в частности – любовь) и явления отношения (то есть осознанной, осмысленной позиции по отношению к собственной жизни и месту других в своём развитии ).

Следующий пучок  ценностных осей связан с особыми комплексами представлений, зафиксированными в идеальной или материальной форме и выступающими в роли эталонов, сравнивая с которыми, мы определяем меру значимости, важности, совершенности разнообразных предметов и явлений реального мира. Эталон следует рассматривать как определенный предел, образец, внутреннюю норму, к которой стремится любой реально существующий объект.

В каждый данный момент времени в обществе существует несколько исторически сложившихся эталонов одного и того же объекта. В наше время проблема многообразия эталонов приобретает особую остроту. Очень ярко об этом говорил А.Солженицын в своей Нобелевской лекции. Размышляя о том, что за последние десятилетия человечество незаметно, внезапно стало единым – "безнадежно единым и опасно единым, так что сотрясенья и воспаленья одной его части почти мгновенно передаются другим, иногда не имеющим в тому никакого иммунитета", – А.Солженицын отмечает, что это единство достигнуто не естественным путем: через постепенный жизненный опыт, а поверх всех барьеров, через международное радио и печать. "На нас валит накат событий, полмира в одну минуту узнает об их выплеске, но мерок – измерять те события и оценивать по законам неизвестных нам частей мира – не доносят и не могут донести по эфиру и в газетных листах: эти мерки слишком долго и особенно устаивались в особой жизни отдельных стран и обществ, они не переносимы на лету. В разных краях к событиям прикладывают собственную, выстраданную шкалу оценок – и неуступчиво, самоуверенно судят только по своей шкале, а не по какой чужой...".

В отсутствии общей системы ценностных координат описанная А.Солженициным глобализация культурных (ценностных) контактов с помощью средств массовой коммуникации приводит не только к столкновениям эталонных шкал, но и иногда к обесцениванию всех ценностей, потере каких бы то ни было ценностных ориентиров. Следовательно усилия элит и должны быть направлены на упорядочение глобальных контактов Человечества, да и всего живого на Земле.

А пока "воздействие кино, радио и газет поистине катастрофично: сообщения о бомбардировке городов и гибели тысяч людей бесстыдно сменяются – или даже прерываются – рекламой мыла или вина; тот же диктор, тем же внушительным голосом, в той же авторитетной манере, в какой он только что излагал вам серьезность политической ситуации, теперь просвещает свою аудиторию относительно достоинств мыла именно той фирмы, которая заплатила за передачу; хроника позволяет себе показывать торпедированные корабли вперемежку с выставками мод; газеты описывают любимые блюда или банальные изречения новой кинозвезды с такой же серьезностью, как и крупные события в области науки или искусства, и так далее".

Следующий пучок ценностных осей координат – идеалы. Идеал выступает как проект будущего, то есть как одно из возможных состояний чего–нибудь, принятое людьми в качестве наиболее желательного или необходимого. Из веера открывающихся возможностей люди выбирают и фиксируют в качестве идеала, подлежащего осуществлению, такую область возможного, которая соответствует индивидуальным и коллективным, ближайшим и отдаленным интересам. Другими словами, идеалы выступают в качестве субъективного проекта людей относительно их объективного осуществления.

Выше уже говорилось, что существеннейшим качеством идеала является императивность. Выступая в качестве ядра, центра той или иной идеологической системы, идеал "диктует" человеку нормы поведения и деятельности, направленной на реализацию того или иного проекта будущего. Эталон же не претендует на императивность. Он лишь задает "рамки" оценивания, хотя, разумеется, очень часто эталон сливается с идеалом и развести их оценки в реальной практике бывает очень трудно.
    Анализируя понятие "идеал", Э.Фромм указывает на необходимость отличать подлинные идеалы от поддельных. Все подлинные идеалы имеют одну общую черту: они выражают стремление к чему–то такому, что еще не достигнуто, но необходимо для разумного развития и ненасильственного счастья индивида. Мы не всегда знаем, что именно ведет к этой цели; мы можем спорить о ценности того или иного идеала в системе какой-либо координат или концепции человеческого развития, но это не может быть основанием для уныния, что будто нам не дано всё узнать, что способствует жизни, а что ей препятствует, согласно теореме К.Гёделя о неполноте, можно сказать всего сущего.

Следует сказать о том, что в мировоззренческих построениях, в системах координат всегда присутствовали и будут присутствовать оси утопических ценностей, которые опираются на интуицию, веру и надежду. Но введение таких осей и иных новых в систему ценостей должно сопровождаться особыми мерами предосторожности и с участием всего Человечества в ближайшем будущем.

После печальной практики введения в практическую жизнь социальных идеалов в последние столетия надо осторожно относиться к осям с  идеалами, возможно хранить их как золотой запас в надёжных местах. (Коммунизм, фашизм, братство, землячество и т.д.)

Основной характеристикой системы ценностных осей координат, как и любой системы, является её внутренняя связанность, организованность, законосообразность (не исключающая, разумеется, прорывов этой связности, разломов организованности, нарушений иерархичности и т.п.).

Е.В.Золотухина–Аболина, пытаясь классифицировать ценности, делит оси на следующие группы:
– общечеловеческие (мир, жизнь человечества);
– социально–классовые (ценности общественного устройства, представления о социальной справедливости, свободе, правах и обязанностях людей);
– ценности общения (дружба, любовь и доверие, родственные связи и т.д.);
– культурные (этнические ценности, ценности стиля жизни, способы мировосприятия, осознаваемые как ценность);
– ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины);
– ценности потребления (конкретно–исторические представления о том, что и как человек должен потреблять);
– ценности самосохранения (жизнь, здоровье);
– самоутверждения и самореализации (социальный статус, спектр возможностей, желаемый образ "я");
– ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, патриотизм, верность, справедливость, доброта и т.д.);
– эстетические;
– ценности самоценных видов деятельности (созерцание, игра).

В обществе постмодерна начинают складываться теории социального движения, разрабатываются необходимые и достаточные индикаторы для измерения. Например, ООН начал публиковать Таблицы показателей развития человека, по которым можно оценить достижения страны в различных областях. Таблицы  Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) 2009 года включают данные по 178 странам из 192 – членов ООН. Количество стран колеблется незначительно: можно предположить, человечество в основном завершило геополитические игры на Земле.

ИРЧП является составным показателем, оценивающим уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человеческого потенциала: долголетие на основе здорового образа жизни, доступ к знаниям и достойный уровень жизни. Эти базовые направления определяются ожидаемой при рождении продолжительностью жизни; уровнем грамотности взрослого населения и общим показателем обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях; а также валовым внутренним продуктом (ВВП) в расчете на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) относительно доллара США[1].

Концепция развития человеческого потенциала значительно шире, но и составной индекс ИРЧП представляет собой значительный прогресс в измерении человеческого благополучия по сравнению с показателем ВВП. Однако население не обращает должного внимания на ИРЧП, как и на ВВП, в ходе своей повседневной жизни. Эти показатели характеризуют страну, государство и человека как среднюю единицу общества и далеки до конкретного человека. Существует вариант индекса Счастья для страны. Таблицы счастья были опубликованы в 2006 году и Россия там было определено 167 место из 178 возможных[2].

Наш проблемно-ориентированный  мир после второй мировой войны принял Всеобщую декларацию прав человека, что является существенным шагом на пути устойчивого развития цивилизации, но ещё не создал строгую и точную науку о человек, не выработал для гражданина общие принципы и правила, общую многомерную систему координат, определяющей место и социальную роль в обществе каждого человека, интеллекта и человеческой личности в частности, помогающую видеть ценностные указатели, облегчающую выстраивать собственную жизнь, направленную на разумное ненасильственное развитие и позволяющую производить адресное инвестирование в каждого человека конкретно. Эта система ценностей, система координат для чёткого измерения хода реализации прав и свобод гражданина и адекватная ей система устойчивого, разумного развития общества, связанная с отдельным человеком  могла бы называться кодексом, общими правилами развития общества и личности, и дискуссии по этим правилам могли бы идти в СМИ и на самом высоком уровне. В последующем эти правила и принципы могли превратится в науку. А пока в России, не смотря на принятие в 1993г. новой Конституции, задающий систему координат для основных ценностей человека и общества, обсуждаются больше всего только правила дорожного движения машин и пешеходов и правила торговли, на дорогах. От плохих дорог и плохой водки гибнут люди (на обеспечение других прав и свобод человека нет ни сил, ни средств), ибо общество таково, каковы люди, его составляющие, интересы и культуры, их объединяющие. Это означает, что для выхода из существующей ситуации приоритетным становится не требование прав и свобод несмотря ни на что, а строгий расчёт и расчётное улучшение качеств человека, качества жизни народа на основе Концепции устойчивого развития. Средства для подъема надо искать не в банках, а в науках о человеке, семье, в улучшении школьного и университетского образования.

Например, вариант оценки качества общества и происходящих в России процессов предложил в своей работе А.А. Овсянников. Его вывод – в России социальная катастрофа. Она определяется поиском новых каналов социализации, новых культур, сменой социокультурных ценностей. Для нее характерна атомизация, аномия, когнитивная растерянность. В такие моменты микросоциальные действия отдельных личностей могут иметь макросоциальные последствия. Общество “беременно” новым Героем, новым Моисеем, который может пойти по четырем возможным путям: а) реставрация; б) продолжение социокультурной модернизации; в) рост конфронтации с переходом к революции и гражданской войне; г) рост аномии и связанных с ней алкоголизацией, наркоманией, преступностью и суицидом.

Люди в России являются носителями ее болезней. Вылечить Россию означает успокоить людей, образовать их, объяснить, помочь жить в неопределенном и меняющемся мире. Современные лидеры и социальная наука в начале ХХ1 века рассуждают о феномене социальной энергии аналогично учёным времён Ломоносова, исследовавшим феномен электричества. Тихо, буря, гроза, молния, тихо... , революция, стабилизация, реакция, реставрация... . Пора научиться формализовать, измерять и творить социальные технологии, как это происходит с электричеством, чьи тонкие технологии дали человечеству компьютеры и интернет.

В год 65−летия Великой Победы, анализируя войны ХХ века, мне представляется уместным обратить внимание моих читателей на ошибки личностей, исторические ошибки социальных структур и человечества в прошлом и в возможные трагические ошибки в будущей глобальной общественной системе.

Нельзя построить точную систему координат, нельзя избежать и ошибок, но чем больше ошибок совершает отдельный человек, чем больше ошибок в обществах, тем существенны конфликты, тем разрушительнее локальные войны. Уровень катастрофы будущих глобальных войн, от которых уйти не удастся, судя по ситуации в теперешнем мире и устремлениям отдельных государств и народов на отстаивание только своих локальных интересов будет зависеть от качеств человека. Человечество десятки тысяч лет учится регулировать право на самозащиту, иногда удаётся прожить без резни определённое время. И если войн не удастся избежать, то хотя бы надо уменьшить груз генерируемых ошибок, хотя бы начать использовать интеллект каждого для построения разумного глобального общества - другим оно быть не может, иначе Человечество сделает ещё один круг проб и ошибок, пока не закрепит в культуре, в аксиомах, в новой многомерной системе координат свой трагический опыт. Надеюсь, что взрывы динамитов не перешагнут черту применения атомных реакций.

Вот почему я вновь обратился к системе общечеловеческих ценностей - этой системе координат человека разумного, системе реализации прав и свобод, системе реализации социальной энергии индивидума, как ещё одному методу сглаживания естественных конфликтов развития. Конечно, ни одна, в том числе и приведенная выше система ценностей по теореме Курта Гёделя не может быть полной, замкнутой, определённой. Однако этот факт не означает, что не нужно выстраивать и дополнять многомерную систему координат, в которой существует Разум на планете Земля. Можно предполагать распространение живых существ, интеллекта и на другие планеты, в том числе и путём создания там земных условий для Жизни, а значит и для разумного существования Человека.

 

Сообщество ценностно−ориентированных людей – единственная модель для выживания в нашу эпоху, в наступающую эпоху постмодерна. Некоторые определения:

Жизнь - форма существования интеллекта.

Интеллект – способность к выживанию, адекватно отражая действительность, принимать оптимальное решение проблем.

Выживание –сохранение жизни через интеллект, деньги и силу.

Разум – интеллект, направляющий выживание в область устойчивого развития.

Интеллигентность – свойство человека и коллектива способствующее устойчивое развитие.

Социально-экономическая формация – способ организации человеческого сообщества, обеспечивающий развитие и выживание в конкретных исторических условиях.

Технологический этап развития разума – этап стохастического познания разумом коллективных процессов в мироздании.

Постмодерн,  социально-экономическая формация устойчивого развития, которая возникла в конце ХХ века после бурного развития общества  «вперёд». Сущность постмодерна заключается в понимании устойчивого расширяющегося во все стороны многоуровневого развития ценностно−ориентированного человека и его сообществ по  аналогии со Вселенной.

Например, весь советский период население России с детства наблюдало плакаты с идеей «Вперёд»,  училось само салютовать и рапортовать "Всегда готов к труду и обороне!", идти вперёд и т.д. вместо того, чтобы осторожно вступать в мир, учиться выживать и всесторонне согласно ценностям человека развивать личность, семью, коллектив, народ, народность и нацию в целом. Было, конечно, требование о всестороннем развитии личности советского человека, но для нужд движения вперёд к Коммунизму. Да и теперь выживание и устойчивое развитие пока на третьем плане. Тем более человек никогда не сможет быть готовым к социальным действиям в силу постоянно расширяющейся материи нашей Вселенной, причём социальная материя тоже расширяется в каждой её точке. Женщинам в период беременности это иногда приходится наблюдать на себе. Может, от этого они более осторожны с клятвами о готовности.

 

Сегодня на Земле проживает более 6 млрд. человек. В нормальных условиях живет около 1,5 млрд. человек (которые и называют себя «золотым миллиардом»). Однако остальные тоже хотят жить хорошо и бескомпромиссно к этому стремятся. Их стремление конкретно выражается сегодня в проблемах терроризма, социальной нестабильности во многих странах, противостоянии групп государств. С другой стороны, если уступить стремлению желающих жить хорошо и поднять уровень жизни всего населения Земли до западных стандартов (технологически это можно сделать в пределах 10-15 лет), то нагрузка на биосферу Земли вырастет в несколько раз. Этого биосфера Земли не выдержит. Кроме того, поскольку основу современной энергетики составляет органическое топливо, то оно будет исчерпано в существенно более короткие сроки.

Вопрос: «Что делать?»

Запад и в первую очередь США на этот вопрос в неявной форме отвечает однозначно: «Население Земли должно быть сокращено». В пределе до численности тех самых 1,5 млрд. человек, т.е. до численности населения западных стран. Это проявляется в политике подавления дальнейшего развития современной цивилизации для развивающих стран; они не должны идти, не могут пойти по пути развития силы, захвата сырья и эксплуатации слабых стран и народов. Следовательно, в первую очередь надо ограничивать развитие освоенных видов энергетики, искать возможности освоения и разумного использования социальной энергии, энергии личности, её тонкой энергетики − разума, ибо в основе любого развития лежит рост энергетических возможностей.

Целым рядом решений международные организации в последнее время установили ограничения на предельные объемы эмиссии в атмосферу двуокиси углерода. Примерами могут служить конференция в Киото и шестая сессия конференции UNFCCC. Они носят дискриминационный характер, поскольку в качестве базовых цифр по различным странам принимаются современные уровни эмиссии. Основными источниками эмиссии диоксида углерода являются тепловые электрические станции, работающие в базовом режиме, транспорт и промышленные предприятия.

Целый ряд стран не принял дискриминационных соглашений в Киото. Во главе этих стран стоят Китай и Индия. Они требуют делить квоты пропорционально численности населения. Это означает снижение энергопроизводства в развитых странах в 10-15 раз, что приведёт к резкому обострению международной обстановки в мире между 10 и 15 годами нынешнего века. К этому моменту потери от природных катаклизмов резко увеличатся, а Китай и Индия примут на вооружение самые передовые военные средства. В этом противостоянии у Запада очень маленькие шансы, ибо это не вопрос возможностей, а времени. И мир потом может быть скроен по глобальным лекалам Востока. Единственной альтернативой тепловой энергетике в качестве базового источника энергии и возможностью отдалить назревающий конфликт является атомная энергетика и переход на управление социальной энергий личности и общества, что превращает нынешний стихийный либерализм в научный (как когда-то научный коммунизм). При производстве на основе ядерной энергетики водорода возможно удовлетворение любых разумных потребностей человечества. Поэтому создание ядерной, безотходной энергетики является важнейшей задачей человечества, ибо современные ядерные технологии дают отходы и материал для бомб, которые смогут сделать на этом сырье по инструкциям из Интернет в условиях гаража или пещеры социально дезориентированные личности.

Однако современные «элитные» группы России, как и их братья за бугром, вольно или невольно, своими действиями (или бездействием) показывают (особенно высотой заборов вокруг своих дач в Подмосковье), что именно они стремятся войти в состав «золотого миллиарда». Но остальные 5 миллиардов дезориентированных людей в мире с этим не согласны. Отсюда терроризм индивидуальный, который имеет весьма высокую вероятность перерасти в  государственный, в случае продолжения той же политики. Это вопрос времени, а не возможностей. В исследовании российского учёного, замдиректора Всероссийского НИИ атомного машиностроения  профессора Игоря Острецова под названием «Введение в философию ненасильственного развития» доказано, что стрела времени (движение) направлена именно в развитие Разума, только это всегда спасало человеческий вид от исчезновения. Этот процесс невозможен без увеличения массива разума, от постоянного переосмысления и уточнения достигнутого уровня науки. Именно поэтому концепция «золотого миллиарда» в мироздании не проходит, и заборы не помогут. Заборы лишь демонстрируют отсталость современного развития в России.

Центральным результатом исследований учёного является доказательство того, что вне разумного развития мир не может быть создан. Этот результат получен впервые. Это открывает перспективы в сближении основных мировых религий. Что позволит также смягчить происходящие процессы. (Например, искоренить человеческую базу терроризма.)

Для уяснения концепции приводится простой пример. Обнаружили новый золотой прииск. Первые старатели быстро обогащаются и стимулируют тем самым приток множества людей, действующих самостоятельно на свой страх и риск. Богатство быстро растёт. Это - период рынка. Но вот самородное золото исчерпано. Теперь необходимо исследовать среднее содержание золота в породе, вычислить рентабельность добычи, завезти технику и получать вполне прогнозируемый и гораздо более дорогой результат. Все начинают работать в строго регламентированных условиях. Это период детерминированного развития. В возможностях нашего мира мы пришли именно к этому положению. Невозможность простых открытий, которые смогли бы послужить основой для простых технологических разработок. Однако поскольку современные социальные науки, не использующие в своих исследованиях аксиоматическую методологию, воспитывают людей на догмах материализма, это положение воспринимается ими особенно тяжело. Подавляющее большинство людей очень сильно верят в бесконечность нарастающего технологического развития на базе открытий антигравитаций, и тому подобных галлюцинаций, которые «произойдут немедленно и всегда». Однако это иллюзии.

Сегодня мы знаем практически всё, что можно сделать в этом мире. Весь вопрос - в цене соответствующих разработок и способах организации общества, которые обеспечат соответствующую консолидацию усилий. В связи с этим российская экономика, так же как и мировая экономика, в XXI веке будет развиваться по чрезвычайно сложным и дорогостоящим детерминированным программам. Прежде всего, энергетическим, которые и лежат в основе устойчивого развития. Например, основу долгосрочной энергетической программы составит безнейтронная термоядерная реакция He3+D=He4+P. Температура этой реакции равна примерно миллиарду градусов. Сегодня ещё не освоили 200 миллионов градусов. А He3 придётся добывать на Луне. Причём займёт всё это лет сто пятьдесят. Ну, какой частный собственник способен на программу с окупаемостью через десятки лет? Именно по этой причине время рынка заканчивается.

Капитализм в ХХI веке есть не что иное, как капитализация брэндов плюс дебилизация населения. Что мы с вами и наблюдаем в собственной стране.

Надо разрабатывать эффективные методы развития детерминированной экономики ценностно−ориентированными личностями.

Любые изменения в обществе связаны, прежде всего, с изменениями условий его сохранения и развития и это ощущает раньше всех элита. Элита действительно во все времена была двигателем Истории. И Парето это доказал. Но не та, к которой так привыкли относить себя большинство. Поясним на примере наиболее ярком. Одним из крупнейших событий XX века была вторая Мировая война. По обычным представлениям на её ход наибольшее влияние оказали такие личности, как Сталин, Рузвельт, Черчилль, Жуков и так далее. На наш взгляд, это не совсем так. В начале сороковых годов Энрико Ферми, уехавший в тридцатые годы в Америку из Италии, не попрощавшись, в силу того, что был женат на еврейке, и В. Гейзенберг в Германии работали над созданием ядерного реактора. Э. Ферми получил два принципиальных результата. Во-первых, оказалось, что реактор можно сделать на природном уране с использованием в качестве замедлителя нейтронов графита. Во-вторых, такой реактор нарабатывал плутоний, явившийся основным материалом атомных бомб. В результате в конце войны американцы взорвали бомбы над японскими городами. В. Гейзенберг ошибся и решил, что в качестве замедлителя может быть использована только тяжёлая вода. Союзники всю войну бомбили заводы по производству тяжёлой воды и, таким образом, не дали возможности Германии создать свой реактор. Зато благодаря усилиям В. фон Брауна немцы стали обладателями тысяч ракет средней дальности, успешно бомбившими Лондон. Легко себе представить, что ждало Европу, если бы В. Гейзенберг не ошибся, а Э. Ферми не женился на еврейке. Немцы, свободные от «этических предрассудков», безусловно, получили бы ракетно-ядерное оружие уже где-то в начале – середине 1944 года. В этом случае Гитлер перепахал бы всю Европу ракетно-ядерным плугом весьма обстоятельно. И развитие мира происходило бы гораздо медленнее и мучительнее. Не помогли бы ни Сталин, ни Жуков, ни Рузвельт, ни Черчилль. Вся эта «элита» только реализует то, что им даёт истинная История, История развития Разума, то, что открывает Высший Разум (или Бог Отец) тем, кого Он избрал. Но принятая большинством людей роль настоящей элиты человечества, мягко выражаясь, неправильна. Именно поэтому после войны политики и генералы — в свете юпитеров, а Э.Ферми до конца дней своих судился с Правительством США из-за двадцати тысяч долларов за все свои ядерные патенты.

 «Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашел злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны» - подытожим словами писателя Даниила Гранина. Следовательно, только ценностно−ориентированный человек, творец должен стать центром внимания и вещания через СМИ. Хватит замшелых и массированных рассказов об императорах и президентах.

Условия жизни той части планеты Земля, на которой живут россияне, никогда не позволяли им бороться за выживание в одиночку. Человек только умирает в одиночестве, а замерзает скопом. Именно эти условия, как доказано профессором Игорем Острецовым и определило наше Отечество как страну интеллигентного развития. Совсем не случайно понятие «интеллигент» родилось в России. Возрождение России должно начаться, прежде всего, с понимания происходящих процессов и их причин в мозгах каждого и настоящей элиты нашего Отечества, живущей в городах и сёлах нашей прекрасной, необъятной Родины. Мы не отрицаем и не отвергаем огромных заслуг западной цивилизации перед человечеством, мы говорим о гибельном для человечества копировании её пути (в одну реку дважды не входят), когда ограничение природных ресурсов стало повесткой дня Развития Разума, единственным носителем которого является Человек.

Но качества человека, его характеристики пока с трудом пробивают себе дорогу для использования их в процессе выбора друга, мужа, начальника или лидера. В демократическом обществе человек, претендующий на значимую социальную роль должен быть открыт и его надо измерять всеми доступными способами, используя физиологический, психический, социальный и другие подходы к личности, с учётом ценностной ориентации выборщиков, например и широким применением ценностной системы координат понятной всем. За основу я и предлагаю выше приведённую систему ценностных координат.

Этой теме посвящена и книга российского философа А.Казьмина «Теория интеллекта. Как выбрать президента»

И если применится хоть малая доля рационализма или здравого смысла в период подготовки и проведения выборов 201-2012гг. в России, то это будет шаг в направлении, поддерживаемым и мной из последних сил. Надеюсь, я не заблуждаюсь, во всяком случае, нет даже реплик по поводу ошибочности каких-либо суждений, изложенных в этой статье.  

Особенностью нынешнего периода российской истории является коренное преобразование как в содержании многих из названных выше ценностей, так и в их структурных взаимосвязях. Изменяется, например, понятие о богатстве, благосостоянии. В определенных социальных группах в число ценностей, объединяемых этим понятием, наряду с такими традиционными благами, как качественное продовольствие, просторное жилище, стильная одежда, все более активно включаются предметы роскоши, свободное время, отдых на престижных курортах и проч. Надеюсь, что это издержки переходного периода к разумному ненасильственному развитию, а иначе человечество уйдёт на второй круг, после войн которого люди будут напоминать молодому поколению о предметах роскоши теперешнего неразумного человека, выставленных в музеях утопического развития, приведших к социальным катастрофам.

Например, автомобиль, который во все советские времена был либо символом принадлежности к "особым" слоям общества, либо признаком определенного уровня благосостояния и доказательством социальной активности, приспособляемости, оборотистости, сохранил эту свою знаковую характеристику. Однако это уже другой автомобиль. "БМВ", "Мерседесы", "Вольво" и вся их компания переняли повадки и родовые признаки незабываемого гонца и символа советской власти – черной "Волги" с "мигалкой" и "особыми" номерами. Но этот "другой" автомобиль, сохраняя ценностное наполнение прошлой эпохи, добавляет в него новые краски. "По моему убеждению, – писал в "Московских новостях" Михаил Шевелев, – автомобиль должен занять место в ряду великих символов индивидуальной свободы – рядом с Биллем о правах, Всеобщей декларацией прав человека... Машина – это мечта о независимости, миф о свободе, иллюзия собственного достоинства...

Особо следует сказать о такой фундаментальной ценностной оси, как "свобода", стремление к обладанию которой является двигающей силой деятельности и поведения многих людей. В свое время Ф.М.Достоевский, характеризуя ценностную ориентацию большинства сограждан, писал, что свобода в устремлениях людей занимает далеко не первое место, "ибо ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы! Да, для каждого времени и конкретного социума нужен свой рассчитанный уровень свободы, уровень потока энергии через этот канал; например, дикари уничтожат друг-друга, если постоянно убивать вождей.

Выстраивая иерархию ценностей, без которых обычный человек не может обойтись, Достоевский, многие другие мыслители оставляют естественное стремление к свободе единицам, почти что богам, полагая, что для подавляющего большинства людей самым естественным является стремление к богатству и безопасности. Еще одним сокровенным желанием масс, по мнению этих мыслителей, является их страстное стремление к тому, чтобы все находились в одинаковом состоянии и чтобы никакие отличия одних людей не омрачали их безмятежного существования.

Раб стремиться стать господином, а не свободным человеком среди равных. И это понятно. Открытие канала свободы не может привести к равномерному истечению энергии. Только бурное - все господа и война против всех на начальном этапе СВОБОДЫ.

В свое время Алексис де Токвиль в своей книге "Старый порядок и революция" писал о том, как невозможность одновременного обретения равенства и свободы привела к тому, что французы, забыв о свободе, пожелали сделаться только равными рабами властителя мира, а новое правительство, гораздо более сильное и гораздо более абсолютное, чем то, которое было низвергнуто Революцией, захватило и сосредоточило в себе все виды власти, подавив все вольности, купленные такой дорогой ценой, и поставив на их место пустые призраки, называя верховенством народа голосование избирателей, не имеющих возможности ни сноситься, ни вступать между собой в соглашения, ни выбирать, называя свободным вотированием налога изъявление согласия со стороны безмолвных или порабощенных собраний; и как это правительство, лишая нацию всех средств самоуправления, отнимая у нее основные гарантии права, свободу мысли, слова и печати, т.е. все, что было самого драгоценного и благородного в победе 89 года, все–таки украшало себя великим именем этой эры. Токвиль далее делает совершенно неутешительный вывод для общества, совершившего подобную революцию. Он считает, что в таких обществах "никогда не окажется великих граждан и тем менее – великого народа, и я не боюсь утверждать, что общий уровень сердец и умов никогда не перестанет понижаться, пока равенство и деспотизм будут соединены в них".
    В другой своей работе А.Токвиль вновь вернулся к этой же проблеме: "В самом деле, – писал этот проницательный мыслитель, – существует мужественное и законное стремление к равенству, которое заставляет людей желать, чтобы все были сильны и уважаемы. Это стремление направлено к тому, чтобы низших поднять на уровень высших: но в человеческом сердце бывает и извращенная склонность к равенству, вследствие которой слабейшие желают низвести до своего уровня более сильных, и которая ведет людей к предпочтению равенства в рабстве неравенству при свободе. Это не значит, что народы, имеющие демократический социальный строй, естественно пренебрегают свободой; напротив, они имеют инстинктивное стремление к ней. Но свобода не есть главный и постоянный предмет их желаний; то, что они любят вечной любовью, это – равенство; они устремляются к свободе быстрыми порывами и внезапными усилиями и если не достигают цели, то безропотно покоряются судьбе; но ничто не могло бы удовлетворить их без равенства, и они согласились бы скорее погибнуть, чем его лишиться.

Поставленные в необходимость разрешить эту страшную альтернативу, англо–американцы довольно счастливо избегли неограниченной власти. Обстоятельства, происхождение, образованность и в особенности нравы дали им возможность сохранить верховную власть народа".

В этом пассаже в сжатом виде изложена концепция всех социальных революций с обещанием свободы, которая в конечном итоге подменяется равенством, понимаемым в своем самом извращенном виде.

 Однако история нашей страны и других государств так называемого реального социализма показала, что борьба за равенство неизбежно приводит к тому, что в заложники берется свобода личности. Поэтому, несмотря на всю болезненность отказа от милой сердцу многих россиян идеи равенства, все большее количество людей начинают осознавать утопичность мечтаний об обществе всеобщей справедливости, где будет достигнуто гармоничное сочетание равенства и свободы для всех. Только разумное социальное управление может оттеснить власть грубой физической силы и больших денег.

В когда–то прогрессивном "Новом мире" была опубликована статья, в которой доказывалось, что "когда реформы победят, то есть когда правительство сведет дебет с кредитом, спрос с предложением и конвертирует рубль, то в ситуации экономических реформ будет жить примерно одна десятая населения. Одна десятая будет работать на современных предприятиях западного образца, получать достойную зарплату, покупать доброкачественные товары, обладать вполне доброкачественным социальным страхованием, медобслуживанием, образованием для детей, иметь машины, хорошие дома и прочее. Этот круг будет, естественно, потихонечку расширяться. Задача общества , государственного аппарата должна заключаться в том, чтобы этот круг не был разрушен обездоленными, обезумевшими массами. В этой связи  особую роль предстоит сыграть и нашей Армии, которую, прежде всего населения, надо вооружить понятиями оценки Личности, Нации и всего Человечества в системе ценностных координат. А пока имеющиеся офицеры и вся система управления, культура отношений в Армии России не справятся со вольнонаёмными солдатами. Ведь и офицеров надо иметь вольнонаёмных. "Либеральное освобождение" Армии приведёт только к взрыву. Как это сделать по-научному? Этим заняться некому. Я об этом не знаю, и вряд ли этим займутся наши стихийные олигархи, стремящиеся уехать туда, где эти проблемы решены, в страны развитой либеральной демократии.

В теперешней Армии, в её военных городках всё ещё стоят кумиры рабоче–крестьянской Красной Армии в бронзе и камне, мостившими дорогу к идеалам трупами собственных граждан... Представляете, какую социальную энергетику сдерживают эти кумиры?

Мне думается, что запаздывание с преобразованием общества и Армии, которая должна быть всегда впереди, с особой защитой достоинства офицера и солдата, всей системы ценностей, может разрушить ростки нового в нашей стране, ещё раз затормозит движение России в естественном направлении и народ сделает ещё один, лишний круг. А времени очень мало.

Господи! Не допусти бездарей к управлению Россией.

27.11.10