История Гусь-Хрустального

В середине XVIII века Петербургская Академия наук представила правительству сведения о хищническом уничтожении лесов в Центральной России. Вышел указ о закрытии ряда предприятий ближе 200 верст от Москвы. Среди них значился и стекольный завод Акима Мальцева в Можайском уезде. Поиски нового места привели заводчика в Мещеру. Здесь, на речке Гусь в 1756 году пустил он свой новый завод. Земля завода получила название Гусь-Хрустальный - по реке и по делу, которое "работали". Статус города поселок хрустального завода получил в 1931 году.

Памятники зодчества

Георгиевский соборВ центре города красуется Георгиевский собор. Сейчас в нем расположен музей хрусталя. Он построен по проекту выдающегося архитектора Л.Н.Бенуа. Внутри здания - великолепная мозаика в технике полихромной смальты. Создал ее мастер В.А.Фролов по эскизам знаменитого художника В.М.Васнецова. Картина "Страшный суд", украшающая музей, также принадлежит кисти Васнецова.

В пору моего детства и юности здесь был кинотеатр и я с благоговением читал на плакате из красного ситца о кино: ...важнейшее из искусств. Полагая, что это здание для кино специально построено, я ждал Коммунизм, про который постоянно вещали в киножурналах перед фильмом, и верил в яблоки на Марсе. Мало обращал внимание на дом, семью и другие основополагающие для общества ценности - рвался в космос, в науку, в атаку...

Теперь в Храме Музей хрусталя и сегодняшнее молодое поколение тоже обманывают, вещая посетителям, что художественный хрусталь - главное...

Хотелось бы иногда, в отпуске, зайти в Храм и перед святынями попросить Господа простить мне вольные и невольные грехи мои, что ходил в Храм смотреть Чапаева и, что в Армию сам пошел, хотя и по этапу..., поставить свечи, в другой, восстановленной после 1985г., городской церкви, где 50 лет располагался гараж городской пожарной команды или в часовенке по дороге на погост, где располагался гараж ассенизаторской службы города.


Георгиевский собор в 1913 году: фото и акварель

Георгиевский собор, 1960 год

Отцы основатели закладывая завод и проектируя его социальное развитие имели ввиду, что бокалы и другую посуду должны делать мастера, художники своего дела. Им полагался Храм и удобное жильё. Чтобы каждый, кто будет держать бокал из Гусь-Хрустального и желать кому-то счастья мог представлять себе, что бокал создан мастером после отдыха в удобном доме и посещения Храма. Однако пришла советская эпоха и превратила художников в работяг, которые в основном стали производить для себя машинным способом гранёные стаканы и стопочки для водки и самогона. Религия же была объявлена опиумом и в храме стали крутить "художественные" фильмы и новости с многочисленных фронтов: военных, промышленных, сельскохозяйственных...

Фото из интернета

"Новая Афиша" №15(209)
9 - 15 апреля 2002г. Стр. 4.

   Декреты 1918 года, в том числе об отделении церкви от государства, стали предвестниками массового уничтожения культовых зданий. Некоторые храмы уничтожались полностью, другие переоборудовались под "гражданские" учреждения. Именно второй вариант был предназначен для Георгиевского собора. 23 февраля 1924 года, в день 5-й годовщины Красной Армии, состоялось торжественное открытия Дворца труда им. Троцкого.
   Гусевские коммунисты и комсомольцы проводили в здании массовые мероприятия. Одно из таких гуляний описано в воспоминаниях старейшего жителя города Соколова. Однажды, в день Пасхи, Гусевские комсомольцы решили провести антирелигиозную акцию "антипасха". Местом проведения был выбран Георгиевский собор. Собралось более тысячи человек. После традиционного доклада комсомольцы с пением "Интернационала" вышли из храма на площадь. Музыканты с медными трубами и барабанами забрались на колокольню. Всю ночь оглушительной силы звуки революционных гимнов разносились по спящим улицам поселка.
   Кроме того, старожилы города вспоминают такой курьезный случай из истории Георгиевского собора. В 1924 году, перед приездом М.И.Калинина в Гусь-Хрустальный, во фронтоне Георгиевского собора поверх лика Георгия Победоносца написали лицо "всероссийского старосты". Когда Калинин спросил, кого это здесь пытались изобразить, то ему ответили: "Это Вы, Михаил Иванович, попираете гидру империализма". Со временем сквозь Калинина стал проступать лик Георгия Победоносца и фронтон был забелен.
   В 1925 году в здании был оборудован кинозал, размещена читальня с библиотекой и театр. А через 32 года городским отделом архитектуры был выполнен проект перекрытия среднего нефа, для размещения на втором этаже музыкальной школы. По проекту несущие балки перекрытия должны были врубиться в арку, где находилась мозаика. Тревогу за сохранение мозаики, как это ни странно, первыми проявили директор музыкальной школы Гольцов Б.В. и председатель городского совета Ковалев С.Н., который и посодействовал в вопросе корректировки существующего проекта. В алтарной части была выстроена лестница, а мозаика просто забелена.
   В 1950-60-е годы в цокольном помещении храма находился цех по разливу безалкогольных напитков, а в 1969 году он был сдан в аренду горторгу. В 1967 году из здания выехал кинотеатр, в 1971 году - музыкальная школа, а в последующие годы и склады горторга. В 1974 году, на основании решения исполкома Владимирского областного Совета, музей Хрусталя, как Гусь-Хрустальный филиал, вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и было решено перенести его в собор. Десять лет в храме проводились реставрационные работы.
   Пережив страшные годы разрушения и забвения, великолепное архитектурное творение Бенуа открыло новые страницы истории, найдя применение в качестве музея.

 

Жильё моих предков вплоть до ХХ века: землянки и полуземлянки, да печь в них по-чёрному.

1954 год, девушки на лесоповале. Наверное рубят лес на закупку инновационных технологий и материалов.

Мои земляки и другие молодые люди в 1961 году стали носить шарфы.

Население России было не намеренно, но в итоге обмануто и не смогло до сих пор стать гражданским обществом.

Гусь-Хрустальный, 1968 год, символ власти трудящихся на бывшей богадельне.

После 1991 года на той же богадельне возвращённый триколор, но пока ещё не иконы.

В Георгиевском соборе уже нет кинотеатра, но и церкви его не передали.

 

Переход в начало сайта