Честьимеем?… ВХХ векерусская армия сменила четыре прилагательных. Онабыла царской, Красной, Советской и русской.Основные задачи ее оставались вроде бы прежними,однако сущность изменилась до неузнаваемости.Армия России царской относится к армиисовременной, как реальный исторический персонаж кактерскому его воплощению. Все теперь иначе –психологически и морально, этически и эстетически.То есть, по всему спектру, именуемому культурой.Для наглядности приведу несколько характерныхпримеров.
Во время Первой Мировой войны вюнкерские училища пришло множество молодых людей,имевших за плечами городские училища(образовательный ценз был снижен). Этих новыхюнкеров легко вычисляли по одной примете: они неставили на место стул, заканчивая обед. Количестворазбросанных по столовой стульев точносоответствовало количеству вновь поступившихмолодых мещан.
Офицерам запрещалось курить наулицах. Курить можно было, либо взяв извозчика,либо в ресторане или кафе, входивших в число тех,которые офицерам разрешено было посещать в данномгороде.
Офицер никогда не садился вобщественном транспорте, каким бы усталым он себяни чувствовал. Для офицера это было так женедопустимо, как спать или зевать в людном месте.
Офицер не имел права напиваться вобщественных местах, завязывать случайныезнакомства. О матерщине и речи не могло быть. Онбыл обязан представить Офицерскому собранию даму,на которой намеревался жениться, свадьба могласостояться только в том случае, если командирполка давал свое согласие.
Под русскимизнаменами исстари служили люди разныхнациональностей, наречий и конфессий. Служебнымязыком всегда был русский, разговорным, дляофицеров, разумеется – французский. Но не это былоглавным. Главным и безусловным был абсолютныйинтернационализм, говоря современным языком. Всенации – равно как и все конфессии – равно иуважались. Во второй половине девятнадцатого векарешительно не воспринимался антисемитизм. Онрассматривался – что, кстати, вполне естественно –как привнесение обывательских настроений вофицерский корпус. А это являлось не просто дурнымтоном, но и знаком плохого воспитания.
Еслиофицер нарушал эти не писаные правила поведения,его ожидал бойкот офицерского собрания, а если неделал выводов, то и весьма неприятный разговор скомандиром.
Кроме правил поведения,существовали и законы службы. Не Уставы, а законыне писанные, которыми руководствовались офицерычуть ли не со времен Отечественной войны1812 года.Одним из основных законов службы являлось здоровьенижних чинов. Если в части, которой командовалофицер, погибал солдат, офицера ожидалоразбирательство полковой или дивизионной комиссии.Ее выводы могли быть для офицера весьмаплачевными: если солдат умирал от отравления, неговоря уже о побоях, нерадивого командира ожидалсуд офицерской чести и, как правило, увольнение изармии.
Вторым по значимости было безусловноеуважение противника, кем бы он ни был. Особенноэто проявлялось во времена кавказских войн –вспомните восхищение мужеством и благородствомгорцев, которым пронизано все творчествоЛермонтова, Толстого, Бестужева-Марлинского и дажеПушкина. Шашками, которыми через посредниковнаграждал наиболее смелых русских офицеров Шамиль,гордились больше орденов. Такие шашки получили, кпримеру, генерал Дмитрий Скобелев и знаменитый навесь Кавказ «Барс Львович» - еврей из кантонистов,личной отвагой выслуживший генеральский чин.
Уместно вспомнить, что государь АлександрII лично вернул саблю плененному Шамилю, определилему местом жительства особняк в Калуге, которыйохранялся верными мюридами Шамиля. А детей вождявосставшего Кавказа послал учится в АкадемиюГенерального Штаба Русской Армии – младший сынвеликого повстанца стал героем Русско-турецкойвойны 1877-78гг.
Так толковало честь офицерарусское офицерство. Это восприняли и командирыКрасной армии, о чем знаю не по наслышке,поскольку детство мое прошло в военных городках.Даже водку офицеры не пили, разве только попраздникам.
Что же с нами произошло? Почемупосле Великой Отечественной Войны резко изменилсянравственный климат в нашей армии? Почему он неперешел из армии Красной в армию Советскую, азатем и в современную? Как случилось, что армияпобедителей растеряла нравственный багаж своихпредков? Ведь в старой русской армии какой-нибудьМакашов, невежественный и хамоватый, не только нестал бы генералом, но вообще всю свою службупроходил бы в денщиках.
Сегодня в армиибеспрестанно вспоминают об офицерской чести. Новедь честь офицера – это отработанная системапоступков, а не разговоров. И судят о ней попоступкам, поскольку с мундиром честь не выдается.Честь надо заслужить – иного просто не дано…
Еще существовала честь мундира. Это выражениевсегда означало честь полка: оно родилось, когдакаждый род войск имел свою форму, свой мундир,честь которого обязан был защищать. Этим иобъясняется заметное число дуэлей в Русской армиипрошлого века.
Современным офицерам кудатруднее служить, нежели столетие назад. Нет защитысоциальной кольчуги, потому что они – не дворяне.Нет льгот, которые имелись в те времена (офицеримел право испросить годичный отпуск дляустройства семейных дел). Нет возможности покинутьармию, когда заблагорассудится, потому что нет ниличных имений, ни богатых родственников. А задачапрежняя: выковать из солдат броню для защитыотечества.
Сто лет назад русским офицерамбыло существенно легче.
Россия призываласолдат под свои знамена, когда новобранцамисполнялся 21 год. То есть, армия получалавзрослого мужчину, не только физически развитого иуже закаленного нелегким крестьянским трудом, но иощутившего себя мужчиной. Рекрут к приходу в армиюобладал мужским характером, мужской волей имужским упорством.
Так же поступали и в СССРпосле окончания гражданской войны, исходя нестолько из традиций, сколько из целесообразности.Взрослый мужчина легче воспринимает обязательнуюсолдатскую подготовку. Он уже многое умеет, многоепонимает, а потому и быстрее проходит тяжелую дляюноши адаптацию в армии.
Срок призыва навоинскую службы был сокращен до 19 лет только вовремя ВОВ (деревенскую молодежь призывали с 18). Иэто легко объяснимо нашими огромными людскимипотерями в первые месяцы тяжелейших боев. Однакозакон о чрезвычайном для русских традицийпризывном возрасте не был отменен после войны,действует и по сей день, и я искренне не понимаю,почему это происходит. Ведь современная армияоснащена современной техникой, современныморужием, современными средствами связи, чтопредполагает вполне серьезное, «взрослое»отношение к ним. В какой мере вчерашние школьникине обладая никаким жизненным опытом, соответствуютэтому современному оснащению? Не в этом ли причинамногочисленных несчастных случаев в нашей армии?Особенно если учесть, что в армию, как правило,больше всего привлекаются юноши из неблагополучныхсемей, лишенных мужского воспитания с детства.
Наверняка этот закон о призыве породилчудовищную форму армейского унижения личности:пресловутую «дедовщину». Ее не существовало ни вцарской армии, ни в Красной: попробуйте заставитьпарня, котором 21 год, вычистить пол в казарме спомощью зубной щетки. Он без колебаний предпочтетгауптвахту, потому что побоев любого «деда» небоится – он будет драться за свое достоинство, вотличие он юнца-безотцовщины, который еще не успелстать мужчиной. И его тут же поддержат одногодки.Именно по этой причине никакой «дедовщины» не былов Красной армии. Но стоило снизить возрастной цензпризывников, как она появилась.
Многиегенералы винят журналистов, что критическиезамечания в адрес армии разрушают всенароднуюлюбовь к ней. Но любовью заведуют отнюдь несредства массовой информации, а – девушки. Увы,девичьи глазки отвернулись от господ офицеров,предпочитая, что, кстати, вполне естественно,нормальную жизнь вечному армейскому кочевью. Асилой любить не заставишь, и с этим ничегоподелать нельзя, потому что за пределами кольцевыхдорог начинается русская провинция, быт в которойпо-прежнему далек от Москвы, Санкт-Петербурга иНижнего. Это у американцев, французов и разныхпрочих шведов нет таких проблем, потому что ихпровинция мало чем отличается от столиц. А у нас…Так что заклинания типа «любите офицеров, они –хорошие», увы, просто сотрясение воздухов.
Все эти проблемы мешают нашему офицеру сполной отдачей и внутренним спокойствиемзаниматься своим служебным делом. И прямой долггосударства, не раздувая безмерно армию, всерьезозаботиться сносным существованием ее капитанов иполковников. А вот создать моральный кодекс,именуемый офицерской честью, не способен никто,кроме самих российских офицеров. Это – их задача,и они должны ее решить.