Россия -

Конституция России о национальной безопасности

Академия военных наук о безопасности

Ученые о безопасности общества

Нация

Лидерство

Ценности человека

Обращение автора сайта

Ценностные ориентиры человека
 
Ценностные ориентиры - система координат на основе достоинства человека!
Определение Б.Майорова

 

 

Из поэмы А.Пушкина
"Руслан и Людмила"

Достоин плача жребий мой.
И я был витязь удалой!
В кровавых битвах супостата
Себе я равного не зрел;
Счастлив, когда бы не имел
Соперником меньшого брата!
Коварный, злобный Черномор,
Ты, ты всех бед моих виною!
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою,
Мой дивный рост от юных дней
Не мог он без досады видеть
И стал за то в душе своей
Меня, жестокий, ненавидеть.
Я был всегда немного прост,
Хотя высок; а сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умен как бес - и зол ужасно.

 

История человека, всего человечества - это поиск ориентиров для устойчивой жизни, обоснование ценностей, жизнь в системе общепринятых относительных и абсолютных ориентиров своего социального времени. При этом сообщество, отдельный человек в различные периоды своей жизни может жить по одному ориентиру (например, родительский дом, дружба, любовь, работа, карьера по вертикали в условиях командно-административной системы и т.д.), ценности или не осознавать ничего в качестве ценного, находясь на учёбе, в поиске или депрессии. Родители, элиты или вожди могут ориентировать или дезориентировать человека или население силой, деньгами и мудростью в различных пропорциях, предоставить элементы самоуправления или оставить человека, население для самоорганизации или авантюристам, которым обманом жить с руки.

От сообщества каннибалов, которые как-то уживались вместе, до современных развитых демократий с понятиями и практикой уважения достоинства человека путь большой.
После крушения империй и трансформации авторитарных режимов ХХ века, завершения "холодной войны", научно-технической революции и эпохи либеральной экономики развитых стран оттаяли миллиарды людей, массы освободились для жизнедеятельности в новых условиях наступившего постмодерна. Для сообществ постлиберализма (устойчивого, не интенсивного развития за счёт переработки сырья, а через инновации и активизацию каждого человека) понадобились новое основание и ориентиры построения личного и общественного счастья. В очередной раз в социальной истории, но впервые в глобальном масштабе началась замена божества, начальника, вождя, переоценка морального авторитета, авторитета грубой силы, неправедных денег или сомнительного знания, идеологии и иных отживших социальных традиций.
В юности, во время сплошной пропаганды, советский народ мне представлялся вполне приличной общностью современных людей, которой не хватает чуточку свободы действия. Однако я ошибался. Советский народ оказался законсервированным, замороженным сообществом в режимах абсолютной монархии и диктатуры большевиков; не каннибалами, но и не светским обществом. Вероятно, массовые разборки по понятиям, в том числе отдельные случаи каннибализма в России возможны ещё 100 лет. Видимо, следует показывать нашей молодёжи правильную картину жизни населения, чтобы не впадать в шок от съеденного в прямом или переносном смысле соседа.
В России, в самой богатой ресурсами стране мира, после обвала, разморозки и разконсервации советского социума наступил переходный период. Здравомыслящие лица уточнили суверенитет России в Конституции 1993 года, создали проект будущего, но не научили использовать и люди остались дезориентированными с элементами рухнувшей командно-административной системы, ростками демократии, нового криминала, новой этики и других всевозможных факторов современной цивилизации. Дезориентированные люди стали искать и строить личное и общественное счастье, получив на руки, кроме низкой зарплаты, обезличенные эквиваленты собственности - ваучеры, которые были выброшены неподготовленным населением на ветер. По данным ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) на сегодня колеблется у России в районе 65 из 169 стран. Т.е. граждане России остаются нищими в окружении своих богатств (не смогли, не успели в ХХ веке на основе номенклатуры или либерализации развить свою экономику). Усугубляя материальную скудость общества, неконтролируемые СМИ по инерции продолжают навязывать населению смутную экономическую и политическую среду, продолжают сознательно, а чаще бессознательно манипулировать сознанием и чувствами населения, формируют понятие культуры на базе песен и плясок на сцене и льду, другие ложные ориентиры человеку, чья жизнь продолжает оцениваться меньше содержимого его небольшого кошелька.
Крушения традиционного уклада (какой-либо ориентации в жизни) были и в прошлом, но не в глобальном масштабе. Предполагаю, что сложность ситуации обусловлена невозможностью повторения социальной истории развитых стран развивающимися. Современные вызовы - задачи устойчивого развития России и всех стран (без стихийного развития экономики денег, без рывков и резких торможений, без войн и революций) предлагаю начать решать уже сейчас цифровыми, экспертными методами на суперкомпьютерах в связанных системах координат жизнедеятельности, культуры сообщества и человека, объединяющей в себя: гелиоцентрическую, геоцентрическую, общественно-экономическую (государственную, гражданскую, частную), личностную ценностную систему с опорой на собсвенное достоинство, конкретную по каждой ценности и т.д. В XXI веке системы координат социального управления надо технологически оцифровать, формализовать и предложить для всех и каждого человека методики решения большинства жизненных ситуаций, множество удобных транспарентных ценностных ориентиров с необходимой детализацией по каждой ценности и их понятную взаимозависимость на основе достоинства человека. Сегодня человеку и сообществу уже некогда читать большую литературу и искать там ценностные ориентиры для своей жизни, человеку мало и демократии, и основной её ценности - свободы. Для модернизации общества нужно учитывать и применять все права, свободы и законные интересы на основе достоинства человека, которое станет прочной основой всех сфер социального взаимодействия, вертикальных и особенно горизонтальных отношений в обществе, которые не развивались со времён холопства на Руси до сегодняшних дней, в них не было нужды. Всевозможные табели о рангах, сохранившиеся в России с петровских времён, надо менять на этические кодексы и правила, исходя из социально-экономических условий сообщества или группы лиц. Предполагаю, что в основе всей жизни общества будет принято не верховенство ПРАВА, а верховенство ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА. Будет создан обновлённый календарь России и для многочисленных народностей отдельно. Население расстанется со многими заблуждениями культуры прошлого и приобретёт современные ориентиры.
Личностная система координат на основе достоинства человека, а в недалёком будущем и с учётом генома каждого человека, должна всюду внедряться в общественное сознание и в ближайшее время стать основой социальной методологии, методов и математического моделирования состояния и движения социальной материи. При этом успех будет зависеть от пропорций и уровня силового, монетарного и образовательного регулирования общественных отношений. При этом осознанное каждым достоинство человека является движущим фактором самоуправления.
Чтобы Европа и Россия не погрузились в хаос от стихийного и свободного деления собственности бывшего СССР и второго переселения народов, которое мы наблюдаем в наше время, надо формализовать и технологически увязать национальные ресурсы в этих системах координат для реализации ценностной экономики, подлинной культуры человека и социальной политики, чтобы процесс государственного управления и взаимодействия людей был математически прозрачен, обоснован и предсказуем. Работы по оцифровке Земли успешно ведутся компанией Google, впечатляющий опыт по оцифровке тела человека представлен в технологии Google Body Browser. Все дальнейшие успехи будут связаны с формализацией сообществ планеты в транснациональном проекте (часть такого проекта можно реализовать в Сколково, чтобы компенсировать усугубляющееся преступностью и коррупцией отставание в демократизации общества, которая была отложена в условиях надвигающегося 90-х годах экономического коллапса России). Однако время подсказывает необходимость создания и внедрения в России и постдемократических общественных отношений.
При этом уже сейчас надо обеспечивать минимальный уровень образования для понимания каждым человеком разницы между отдельными системами координат и временем: астрономическим, геоцентрическим, местным, социальным, личным. Например, человек в детстве, юности и зрелости проживает в различном личном времени. Сообщества нашей планеты живут в своём социальном времени, а Земля - Солнце имеют своё астрономическое время и календарь. От периодической активности Солнца зависят не только поперечные годичные кольца на срезе деревьев, но и качество поколения. Права, свободу и законные интересы завоевывает себе каждое поколение, но на ином уровне. Нельзя допустить, чтобы одно поколение создало ракеты, а другое поколение по неосторожности, по коллективному или персональному убеждению национального лидера его применило. Нельзя допустить и появление третьих стран с ядерными арсеналами и ведущих свою холодную войну или запуск своего спутника: например, вождём-меломаном за счёт продажи лесов племени вокруг Амазонки для трансляции песен о вожде. Полагаю, что нынешнее лидерство продуктивно, если основывается на незыблемости достоинства человека: открыто, распределено, всеобще и динамично; не подавляет активность и способствует ценностной ориентации человека для устойчивого развития.
Сегодня скорость социальных процессов ниже скорости изменения среды. Современная цивилизация нуждается в постоянном и популярном внимании к ценностным ориентирам человека, в том числе пора бы ввести и единый календарь для жителей Земли.
Например, никто не считал, но возможно, для устойчивого развития Кавказа там не следует расширять промышленность и демографические показатели, а как в Китае, ввести понятные каждому ограничения и предоставить рабочие места для молодёжи густонаселённых регионов в развивающихся районах России и остального мира. Впрочем, местное самоуправление в развивающихся районах надо вводить незамедлительно. Для меня и вектор развития Москвы - большой вопрос. Москва - континентальный мегаполис. Наша столица не продувается океанскими ветрами как Нью-Йорк и поэтому нравственность, социальные законы, этические кодексы социальных групп и корпораций, традиции москвичей в условиях отделения религии от государства должны стать более надёжными. Важное значение сегодня имеют принципы открытостиь и адекватности бюджетного и силового регулирования в Москве, генерирующие через каналы СМИ подобные действия по всей России.
Если предположить, что современная Россия отстаёт от развитых стран Европы на 100 лет, то наше общество сегодня, в 2010 году, входит в полосу привлекательности порядка (банального итальянского или хуже, германского фашизма). Народ остаётся нищим, неадекватным своему национальному богатству и согласно социальной инерции, не имея понятия собственного достоинства, продолжает нуждаться в начальнике и вожде. Следовательно, научным и политическим лидерам, экономической элите, всем здравомыслящим людям надо умело и осторожно применять меры социального управления в этот период нашего развития, предлагать нужные центры концентрации социальной инициативы, постоянно заботиться о повышении материального уровня и социальной культуры, прививать населению самостоятельность и толерантность, понятие личного суверинета и устойчивой жизнедеятельности в условиях сегодняшнего капитала и после капитализма, уже пришедшего в развитые страны. Например, не хватает денег: счастье можно увеличить за счёт любви, знаний, работы или другой ценности (см.рисунок), не забывая, что для мужчины главный фактор - женщина и наоборот для женщины - мужчина. Переход населения к ценностным ориентирам в скором времени может начаться через отказ молодёжи от пива и сигарет, а взрослое население в широких горизонтальных отношениях начнёт применять закон в отношениях друг с другом в быту и на работе, создавая экономику ценностей. При этом общество с укоренённым достоинством человека в менталитете народа удобнее складывать через личный состав Армии (ранее там ковали кадры для диктатуры пролетариата и командно-административной системы, да и теперь там вертикальные отношения преобладают), которая может выступить в качестве генератора граждан с защищённым достоинством для нового общества. При этом разрыв между людьми в силе, деньгах и знаниях будет постоянно сглаживаться законодательными и этическими нормами. Полагаю правильным будет ввести в закон о партиях не только количественные показатели, но и необходимость наличия научно-аналитического центра социального управления.
Автор полагает, что в современную эпоху глобализации, всеобщего понимания ограниченности энергетических ресурсов, начинается массовый уход населения всех стран от химер и идеологий. Вслед за научно-технической революцией человечество переживёт научно-гуманитарную. Каждый народ приобретёт обоснованные ценностные ориентиры на основе понятия "Достоинство человека", которое в XXI веке станет аксиомой общественного сознания, константой в инструментах электронной демократии, базисом для расчётов устойчивого развития человека, сообщества каждой местности. Подобно системе координат Декарта (x,y,z - знает каждый), обеспечившей развитие соременной науки и технолий, сегодня для модернизации и более счастливой жизни после модерна (капитализма) нужна развитая гуманитарная наука и понятная каждому система социальных измерений. При этом общепринятые три ориентира (канала)социального управления по силе (политика), деньгам (экономика) и знаниям (наука) надо дополнить друими эквивалентными, транспарентными, понятными и удобными для населения системами ценностных ориентиров (системами координат). У каждого человека с детства надо воспитывать уважение к себе и другим, ценностную ориентацию: гражданское участие в политике, экономике и самообразовании по этическим правилам, адаптированным для каждого возраста.
Дальнейшее развитие и модернизацию страны смогут осуществить только самодостаточные, ценностно ориентированные люди на основе всеми понимаемого, уважаемого и защищаемого достоинства человека, пользующегося всеми правами, свободами и законными интересами человека и гражданина для самосовершенствования и самоорганизации различных сообществ, общества и человечества. В этом ключ к благополучию настоящей и будущей России.
12.12.2010