Швейцер (Schweitzer) Альберт -
немецко-французский мыслитель, богослов, врач, музыковед и
органист; всемирно известен антивоенными выступлениями.
Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С
1899 доктор философии (диссертация "Философия религии Канта",
1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины.
В начале 20 в. завоевал известность как концертирующий органист.
Основное значение Швейцер как музыковеда связано с его работой о
И.С. Бахе. Оказал влияние на современный стиль исполнения музыки
Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству.
В 1913 вместе с женой - медицинской сестрой Элен Бреслау на
собственные средства основал больницу в Ламбарене, которая стала
для Швейцер главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В
1928 Швейцер присуждена Франкфуртская премия Гёте, в 1952 -
Нобелевская премия мира, на средства от которой Швейцер построил
лепрозорий в Ламбарене.
Исходный принцип мировоззрения Швейцер - факт жизни
(противопоставляемый у Швейцер факту мысли как производному).
Возражая декартовскому "я мыслю, следовательно, существую",
Швейцер предлагает формулу: "я - жизнь, которая хочет жить среди
жизни". Отсюда Швейцер выводил основной этический принцип
"благоговения перед жизнью", требующий сохранения и
совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Швейцер, - не
только закон, но и коренное условие существования и развития
жизни. "Благоговение перед жизнью" должно, по мысли Швейцер, стать
основой этического обновления человечества, выработки норм
универсальной космической этики.
Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Швейцер
выступал против господства "всеобщего" над "конкретно-личным". В
экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа:
волю как выражение свободного и нравственного существа человека -
знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, в основе которого
лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли
Швейцера, "понимающее" отношение к миру приводит к скептицизму,
выражающему "духовное банкротство цивилизации". Швейцер
противопоставлял культуру цивилизации, критиковал "техническую
эру" и "внешний прогресс". Согласно Швейцеру, этика призвана
органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс
человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием
развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый
конкретным обществом. Швейцер ставил своей задачей создание
философски обоснованного и практически применимого
оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую
личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческую
активность. С этой гуманистические позиции Швейцер критиковал
нравственное состояние современного буржуазного общества,
переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 Швейцеру сооружены
памятники в Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге.
Сочинения:
Die psychiatrische Beurteilung Jesu, T?bingen, 1913;
Kulturphilosophie, Bd 1-2, Munchen., 1923;
Das Christentum und die Weltreligionen, M?nch., 1924;
Le probl?me de l’?thique dans revolution de la pens?e humaine. P.,
1952;
Friede oder Atornkrieg, Bern, 1958;
Die Lehre der Ehrfurcht vor dem Leben, 2 Aufl., B., 1963; в рус.
пер. - И. С. Бах, М., 1964;
Культура и этика, М., 1973;
Письма из Ламбарене, Л., 1978.
Литература:
Друскин М., А. Швейцер и вопросы баховедения, "Советская музыка",
1960, № 3;
Левада Ю. А., А. Швейцер - мыслитель и человек, "Вопросы
философии", 1965, № 12;
Геттинг Г., Встречи с Альбертом Швейцером, пер. с нем., М., 1967;
Альберт Швейцер - великий гуманист XX в., М., 1970;
Петрицкий В. А., Этическое учение А. Швейцера, Л., 1971;
Носик Б. М., Швейцер, М.,1971;
Langfeldt G., A. Schweitzer. A study of his philosophy of life, N.
Y., 1960;
B?hr Н. W. [Hrsg.], A. Schweitzer. Sein Denken und sein Weg,
T?bingen, 1962;
M?ller R., 50 Jahre Albert Schweitzer - Spital in Lambarene, "Munchener
medizinische Wochenschrift", 1963. Bd 105, №51, s.2521/2530; Clark
H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964;
Marshall G. N., An understanding of A. Schweitzer, [L., 1966].