Размышления

Возрождается суверенная Россия, в стадии становления находятся ее силовые структуры и их нравственность. Хочется надеяться, что этот период истории станет более плодотворным для народов России.

Лично меня, еще вчера активного военного человека, сейчас больше волнуют процессы реформирования Армии, которые искусственно замедляются, а действующее законодательство по букве, а самое главное по духу не соответствует теперешнему времени. Воин срочной службы снова полу раб, а воины кадров, впрочем, как и руководство Министерства обороны, - вечные просители. Правовое положение граждан в военной форме условно, то есть оно зависит по-прежнему от мнения начальника. В обществе продолжаются межличностные отношения гражданской войны, возникшие в период 1917-1938гг.

Согласуется ли такой порядок с концепцией правового государства, со статусом свободного гражданина, рыночной стоимостью ратного труда и непрерывным развитием гражданского общества? 

Нет! Законодатель декларировал в пакете военных законов и уставах, что воин - гражданин и призван защищать Отечество, то есть земли своих отцов, их нравы, обычаи, могилы...

И это правильно по форме, но время вложило много нового в содержание Отечества, оставив в нём неизменным только могилы отцов.

Следовательно, в законах и уставах надо определить сущность профессии воина согласно духу нашего времени, "гражданскому миру"  и уточнить материальные основы его жизни.

Если посмотреть в законы советского периода, то можно увидеть, что воин защищал тогда Советы, Союз и Социализм в том числе и от внутренних врагов и имидж воина соответствовал морально и материально государственной системе ушедшего периода.

Сейчас, согласно велению времени, воин содержится для защиты Прав, Свобод и законных интересов всех граждан, суверенитета, территориальной целостности и национальных интересов России. И это назначение воина должно быть в определении его долга, служить моральной основой его профессии. Но вот материальной основой теперь может быть только собственность, а не оклад в бумажных рублях.

Материальной наградой служения Отечеству теперь может быть только гарантии государства предоставить воину за 20 лет службы 25 соток земли и возможность построить современный дом. Причем, порядок и правила получения этих благ может быть расписан хоть в трех томах.

И ответственность за нарушение воинской дисциплины может теперь определяться и в лишении материальных благ, и в темпах военной карьеры.

Уйдя от определения долга гражданина, проходящего службу в силовых структурах, лишив его активно участвовать в разделе общенародной собственности, законодатель косвенно отстранил силовые структуры от участия в реформах нашего общества. Но резервация силовых структур в наше время абсурдна, недопустима и преступна только потому, что эти силы не дарованы нам природой, а созданы на средства налогоплательщиков.

Если такое положение продлится - не миновать упадка государственной силы и активного участия силовых структур в реформах. Ибо при прямом попустительстве правительства сейчас , мягко говоря, неформальные вооруженные силы создаются в богоизбранной России стихийно, продолжая традиции гражданской войны и приступают к неформальному разделу собственности. А это не всегда хорошо. Реформы редко нуждаются в неформальных танках и тем более в трагедиях гражданских войн.

Армия может решать проблемы, но хирургическим путем. И такие операции сейчас не происходят только потому, что наша армия еще не готова к таким операциям. И дай бог мудрости нашему правительству уберечь гражданское общество в период его становления от такой хирургии.

Полагаю полезным убрать из уставов и должностных обязанностей положения, обязывающие начальников воспитывать своих подчиненных. Это явный атрибут гражданской войны. Вместе с устранением посягательств на личность в интересах "трудового" народа путем ее воспитания уйдет и такое явление в жизни армии как "дедовщина".

Сейчас целесообразно вернуться к традициям, когда все военнослужащие и в первую очередь офицеры были достойными гражданами мирного общества и соблюдали честь мундира. Их продвижение по службе шло в основном по очереди и только за подвиги и доблесть никто не возражал против назначения вне очереди.

 Необоснованное ущемление прав должно разбираться аттестационной комиссией и служить законным основанием ухода военнослужащего в отставку по собственному желанию, а не как предателя революционной Армии трудового народа.

Для предотвращения стихийного выступления Армии на политической арене нужно всем ветвям власти поддерживать инициативу ученых, общественности и граждан по подготовке проектов реформирования прежних силовых структур периода гражданской войны.

Целесообразно при Президенте иметь штатный Центр по реформе Армии с задачей постепенного преобразования его в сугубо гражданское министерство обороны и безопасности, а технические возможности систем управления войсками и оружием на основе технологий кибернетики на современном этапе нуждаются в особом внимании.

 Да и роль личности в будущих войнах существенно изменится. Не будет ярких бездарей или блистательных полководцев. Современная война это противоборство социумов и их систем управления в первую очередь. А потому и орган руководства войсками должен называться только штабом или комитетом начальников штабов.

Министр обороны в современном правительстве должен решать только проблемы содержания войск и их оснащения. Иначе он будет возглавлять или служить только путчам - силовому решению внутренних политических проблем.

Воин по своему статусу должен стать защитником гражданского общества, правительственного курса, реформ и других решений, а не нейтралом. Нейтралитет Армии или ее не твердая позиция может привести только к активизации не прекращающейся в стране гражданской войне власти со своим народом.

И здесь должен сказать свое слово Президент. Как Верховный главнокомандующий он не вправе отстранять Армию от реформ. Нарождающиеся гражданские структуры должны возвести контроль за силовыми ведомствами в ранг важнейшей задачи.

Незамедлительно необходимо внести в военное законодательство, уставы и подзаконные акты предмет назначения Армии - защищать права и свободы граждан, гражданский мир, суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы России.

Необходимо и ввести оплату воинского труда граждан, ставших военнослужащими по призыву Президента. Это послужит началом скорейшего перехода к формированию профессиональной Армии на добровольных началах по контрактам с сводными гражданами России.

Усилить контроль общественности за нарушениями законных прав и свобод военнослужащих.

Устранить общие обязательства государственных органов перед кадровыми военнослужащими и в основном перейти к конкретной оплате ратных заслуг гражданина.

Свобода творит чудеса не только с генералами, но и большинство нашего населения, не имеющего собственности, она опьянила как хорошее вино без соответствующей закуски.

И это понятно. Нет собственности - нет и основы для ответственных действий.

Шоковая терапия разрушающее сработала для государства в целом и благотворно сказалась лишь на методах руководства приватизированной собственностью малой части способных чиновников - этих современных феодалов, которые деля "по своему" собственность, могут привести страну к кровавой усобице из-за элементарных условий бытия на фоне наших стратегических ракет и ядерных арсеналов военного и мирного назначения.

У населения нет и не было ресурсов для шоковой терапии, нет и не было практики быть свободными гражданами. Спьяну народ проголосовал за "русский порядок" в конце прошлого года, а слегка протрезвев в марте 1994 года, совсем не пошел на выборы - нищему выборы ни к чему.

Мы сможем стать полностью дееспособными гражданами только после раздачи государственной собственности. Только после некоторой практики хозяйствования при обязательной поддержки и страховки государством.

И если в марте 1994 года население проголосовало ногами на выборах представительной власти, а чиновники администрации активно формировали депутатский корпус, то это значит, что правительству надо к осени скорректировать систему раздачи государственной собственности - обеспечить равные возможности доступа к ней, обеспечить гарантии мелким собственникам и назначить выборы вновь, но уже под наблюдением выборных комиссий и комитетов самоуправления. Иначе администрация сформирует нужный для себя депутатский корпус. В наших условиях это будет означать приход к рулю государства дряхлой коммунистической номенклатуры - партии власти.

 Опасность такой реставрации заключается и в том, что она не способна работать на всё общество, а будет диктовать свои взгляды и насилием проводить в жизнь для продления своего существования. 

Но не только порядок раздачи собственности должен уточняться. Все сферы нашей деятельности подлежат коренным реформам, а их ход нуждается в постоянном контроле комитетов самоуправления и уточнении на местах их деталей.

В Армии, как и обществе в целом, в настоящее время идут процессы ее реформирования, идет смена ее ориентиров, своего назначения, уточняются порядок и правила функционирования в новых общественных отношениях.

В Армии постреформенной России могут хорошо служить только собственники в широком смысле этого слова, а потому Армия не может стоять в стороне и от проблем раздела общенародной собственности.

Необходимо включить личный состав Армии в раздел собственности и дать ей приемлемые ориентиры. Но где эти рецепты?

Конечно, их могут выработать и люди для этих целей назначенные. Но массовыми носителями идей могут быть только активные граждане, формирующие своими действиями и публикациями общественное мнение, общественное сознание. И в конечном счете влияющие на концепцию безопасности, военную доктрину и всё военное законодательство.

Но Б.Ельцин все медлит и медлит с реформой.

1993-1994 гг.

Переход в начало сайта

 ...