4 ноября 1970 года был основан Московский Комитет прав человека.

 В этот день Валерий Чалидзе, Андрей Сахаров и Андрей Твердохлебов, все трое физики по профессии, подписали два документа (составленные Чалидзе): «Принципы» и «Регламент» (Сахаров в своих воспоминаниях объединяет оба документа понятием «Устав»). Задачи Комитета они видели в конструктивном изучении теоретических и практических проблем в сфере прав человека, в распространении знаний о законах и уважения к законам — как советским, так и международным, в проведении частных консультаций по правовым вопросам. В Комитет не принимались «члены политических партий» и «лица, намеревающиеся использовать членство в Комитете для политических целей». Чалидзе настаивал на скрупулезном соблюдении Регламента. Он полагал, что таким образом обществу будет преподан наглядный пример уважения к юридической процедуре, которая является существенным элементом законности и необходимой защитой от злоупотреблений власти.

http://memory.sakharov-center.ru/KlainBook/0Main2.asp?BookPartID=76

http://www.sakharov-center.ru/publications/Cennosti_i_lichnost/title.htm


В школе в 7-8 классах я изучал Основной закон, Конституцию, а теперь после многих лет жизни мне представляется, что надо было бы назвать предмет Права гражданина, основные ценности человека.

Сегодня права человека обозначены в обязательном образовательном минимуме в виде трёх последних предложений:

"... Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура."

Начинается программа минимума так:

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/p_min/pr56-1.html#12

Убеждён, полезнее раздел начинать с понятия Человека, как это, например,  пытается сделать О.А.Кудинов в своём кратком курсе по правам человека:

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Центр мироздания - это человек; смысл права - это гарантии и защита прав и свобод личности; цель любой правовой реформы - это расширение прав и свобод личности, совершенствование механизмов их зашиты. Личность первична - общество и государство вторичны; институты публичной власти (государственные и местного самоуправления) и система законодательства — это не более чем механизмы, средства защиты прав и свобод личности.

Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие прав человека появилось в период революций XVII-XVIII вв.

Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из

основных признаков гражданского общества и правового государства.
 

15.03.2007г.

Б.Майоров